Методическая разработка занятия по по дисциплине Обществознание на тему: Цивилизация России


Тема: Цивилизация России.
Форма урока: Изучение проблемы с опорой на знания учащихся и коллективный поиск решения. Подготовка к ЕГЭ.
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « цивилизации». Выяснить место России в мировой цивилизации. Проанализировать исторический путь России, выявить факторы, влияющие на развитие российской цивилизации. Опираясь на исторические знания учащихся, рассмотреть философские взгляды «западников» и « славянофилов» на развитие России.
Развивать умения учащихся работать с неадаптированными текстами научной и философской направленности, анализировать общественные явления и процессы с различных позиций, вырабатывать коммуникативные умения.
Способствовать развитию и укреплению гражданских и патриотических позиций учащихся, формировать толерантность.
Эпиграф урока.
«Нам всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего?
Без правды сущей.
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы не была горька.»А.Т Твардовский
Ход урока.
Фронтальная работа с учащимися. Вопросы к классу.
1 Цивилизация это-- ? 2 Когда термин цивилизация был введен в научный оборот?
3 Авторами стадиального развития цивилизаций являются. ( У Ростоу, О. Тоффлер).
4 Представителями локальных цивилизаций являются? ( Н.Я Данилевский, Арнольд Тойнби). Назовите их главные труды, посвященные изучению цивилизаций? ( «Россия и Европа»-Данилевский. « Постижение истории» - А Тойнби). 5 Что, с точки зрения А Тойнби является причиной возникновения цивилизации? ( Действия закона вызова и ответа).
6 Русский ученый Л.Н Гумилёв считал, что цикл развития Цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно 2, 5 тысячи лет. Согласны ли вы с ним?
7 Цивилизация есть стадия умирания культуры. Кому принадлежат эти слова? ( Освальду Шпенглеру). Как, назывался его научный труд? ( Закат Европы).
8 Какие особенности характерны для древних цивилизаций? (появление имущественного неравенства, начинает развиваться торговля, зарождение письменности, возникновение городов, формирование государственности, появление письменных законов).
9 Назовите главные ценности западной средневековой цивилизации? ( идеи индивидуализма, либерализма, прав человека, равенства, свободы, главенства закона, демократии, свободной экономики, отделения церкви от государства. 
II. Работа с мультимедийным проектором. Задание часть «В».
« На основе моральных заповедей христианства сложились основные духовные ценности 1 …………. цивилизации. Существенной чертой этой цивилизации является то, что личному началу придаётся главенствующее значение, то есть в обществе главенствует принцип 2…….. .
На этой основе возникла и такая черта ментальности, как нацеленность на изменение, социальное переустройство. В дальнейшем на этой почве возникло стремление покорять природу, что, в свою очередь, породило в современном мире сложные 3……… проблемы. В новое время установка на преобразование постепенно привела общество к разрыву с 4 …… .
А Восточная
Б Западная.
В Индивидуализм
Г Культура 
Д Материальные.
Е Традиции
Ж Экологические. Ваша задача состоит в том, чтобы расставить в тексте понятия, предложенные ниже, в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв. 
III. На основе первых религиозно – философских учений - даосизма, буддизма, конфуцианства сложились духовные ценности 1……. цивилизаций. Существенной чертой этих цивилизаций является то, что личное начало приглушается, подчиняется принципу 2…….. . Социальный мир этих цивилизаций и сегодня достаточно пестр и представлен многочисленными этническими, религиозными, 3…… группами. При этом сами группы занимают разное положение в обществе, образуя социальную 4 …… Именно благодаря этому такой тип обществ характеризует относительная социальная 5 ……. .
А. Восточная Д. Коллективизм
Б. Западная Е.Индивидуализм
В. Иерархия Ж. Общность
Г. Сословные З. Стабильность Ваша задача состоит в том, чтобы расставить в тексте понятия, предложенные ниже, в местах пропусков. Ответом должно бать сочетание соответствующих букв. 
IV. Изучение новой темы. На экране мульти. проектора видеоряд событий нашей страны.
Вопрос к классу. Вы, наверное, уже догадались что, сегодня на уроке мы рассмотрим российскую цивилизацию. Эпиграфом к нашему уроку будут такие слова.
Нам всего иного пуще
Не прожить наверняка-
Без чего?
Без правды сущей.
Правды прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы не была горька.
Слова учителя. Российская цивилизация, когда она появилась? Какое место она занимает в общемировой цивилизации. На российский цивилизационный путь развития существуют разные точки зрения.
1.Россия это восточная цивилизация.
Да, скифы мы. Да, азиаты мы,
С раскосыми и жадными очами.
А.А.Блок.
2. Россия - это западная цивилизация. Мы старый решаем вопрос.
Кто мы в этой старой Европе?
В.Я. Брюсов.
3. «Россия самобытная цивилизация.
Про нас можно сказать, что мы составляем как бы одно исключение среди народов.
Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью вчеловечество». П.Я Чаадаев.
4. «Россия сочетает в себе качества и западной и восточной цивилизаций.
Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские». А.П. Чехов.
5.У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки…
Мы - европейские слова
И азиатские поступки.
Н.Ф.Щербина.
Ранее изученный материал позволяет нам рассматривать мировую цивилизацию, как параллельное становление двух типов цивилизаций- западной и восточной. Проблема Восток – Запад часто обсуждалась в российской общественной жизни и непременно всплывала в переломные эпохи нашей страны, когда в очередной раз решались судьбы страны.
В 30 годы 19 века русским философом П.Я Чаадаевым была написано. Что Россия это особый мир, что она не принадлежит ни к Европе , ни к Азии. Но надо доказать, что человечество помимо двух своих сторон, обладает ещё и третей стороной. Бремя такого доказательства взяли на себя современники Чаадаева.
Сообщение Эдик Андреев. « В 1839 году в московских светских литературных слонах стало распространяться записка « О старом и новом» Её автором был Алексей Степанович Хомяков( 1804- 1860 гг) поэт, философ, математик. Родился А. С. Хомяков в Москве в семье богатого дворянина, пережил нашествие Наполеона в 1812 году. От своей матери перенял строгие нравственные правила и уважение к национальным традициям. В 1822 году сблизился с будущими декабристами К. Рылеевым и А.Одоевским. Их объединяло возмущение рабским положением русского народа, недавнего победителя в войне с Наполеоном. Но Хомяков был категорически против идеи вооружённого переворота, предвидя западный сценарий вступления общества в буржуазную формацию, мораль и порядки которой противоречили русскому национальному сознанию. У Хомякова, который доказывал уникальность России появились единомышленники это братья Киреевские , братья Аксаковы, Самарин, Даль, и другие. Их стали называть славянофилы. Главные особенности славянофилы усматривали в крестьянской общине и православной вере. Они считали , что православие принесло а Россию дух братского общения и человеческой теплоты, поэтому в Росси нет внутренней борьбы , все социальные группы и сословия мирно уживаются друг с другом. Выдвинули идею единства православия , самодержавия, народности. Им принадлежит формула « сила власти царю сила мнения народу». Выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, были против конституции по западному образцу, критиковали реформы Петра первого. Будущее России для Хомякова рисовалось в виде корабля, мчащегося через волны, с поднятым флагом, на котором будет виден « правды суд и мир любви». Умер Хомяков в разгар подготовки отмены крепостного права»

Их оппонентами были «западники» Грановский , Герцен, Кавелин, Огарев, Соловьев, Чернышевский и другие. Они считали, что нужно всесторонне использовать опыт Запада, были за господство частной собственности, широкое применение наёмного труда, выступали за парламентаризм и конституционный порядок.
Зарубежные историки относили Российскую цивилизацию к восточной. Задание классу. Найдите в учебнике высказывание американского историка Д.Тредголда, подтверждающее, эту мысль. Ученики должны зачитать. (политический монизм, социальный монизм, слабо выраженный принцип собственности, произвол, отсутствие понимание личности как абсолютной ценности).
Для того, чтобы оценить самостоятельно названые точки зрения на процесс становления Российской цивилизации нам необходимо вспомнить знания из курса отечественной истории.
Вопросы к классу: Россия как локальная цивилизация зародилась.1.Назовите время и место возникновения российской цивилизации? (9 век, Восточно- Европейская равнина). Вспомните, периодизацию российской истории. (9-12вв, 12-13 вв, 13-16, 17, 18-20,)
Влияло ли географическое положение и природные условия страны на Российскую цивилизацию?
1Обширная слабозаселённая территория, не защищённая естественными преградами граница. 2Сложные климатические условия, для большинства территорий.
3Оторваность от мировых морских путей и морской торговли.
4 Значительная удалённость России от центров мировой цивилизаций.
5 Половина территории занята лесом.
6 Обширная речная сеть.
7 Постоянная колонизация страны её населением.
8 Промежуточное положение между Европой и Азией.
9 Многонациональный состав населения.
Вопрос к классу: Что из названого оказывало положительное , а что отрицательное воздействие?
Учитывая обширную открытую территорию, низкую плотность населения, сложный климат сделать это пространство цивилизованным было очень сложной задачей. Появлялись особенности развития, обширность территории породила экстенсивный путь развития, то есть расширяющийся, увеличивающийся количественно. Незащищённость границ приводило к тому, что русское общество становилось традиционно милитаризированным, то есть военным. Пространства повлияли и на систему власти. Она будет очень сильно централизованная. Сама среда обитания значительно тормозила развитие цивилизации, здесь формировались люди, упорно работавшие в короткое лето и затем вынужденно отдыхавшие долгими зимами. Не отсюда ли отсутствие тяги к систематическому равномерному труду.
Для расширения выше сказанного давайте обратимся к письменным источникам. Русский историк С.М Соловьёв писал о природных условиях и особенностях российской цивилизации.
Перед вами текст № 1 . Задача прочитать и ответить на поставленные вопросы. « Мы так часто употребляем выражение: Западная и Восточная Европа, так много знаем, так много толкуем о их различии и следствиях этого различия, но если путешественник, переезжающий из Западной Европы в Восточную или наоборот, свежим взглядом посмотрит на их различие… то, конечно, прежде всего скажет, что Европа состоит из двух частей: западной, каменой и восточной, деревянной. Камень, так называли у нас в старину горы, камень разбил Западную Европу на многие государства, разграничил многие народности, в камни свили свои гнёзда западные мужи и оттуда владели мужиками, камень давал им независимость; но скоро и мужики огораживаются камнем и приобретают свободу, самостоятельность; всё прочно, всё определено благодаря камню; благодаря камню поднимаются рукотворные горы. Громадные вековечные здания. На великой восточной равнине нет камня, всё ровно и потому одно небывалое по своей величине государство. Здесь мужам негде вить себе каменных гнёзд, не живут они особо и самостоятельно, живут дружинами около князя и вечно движутся по широкому беспредельному пространству; у городов нет прочных к ним отношений. При отсутствии разнообразия, резкого разграничения местностей нет таких особенностей, которые действовали сильно на образование характера местного народонаселения, делали для него тяжким оставление родины, переселение. Нет прочных жилищ, с которыми тяжело было бы расставаться, в которых бы обжились целыми поколениями; города состоят из кучи деревянных изб, первая искра и вместо них куча пепла. Беда впрочем, невелика, движимого так мало, что легко вынести с собою, построить новый дом ничего не стоит по дешевизне материала; отсюда с такой лёгкостью старинный русский человек покидал свой дом, свой город или село; уходил от татарина, от Литвы, уходил от тяжкой подати, от дурного воеводы или подьячего; брести розно было не по чём, ибо везде можно было найти одно и тоже везде Русью пахло. Отсюда привычка к свободе народонаселения и отсюда стремление правительства ловить, усаживать и прикреплять.
Вопросы.1Какие природные особенности перечисляет Соловьёв.2 Чем природные условия Западной Европы отличаются от природных условий России.3 Какие исторические особенности формировались в российской цивилизации.
Вопрос к классу: Влияли ли на формирование Российской Цивилизации другие цивилизации?
( Ответ. Да. Византийская цивилизация. Принятие православной веры по христианскому образцу).Вопрос к классу: А монголо- татарское иго оказало ли оно влияние? Если, да то, какое положительное или отрицательное? Выслушиваю ответы учеников. Подвожу итог. Вы не пришли к единому мнению, единого мнения нет и среди учёных историков и философов.
Заслушать высказывания: читают Аделя и Саманта.
С. Н Трубецкой русский философ( 1890- 1938).
« Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Московские цари, далеко не закончив
ещё «собирание русской земли», стали собирать земли западного улуса западного улуса великой монгольской монархии: Москва стала мощным государством лишь после завоевания Казани, Астрахани и Сибири. Русский царь являлся наследником монгольского хана. Свержение татарского ига свелось к замене татарского хана православным царём и к перенесению ханской ставки в Москву. Русская государственность в одном из своих истоков произошла из татарской».
Савицкий начало 20 века историк – евразиец. Без «татарщины» не было бы России… Ту беспомощность, с которой Русь предалась татарам, было бы нелогично рассматривать как роковую случайность; в бытии дотатарской Руси был элемент неустойчивости, склонности к деградации, ни к чему иному, как чужеземному игу. Привести не могла. Великое счастье Руси, что она досталось татарам, и никому другому. Действием ли примера, привитием ли крови правящим, они дали России свойство организовываться военно, создавать государственно- принудительный центр, достигать устойчивости, они дали ей качество становиться могущественной ордой.
Милюков начало 20 века историк и политик. « Отнюдь не меняя основной линии исторического процесса в России, ханы только помогали ускорить её объединение, которое началось ещё раньше. Прямое же влияние монгольского ига, так же как и предшествующих, набегов из степи, было отрицательным. Что касается объединения России под единой централизованной властью, то этот результат был в значительной степени европейским. Он происходил в тоже, самое время 15- 16 века. Когда на Западе появились постоянные армии великие европейские монархии».
Ключевский В.О. историк 19- 20вв. « Ордынские ханы не навязали Руси, каких либо своих порядков, довольствуясь данью, даже плохо вникали в порядок, там действовавший. Да и трудно было вникнуть в него, потому что в отношениях между тамошними князьями нельзя было усмотреть никакого порядка».
Новые явления российской цивилизации появляются после падения Византийской империи, Русь становиться преемницей Византии. Но и в это время, как, пишет, Ключевский в российской цивилизации были свои особенности.
НО! «В 1472 году Иван III женился на Софье Фоминичне Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Эта царевна привезла в Москву очень тонкий ум и получила здесь весьма, важное, значение. Бояре приписывали ей все неприятные им нововведения, какие с того времени появились при московском дворе. Её влиянию приписывали даже решимость Ивана сбросить татарское иго. Ключевский же утверждает, что Софья могла внушить лишь то, что понимали и ценили в Москве . Иван третий желал изменить все старые порядки, не соответствовавшие новому положению московского государя, а Софья лишь могла дать ценные указания , как и по каким образцам вести желательные примеры. Она больше влияла на декоративную обстановку и закулисную жизнь Московского двора, но не на политические дела. Она могла действовать только внушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Ивана. Хочется также напомнить, что в период правления Ивана третьего на Руси начинается закрепощение крестьян.
Вопрос к классу: Вспомните, когда это произошло?
1497год. Судебник Ивана III. Крепостное право было проведено с верху, путем постепенного лишения крестьян возможности переходить от одного феодала к другому, 1550 год, увеличение пожилого, 1581 год введение заповедных лет, 1649 год бессрочный сыск. Крепостное право как форма феодальной зависимости представляло собой весьма тяжёлый вариант по сравнению с Западной Европой, где крестьяне сохраняли право частной собственности, где крестьянская община была более динамична, чем русская, в ней гораздо быстрее развивалось индивидуальное начало. В российской же общине напротив выражены коллективные и уравнительные начала.
На какую особенность российской цивилизации, указывает П.Я Чаадаев « Россия целый особый мир, покорный воле одного человека, именуется он Петром и ли Иваном, не в этом дело вовсех случаях одинаково, это олицетворение произвола».
В 15 веке начинается, и зарождение самодержавной власти становление самодержавия шло в несколько этапов. Эпоха Ивана III, Ивана IV, первые Романовы, ну и конечно эпоха Петра I.
Работа с государственными символами. На проекторе изображение Герб эпохи Ивана III, Эпоха Фёдора Ивановича, Эпоха Петра Первого.
Вопрос. Какие черты Российского государства нашли символическое отражение в отдельных элементах герба, обозначенных цифрами.
Ответ зубчатая корона символизирует великокняжескую власть, восьмиконечный крест, символизирует православие как духовную основу государственной власти, корона Петра первого символизирует имперский характер власти.
Сообщение Рома Севастьянов. « После долгой татарской и московской изоляции Россия возвращалась в Европу при Петре первом как империя. Именно как империю воспринимали Россию на Западе, приветствовали северного великана. Созданная Петром Великим русская империя была открыта всем народам ( все флаги будут в гости к нам), но прежде всего она была открыта Европе, с которой Россия вновь как и во времена Новгород Киевской Руси , ощутила внутреннее единство. Новую столицу назвали градом Пета, ассоциация с прославлением небесного покровителя Петра Первого и с представлением о Петербурге, как о новом Риме. Герб Петербурга содержит в себе, мотивы герба Рима. Многое идёт в Российскую империю от шведов. Пётр перенимает от шведов принципы обучения военному делу. Строительство домов, плошадей. После сражения под Полтавой Петр принимал в свою службу всех офицеров, которые, объявили желание служить, ему и присягнул по большей части с теми же чинами , какие они имели в шведской службе. Петр пытался, построит по шведскому образцу, даже государственные учреждения. Как и Европе он стал во главе церкви Петр не боялся учиться у европейцев, ибо был уверен. Что открытая миру Россия, способна к усвоению новых смыслов, останется Россией, не потеряв себя».
В заданиях Егэ часть С по истории, часто можно встретить, такой вопрос; Ряд историков утверждают, что преобразования Петра первого в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни народа и дворянства. Какую другую точку зрения вы можете привести. Свой ответ аргументируйте. ( Формируется система учебных заведений, развивается наука, развивается культура) альтернативная преобразования коснулись узкого круга людей, не затронули основную массу людей, многие инновации имели принудительный характер, преобразования привели к углубленному социальному и культурному расколу общества).Раздача Эссе. Повторение критериев. Дома проанализировать.
Итак мы вспомнили исторический путь России до времён Петра первого. Для закрепления материала урока, выполним следующее задание
Выполнение задания части В.
Прочитайте текст, каждое предложение которого пронумеровано.
1 Главный идеолог славянофилов был А.С.Хомяков.
2 По-мнению западников общий путь развития у России и Запада.
3 Незащищённость границ приводила к милитаризации российского общества.
4Крепостное право окончательно оформилось в 17 веке.
5 Во- времена Петра I Россия стала империей.
Определите какие предложения носят
А – фактический характер.
Б- характер оценочных суждений. Назовите сочетания букв. Задаю домашнее задание. Дети сами выбирают темы для Эссе. Озвучивают. В конце нашего урока я порошу вас высказать ваши мысли, по какому цивилизазионному пути шла
Россия. Западный, Восточный, У России самобытный путь, Россия развивалась и по западному и по восточному пути.
Высказываю своё мнение.
У России:
Своё историческое прошлое, иные духовные ценности и образ жизни, во многом иная психология, сохраняющая черты общности и коллективизма. 
Своя особая политическая культура, порождённая многовековым господством государства над обществом, подавлением личности. 
Почти нет демократических традиций, политического диалога, компромиссов, нет опыта достижения консенсуса. 
В большинстве случаев неудачный опыт реформ. 
Поэтому мы никогда не станем второй Швейцарией, второй Швецией, вторым США.
Мы Россия, и останемся ею. Великой Евразийской Державой. Мы должны верить в Россию, а значит верить в себя.
Звучит песня Игоря Талькова « Я вернусь».
«Нельзя быть земле Русской без государя». Народная мудрость.
« В истории мы узнаём больше фактов и меньше понимаем смысл явлений». В.О Ключевский. 
« Познание минувших времён и познание стран мира - украшение и пища человеческих умов». Леонардо да Винчи. 
«Можно и должно заимствовать изобретённый другими способ вязать чулки; но нельзя и стыдно перенимать чужой образ жизни, строй, чувства и порядок отношений. Каждый порядочный народ всё это должен иметь своё». В.О.Ключевский.
«У каждый нации велика она или мала есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить». И.Н.Шевелёв.
«Познание и жизнь неотделимы». Л.Фейхтвангер. 
«Православная церковь не отделяет и не может, отделит себя от государства». К.П Победоносцев.
«Правительство единственный европеец в России». А.С Пушкин.
«Чем сильнее власть, тем меньше свободы». Римская мудрость.
 «Для того , чтобы не перестать принадлежать человечеству, Россия должна развивать фундаментальную науку». Н.В.Карлов.
« Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись». И.С.Тургенев. 
« Крепостное право – вопль отчаяния, испущенный государством».
В.О.Ключевский.
«Бессмысленно спорить, нужно или не нужны были России реформы Петра; они содержали то единственное лекарство, которое только и могло её спасти». А.Б.Каменский
« Историческая роль варягов на Руси была ничтожна…. О культурной роли варягов нечего и говорить».  Б.А. Рыбаков.