Статья «Создание успешной модели социализации детей с интеллектуальными нарушениями»
«Создание успешной модели социализации детей с интеллектуальными нарушениями»
педагог-психолог, заместитель директор по УВР ОГКОУШ № 39
Воецкая Л.М.
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.
Рост численности детей с ОВЗ в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их трудовой адаптации. Вместе с тем, ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ограниченными возможностями и семьи, в которой он проживает. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий. Это - разработка специальных программ, создание центров социальной адаптации, профильных учебных заведений и т.д. В этой связи возникает необходимость управления данным процессом, определения управляемых переменных, диагностики реального состояния социальной адаптации, её тенденций, разработки критериев оптимизации, разработки и использования эффективных социальных технологий
Специальное образование детей с нарушениями развития является неотъемлемой частью единой системы образования России. Оно рассматривается не как абсолютно самостоятельная сфера учебно-воспитательной деятельности, а как зависящее от основных психолого-педагогических, социальных, нравственных и идеологических проблем. Система специального образования призвана обеспечить образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями и (или) с психическими недостатками, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных для этого условий. Это право закреплено принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году Декларацией прав ребенка, в которой провозглашены 10 принципов предоставления ребенку прав и свобод. Один из этих принципов декларирует: «Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации относится сегодня к первоочередной задаче системы специального образования в России.
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
В настоящее время ОГКОУШ № 39 и филиал продолжает специализироваться на обучении детей с выраженной (F.71) и тяжелой (F.72) и глубокой (F.73) умственной отсталостью. И с каждым годом процент детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, ученика нашей школы приходится долго и упорно обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация - важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания. Педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием не только психо-физического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.
Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности. Учитывая особенности интеллектуального развития учеников специального (коррекционного) класса VIII вида, следует отметить, что именно формирование сознания умственно отсталого ребёнка наиболее затруднено и наименее поддаётся коррекции. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе.
«Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой».
Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью выходят такие предметы как «навыки самообслуживания», «хозяйственно-бытовой труд», «домоводство», «социальная коммуникация». В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения.
В ОГКОШ № 39 и филиале созданы модели успешной социализации детей с нарушением умственного развития и сложным дефектом.
Во исполнении конституционного права детей-инвалидов на образование в Ульяновской области дети-инвалиды с глубокой, умеренной, тяжёлой умственной отсталостью получают образование:
- в общеобразовательных учреждениях по месту жительства или в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах (школах-интернатах) VIII вида;
- в филиале областного государственного казённого общеобразовательного учреждения « Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 » (125 детей-инвалидов Государственного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка»).
Для вышеназванной категории детей в общеобразовательных учреждениях разработаны образовательные программы для детей с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, которые рецензированы на кафедре коррекционной педагогики Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Все дети-инвалиды получают комплексную реабилитацию и абилитацию.
В целях укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их социализации разработаны и используются программы по формированию навыков здорового образа жизни, адаптивной физической культуре ,музыкально-ритмические занятия, ЛФК, игротерапии. В целях успешной интеграции вышеназванной категории детей в общество в специальных (коррекционных) общеобразовательной школе успешно применяются программы обучения игры на музыкальных инструментах, хореографии, драматический театр, гимнастика и аэробика, ОФП и здоровый образ жизни, факультативные занятия: ОФР, логоритмика.
Одной из основных задач образовательного учреждения по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является их профессиональное самоопределение.
С этой целью в общеобразовательном учреждении разработаны и успешно реализуются образовательные программы по профильному и допрофильному обучению детей (швейное дело, слесарное, картонажное дело, младший обслуживающий персонал, ландшафтный дизайн, ремесло (для детей с умеренной, глубокой умственной отсталостью).В целях обеспечения социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, подготовки педагогических кадров Ульяновская область участвовала и стала победителем в конкурсном отборе региональных программ развития образования Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей в части распространения во всех субъектах Российской Федерации современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» в рамках проекта «Социализация детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 1-2 видов (для детей с нарушениями слуха)» В ОГКОУШ № 39 и филиал с февраля 2013 года входит в базовую площадку по направлению :- осуществлять образовательную деятельность на основе современных инновационных образовательных технологий;
-создать оптимальные условия в получении доступного качественного уровня образования,
-обеспечивающие возможность каждому участнику образовательной деятельности быть успешным в жизни,-транслировать передовой педагогический опыт социализации детей с нарушением интеллекта, проводить мероприятия по повышению профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Социальная адаптация приобретает особенно важное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые образуют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Состояние ограниченных возможностей здоровья человека определяется как такое состояние человека, когда биологические, социальные, психологические аспекты его бытия утрачивают свою тождественность норме, но сохраняется тенденция изменения этого бытия. Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении трудоустройства.