История моего населённого пункта


Из истории образования села Джанай Краснояского района Астраханской области
В документах государственного архива Астраханской области имеются следующие сведения о п. Джанай Красноярского уезда. В справочнике «Памятная книжка Астраханской губернии» за 1899 г. Указано, что п. Большой Джанай основан в 1861 г. В конце 19 века в Хожетаевской волости образовался п. Малый Джанай, в котором 1915 г. было 27 дворов и 231 житель. По архивной справке в 1914 году в с.Большой Джанай существовала земская школа, а в 1918 году она была преобразована в советскую школу 1 ступени. В связи с преобразованиями сел Большой Джанай и Малый Джанай в один населённый пункт - Джанай , с 1926 года школа стала называться Джанайской школой. В документах Астраханского статкомитета за 1878 г. в списке населённых пунктов красноярского уезда первого стана Хожетаевской волости значится поселок Джанай, расположенный при реке Ахтубе в 4 верстах от волостного правления. В посёлке имелось 70 дворов. Посёлок Джанай не имел самостоятельного административного устройства, относился к Хожетаевскому сельскому обществу и к приходам Хожетаевских мечетей. Первые поселенцы Джаная - кундровские татары, уроженцы села Хожетаево, основанного примерно в 1730г. В 1877г. имелись волостное правление, 7 торговых лавок, медресе, мечеть. Основным занятием поселения было скотоводство. Летом татары кочевали, а зимой жили в деревянных домах и глиняных мазанках. Для пастбищ жители Хожетаевки и Джаная располагали общим земельным наделом, за который платили ежегодный оброк. В справочнике «Труды Астраханского статистического комитета» за 1877г. в списке населённых пунктов Красноярского уезда п. Джанай не значится, но отмечено существование рыболовной ватаги Джанайского крестьянина Гамбурова при реке Ахтуба. В 1899г. в п. Джанай было 134 двора и 632 жителя, 1915г.- 171 двор и 669 жителей.
Слово «Джанай» в переводе означает «Лунная душа»
Природно-кламатические особенности
Граница муниципального образования "Джанайский сельсовет" начинается от граничного знака, расположенного на левом берегу реки Берекет, далее граница идет по суходолу в северо-западном направлении, затем по берегу ильменя Бахча-Куль, далее граница идет в юго-восточном направлении по середине ильменя Бахча-Куль протяженностью 1180 м, до установленного на юго-западном берегу ильменя Бахча-Куль межевого знака, далее граница идет по суходолу в юго-западном направлении протяженностью 691 м до безымянного ерика.
           Далее граница идет в юго-западном направлении по середине безымянного ерика протяженностью 1350 м, далее в юго-восточном направлении протяженностью 2479,5 м, далее протяженностью 80 м в юго-западном направлении до рыбоходного канала "К-4", затем в юго-восточном направлении протяженностью 1090 м до ильменя Мишкокуль. Граница идет в юго-западном направлении по середине ильменя Большой Мишкокуль протяженностью 670 м, в юго-восточном направлении по середине ильменя Большой Мишкокуль протяженностью 220 м, в юго-восточном направлении протяженностью 400 м до ильменя Каракуль, до установленного на северо-западном берегу ильменя Каракуль граничного знака. Граница идет в юго-восточном направлении по середине ильменя Каракуль протяженностью 920 м до ерика Кашгир, далее в восточном направлении по середине ерика Кашгир протяженностью 6795 м, до установленного на левом берегу ерика Кашгир граничного знака. Далее граница идет по суходолу в северо-западном направлении протяженностью 715,5 м, затем в северо-восточном направлении протяженностью 1580,6 м, пересекая реку Берекет. Затем граница идет в юго-восточном направлении протяженностью 5767 м, далее в юго-западном направлении протяженностью 1851 м. Далее граница идет по суходолу в юго-западном направлении протяженностью 1535 м, пересекает реку Берекет протяженностью 3592 м и идет до восточного берега реки Ахтуба.
           Далее граница идет в юго-восточном направлении протяженностью 290 м по середине реки Ахтуба до точки слияния реки Ахтуба с рекой Перекоп. Далее граница идет в северо-западном направлении по середине реки Перекоп протяженностью 1100 м до точки слияния реки Перекоп с рекой Бузан, огибая северную часть острова Чистый Яр.
         Граница идет в северо-западном направлении по середине реки Бузан протяженностью 5030 м. Далее граница идет в северо-западном направлении по середине реки Бузан протяженностью 2045 м.
Затем граница идет в северо-восточном направлении по середине протоки, соединяющей реку Бузан и реку Ахтуба, протяженностью 650 м. Далее граница идет в северо-западном направлении по середине реки Ахтуба протяженностью 7590 м до точки слияния реки Ахтуба с рекой Берекет. Далее граница идет в восточном направлении по середине реки Берекет протяженностью 2820 м, затем в юго-западном направлении протяженностью 100 м до южного берега реки Берекет, до установленного на южном берегу реки Берекет граничного знака, до первоначальной точки.          Чересполосный участок.
Граница чересполосного участка муниципального образования "Джанайский сельсовет" начинается от граничного знака, расположенного на восточном берегу реки Корсака, далее граница идет в западном направлении протяженностью 70 м до середины реки Корсака. Затем граница идет в северном направлении по середине реки Корсака протяженностью 1585 м до точки слияния реки Корсака с рекой Берекет, далее в северо-восточном направлении по середине реки Большой Кигач протяженностью 2640 м до реки Малый Кигач. Далее граница идет в юго-восточном направлении по середине реки Малый Кигач протяженностью 950 м до точки слияния реки Малый Кигач с ериком Алгарка.
 Далее граница идет в юго-западном направлении по середине ерика Алгарка протяженностью 2810 м, до установленного на западном берегу ерика Алгарка граничного знака. Далее граница идет по суходолу в северо-западном направлении протяженностью 1396 м, до первоначальной точки.
Население
 Коренное население села Джанай – ногайцы, которые славятся мастерством, гостеприимством, богатыми традициями. В школьном музее представлена экспозиция «Интерьер ногайского дома». В уютной комнате ковёр, сотканный руками сельчан, лежит на полу. На нём тюфяки, сшитые из лоскутков материи. Рядом сундук, в котором невеста хранила свои платья. По количеству нарядов судили о богатстве невесты. В колыбели, по – ногайски «бисек», подвешенной к потолку, укладывали младенца. Сохранилась старинная прялка, на которой наши бабушки пряли нитки для шалей. Коромысло напоминает о том времени, когда водопровода не было, воду приносили с речки. О гостеприимстве ногайки можно судить по красивой посуде, собранной на столе – самовар, красивый чайник, расписные пиалы, деревянные ложки. Керосиновая лампа была роскошью того времени. Роль утюга выполняла доска. Все представленные вещи были собраны в отделе усилиями наших сельчан. Работа в музее увлекательна и полезна, так как помогает нам узнать историю нашего народа, собрать и сохранить материалы для потомков. Мы рады видеть у нас гостей.
Информация о предприятиях и учреждениях социально-бытовой сферы
 На территории МО «Джанайский сельсовет» находится одно сельхозпредприятие - рыболовецкий колхоз "Заветы Ильича".    
 Рыболовецкий колхоз «Заветы Ильича» занимается добычей и переработкой рыбы, животноводством. Основным доходом колхоза является животноводство, добыча рыбы, ее переработка.  
За колхозом закреплено 4582 га сельхозугодий, из них пашни 80га, сенокосных угодий 1857 га. Численность работающих на 01.01.2012 г. составляет 49 человек. 
 На территории МО " Джанайский сельсовет" находятся  два банкетных зала для проведения торжественных мероприятий:
  1. Банкетный зал «Ильнара» адрес: с. Джанай, ул. Новая, 3а (ИП Джиенбулатова А.А.)
  2. Развлекательный центр "Рай" адрес: с.Джанай, ул. Молодежная, 1а (ИП Ходжаева М.Г)
 Филиал почтового узла связи, находящийся по адресу: с. Джанай, улица Молодежная, 2, оказывает населению следующие услуги: прием и оплата денежных переводов, прием коммунальных услуг, за телефон, подписка на печатные периодические издания. 
На территории МО «Джанайский сельсовет» функционируют две сельские библиотеки, два Дома культуры – в с.Джанай и в с.Ясын-Сокан.
Медицинское обслуживание жителей села Джанай и села Ясын-Сокан осуществляют фельдшерско-акушерские пункты МУЗ «Красноярская центральная районная больница». 
Школа наша достаточно взрослая. Из архивной справки 27 июля 2005 года следует: «В документах Государственного архива Астраханской области имеются сведения о существовании в с. Большой Джанай Джанайского сельсовета Красноярского уезда земской школы уже в 1914 г. (вероятнее всего школа могла быть открыта в этом же году или несколькими годами ранее.) В 1918 г. школа была преобразована в советскую школу I ступени. В с. Малый Джанай, входящем в тот же Джанайский сельсовет, с 1918 г. действовала советская школа I ступени. Но, в связи с экономическим кризисом начала 1920-х гг. в стране, она к 1924 г. закрывается. Учительствовал здесь Джалил Уразаев, а обучалось около 30 детей. В 1925 г. села Большой Джанай и Малый Джанай преобразуются в один населенный пункт – с. Джанай Джанайского сельсовета Сеитовской волости Красноярского района. К этому времени на территории этих населенных пунктов дейсвовала только одна Болше-Джанайская школа. В связи с произошедшими административно-территориальными изменениями данная школа к 1926 г. стала называться Джанайской школой».
18 января 2011 года – знаменитая дата. Наша родная школа отмечает свой первый день рождения. За это время мы достигли высоких результатов, побед в конкурсах, олимпиадах, провели множество интересных мероприятий, праздников.
Наша школа стала центром села Джанай. Её двери всегда открыты как для наших земляков, так и для гостей. Одной из достопримечательностей школы стал музей, над созданием которого работали и взрослые, и дети. Известно, что происходящие сегодня события через короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления по горячим следам, то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъёмка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, введение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея - всё это является важным средством документирования истории родного края.
Доска почёта
Абдул-Хамид Джанибеков (1879 – 1955) – известный этнограф, писатель, историк, основоположник ногайского литературного языка. А.-Х.Ш. Джанибеков был разносторонне одаренным человеком: первым собирателем и публикатором ногайского фольклора, зачинателем ногайской литературы, составителем первого национального алфавита, автором первых букварей и учебников по ногайскому языку и литературе, учебников и учебных пособий, словарей, научных работ и т.д. Родился Абдул-Хамид Шаршембиевич в семье мясника Шаршенбия, по разным источникам 3 или 5 или 18 марта 1879 г. в Астрахани, в микрорайоне Царев (Тиек, Тыяк). Теперь там есть улица Джанибекова и дом (№1) сохранился. Учился в медресе, но, вопреки шариату, занимался самообразованием — выучил русский язык, изучал историю, географию, русскую и восточную литературу. Кроме русского и ногайского языков, владел арабским, татарским и другими тюркскими языками. Учитель - это призвание А.-Х.Ш. Джанибекова, которому он был верен всю свою жизнь. Работал учителем в Хожетае, Джанае, Ясын-Сокане, преподавал среди юртовских ногайцев. Кроме учительской работы Абдул-Хамид был страстно увлечен устным народным творчеством ногайцев и поэтому он часто беседовал со стариками, слушал их рассказы и предания о борьбе ногайцев с калмыками в прошлом. А.Х. Джанибеков много путешествовал в регионах проживания ногайцев, везде записывал ногайские героические эпосы, любовную лирику, пословицы и поговорки, загадки, плачи, обрядовую поэзию и другие жанры фольклора. 
4 марта 2011 года в нашей Джанайской школе прошли Джанибековские чтения, посвящённые жизнедеятельности великого ногайского просветителя и учёного А.Ш.Джанибекова. Тема занятия - «Земля, родившая политиков, патриотов, просветителей». С утра в школе была торжественная обстановка – мы встречали гостей. В мероприятии приняли участие преподаватели ногайского языка, представители творческой интеллигенции из Карачаево-Черкесии, Дагестана, Ставропольского края, жители из Приволжского и Харабалинского районов области. В составе делегации из Карачаево-Черкесии приехал правнук А.Джанибекова – Марат Джанибеков. Сначала всем была предложена экскурсия по новому зданию школы, открытому в 2010 году. Затем состоялось заседание кружка ногайского языка.
Учителя начальных классов Джуманова С.Н. и Давлеталиева Г.Х. пригласили гостей на занятие кружка ногайского языка. Презентация познакомила с прошлым и настоящим с. Джанай. Фотографии свидетельствовали о трудолюбии, радушии ногайского народа, живущей на этой прекрасной земле. Дети рассказали о просветительской деятельности этнографа А.Ш.Джанибекова, творчестве поэта А.Умерова. Участники «Джанибековских чтений» в Джанайской школе говорили на певучем, красивом родном языке. Ещё раз доказав, что нельзя говорить о любви к малой родине, не зная его культуру, историю и язык. Ногайская культура продолжает процветать и сейчас и немалую роль в этом сыграл МЦНК «Эдиге». Из года в год он проводит вечера встреч по форме «джиенов» - массовых мероприятий, с большой культурной и просветительской программой. С начала 2007 года МЦНК «Эдиге» курирует деятельность детской Студии Ногайского Танца «Тулпар»— неоднократного участника и победителя многих конкурсов и фестивалей.
Доска почёта.
Из учебниках истории, литературных произведений мы узнаем о тех трудностей и лишениях, которые вынесли на своих плечах дети. Война лишила их мирного детства, солнца над головой, радости и счастья. В числе таких детей был Адилмамбетов Камун Нугманович. Детство его было тяжелым. В трудные предвоенные годы он, его два брата и сестра остались без отца. Много лишений они испытали в суровые военные годы. Голодали, испытали на себе все тягости жизни. Они помогали свои матерям в колхозе. Помогали старикам и больным. Когда Камуну Нугмановичу было 5 лет, от тяжелой болезни умирает его мать. Всех четверых детей на воспитание взяли чужие люди, но так как эта семья была очень большой, старших братьев вынуждены отправить учиться в город. Здесь они сами смогли получить специальность фрезеровщика и пропитание. Камун Нугманович с сестрой были вынуждены помогать женщинам-рыбачкам в плетении рыбацкой сети. Работа была изнурительной, требовала большого физического труда, после неё долго болели руки. В селе остались только женщины, старики, дети. Не перестаёшь удивляться силе, стойкости детей военных лет. Ведь на хрупкие детские плечи легли все тяготы проклятой войны. Он рассказывал, как они вместе с другими детьми прятались от шума пролетавших вражеских самолетов. Со слезами на глазах он вспоминал о том, как им, изнурённым голодом и тяжелой работой детям, часто приходилось лазить по помойным ямам в поисках пищи. Камун Нугманович всегда с благодарностью вспоминал своих приёмных родителей, которые дали ему и его братьям кров, кормили их, делились с ними всем. У него был врождённый недуг - он родился на свет с больными ногами. И долго не мог ходить. Благодаря своей огромной силе воли, характеру ему удалось встать на ноги и вместе с другими детьми посещать школу. Учился всегда хорошо. Особые знания у него были по математике. Поэтому и выбрал он себе профессию, связанную с этим сложным предметом. Работал учетчиком, бухгалтером, экономистом. Камун Нугманович был очень общительным, эрудированным собеседником. Он много читал и с ним было интересно общаться. Он побывал во многих городах России, учился он в Анапе, городе-герое Волгоград. Ходил в музеи, знакомился со всеми достопримечательностями этих городов. У Камуна Нугмановича много грамот, благодарностей за хорошую работу.
В августе 2008 года Камуна Нугмановича не стало. Его жизнь - хороший пример для молодых
Доска почёта
Сапаянов Сеендек Абдулович - творческий человек: любит петь татарские песни, слагает стихи о родном народе, играет на гармошке. После 60 лет у него родился дар к краскам, желание показать красоту природы на картинах. Вначале рисовал акварельными красками, затем масляными, теперь он использует специальные краски, подбирая нужные оттенки. О нашем земляке не раз писалось в газете. Теперь его картинами могут любоваться наши ученики и гости.
Книга памяти
Салимов Хамит Абдушевич участвовал в прорыве ленинградской блокады. Хамит Абдушевич родился в с. Хожетаевка в далёком 1924 году. Нелегко ему пришлось в жизни. Он рос в большой многодетной семье, где рано умер отец. Тогда он, рано повзрослев, взял всё хозяйство в свои руки, став главным кормильцем в семье. А семья у него была большая: мама и пятеро детей, где дедушка был старшим. Хамиту Абдушевичу только исполнилось двенадцать лет, а он уже работал в родном колхозе рыбаком, но этого не хватало, чтобы прокормить семью, тогда мой прадед, овладев самостоятельно различными профессиями, подрабатывал плотником, столяром. Он, также как и мы, имел право на счастливое, беззаботное детство, но так сложилась жизнь, что он был лишён этого права. Хамиту Абдушевичу только исполнилось 17 лет, он идёт служить в армию. Но это был 1941 год, когда немецко-фашистские захватчики вероломно напали на нашу страну. После трёхмесячного обучения в армии, его отправили сразу на фронт. Он идёт защищать свою Родину. Вся его юность прошла с автоматом в руках в битвах и сражениях за родную землю. Воевал Салимов Х.А. в 43 дивизии 78 стрелкового полка. Освобождал Латвию, Литву, Польшу, Эстонию от фашистов. Участвовал в прорыве Ленинградской блокады. Хамит Абдушевич вспоминал ленинградцев, которые разрушили замыслы врагов, как о невероятно выносливых, гордых и сильных духом людей. Жить им было безмерно тяжело, но они верили в нашу победу. За освобождение Ленинграда, он был награждён орденом Жукова. После прорыва Ленинградской блокады, идёт воевать в Псковском направлении. Чтобы освободить Псков, нужно было форсировать реку Нарва. Сложно было переправиться, т.к. немцы атаковали и с воздуха, и с суши. Пришла на помощь разведка, по данным разведки, в банный у немцев день, бойцы переправились через узкий перешеек реки. Переправившись на другую сторону реки, наши начали наступление. В этом бою он был ранен и отправлен в Ленинградский госпиталь. Победу встретил в Германии в немецком городе Дрезден. Хамит Абдушевич имеет награды и медали за проявленные мужество и отвагу, а также Благодарственное письмо от Сталина. Благодаря таким мужественным, храбрым и смелым людям, как Хамит Абдушевич, наша страна одержала победу в неравной войне с немецкими захватчиками. Пусть память наша о наших героях никогда не угасает, а с каждым годом становится все дороже.
Достопримечательность
Группа «Поиск» на базе нашей школы была организована в 1981 году при содействии учителя математики Ишмухамедовой Д.Б. Группа начала свою работу с поиска мест захоронения солдат, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Ею было найдено 11 мест захоронения, откуда были присланы горсти земли с могил наших земляков: Аликова Х.М. с Украины, Ажибаева М. с Ростовской области, Исенбулатова И. с Смоленской области, Шамухамедова Х. с Белгородской области, Дуйсенова М.Д. с Литвы, Кусабалиева З.С. с Орловской области, Айналиева М. с Брянской области, Исенбаева М. с Ново- франковской области, Бердиева Х. с Кировоградской области. Поисковики смастерили капсулы в виде пуль, куда насыпали землю, и в честь 40-летия Победы капсулы были захоронены под обелиском у здания сельского совета. Одновременно велась переписка с архивом г.Подольска, военкоматами тех городов, где воевали наши земляки, была налажена связь с другими поисковыми группами. Наша поисковая группа была награждена путёвками по местам боевой славы от города – героя Волгограда до крепости-героя Бреста, письмом–благодарностью от Советского Фонда Мира. Работа группы «Поиск» была продолжена другими ребятами, они как реликвию передавали материалы следующему выпуску. Каждый год 9 мая к обелиску возлагают венки, проходят митинги. Вечная память героям!
Я горжусь своим селом, земляками, защитниками Родины, тружениками тыла и труда. Моя земля взрастила честных, сильных, благородных людей. Клянусь, быть достойной сменой и продолжателем славных дел моей малой Родины.