Исследовательская работа по теме:Творчество А.П.Гайдара:прошлое или настоящее?
КГУ «Интернациональная средняя школа Тимирязевского района Северо-Казахстанской области»
Исследовательская работа
Секция: русский язык и литература
Выполнили: Сарсенева А., Чекушина К.
Руководитель: Пустовалова С.Б.
Содержание
Введение
Основная часть.
Нужно ли современным детям читать книги Гайдара?
а) биография писателя А.П.Гайдара;
б) анкетирование учащихся 3-11 классов;
в) пропаганда творчества А.П. Гайдара (классный час)
г) анкетирование родителей и учителей;
2. Почему книги Гайдара интересны для детей нашего времени?
а) главные герои произведений;
б) язык произведений Гайдара;
в) игра как связующее звено с жизнью в произведениях Гайдара А.П.;
г) тематика произведений А.Гайдара.
3.Вывод
Заключение
Введение
Однажды на уроке литературы учитель спросила нас, читали ли мы книги Аркадия Петровича Гайдара. На что мы ответили, что не читали и даже не знаем , кто это. Тогда учитель начала рассказывать , что А.П.Гайдар - детский писатель, который написал много хороших и интересных книг для детей.
«А знаете ли вы, откуда появилось тимуровское движение?» - спросила она. – «Если хотите узнать, то прочитайте повесть «Тимур и его команда»».
Мы прочитала эту повесть, и нам она очень понравилась. Мы решили узнать об Аркадии Петровиче Гайдаре и его книгах побольше. И поставили перед собой цель: доказать, что произведения А.П. Гайдара не должны оставаться в прошлом, что современным детям они тоже будут интересны и поучительны для них, а также исследовать , нужно ли современным детям читать книги А.П. Гайдара.
Чтобы достичь своей целей мы поставили перед собой следующие задачи:
- познакомиться с книгами А.П.Гайдара и его биографией;
- выяснить какие темы поднимаются в рассказах и повестях писателя;
- узнать , знают ли ученики 3-11 классов произведения Гайдара;
- выяснить у учителей и родителей , нужно ли современным детям читать книги Гайдара;
- показать, что произведения Аркадия Петровича Гайдара воспитывают и развивают культурные и патриотические ценности;
- пропагандировать творчество писателя.
II Основная часть
Прочитав биографию Аркадия Петровича, мы узнали, что Гайдар не настоящая писателя. Это псевдоним. В давние времена шли в поход воины-конники. Они высылали вперед всадника или «верхового». Этот всадник, скачущий впереди всех, назывался гайдаром. Таким дозорным своей страны и армии всегда хотел быть Аркадий Петрович Гайдар.
Настоящая фамилия писателя - Голиков. Он родился 22 (9) января 1904 года в городе Льгове Курской губернии, откуда потом его семья переехала в г.Арзамас.
В семье он был старшим сыном и братом. Кроме него, в семье было еще три девочки.
В 14 лет он вступил в ряды Красной Армии , в 15- командовал взводом, а в 16 – стал командиром полка . Это был самый молодой полковник в мире.
В 20 лет он был сильно ранен, из-за этого его уволили в запас.
С тех пор Аркадий Петрович стал писать.
А.П. Гайдар погиб 26 октября 1941 года., когда ему было всего 37 лет.
Любимых детских книг творец И верный друг ребят.
Он жил как должен жить боец
И умер как солдат. С.Я.Маршак
Аркадий Петрович когда-то сказал:
«Хочется мне написать для ребят что-то очень хорошее. Рассказать им, какое это счастье жить . на нашей замечательной земле. Хочется, чтобы ребята с детства учились любить Родину, честно жить и честно трудиться, беречь ее и защищать».
И мы считаем что у него это прекрасно получилось.
Потому что, во-первых, детям интересно читать произведения Гайдара, потому что главными героями его книг являются именно дети (от 4–х до 15 лет).
Во -вторых, Аркадий Петрович очень интересно пишет свои повести и рассказы. Одни он начинает как сказки. Например: «Жил Человек в лесу у Синих гор. Он много работал, а работа у него не убавлялась» («Чук и Гек»).
В других у него умели думать птицы, как ворона из рассказа «Синие звезды»: «Вот, - думала ворона, - вот идет опасный человек Санька с рогаткой в кармане».
Он как будто разговаривает с детьми на их языке.
А в- третьих, почти во всех произведениях Гайдара главные герои – дети - играют. В повести о Тимуре , мальчик и его друзья играют в «штаб», «позывные». Они играют, но по – настоящему помогают людям. В рассказе «Чук и Гек» именно благодаря игре, которая потом переросла в ссору, случилась вся история в произведении. В повести «Военная тайна» пионеры Владик и Толька, играя, выследили настоящего преступника.
Во всех произведениях А.П. Гайдара игра связана с жизнью. А для детей игра и есть их жизнь. Кроме того, все дети хотят быть хорошими, а произведения Гайдара учат именно этому: «..честно жить, честно трудиться, горячо любить свою Родину, беречь и защищать ее».
За свою жизнь он написал много хороших и интересных книг.
Герои его произведений совершают добрые дела и увлекают за собой других, помогают друг другу и тем, кто ждет их помощи. Как Тимур из повести «Тимур и его команда». Это произведение Гайдар написал в 1940 году. И все мальчишки и девчонки того времени хотели быть похожими на это доброго , смелого, честного мальчика. Именно после выхода фильма «Тимур и его команда» по всей огромной Советской стране стали действовать тимуровские отряды.
Спустя почти 75 лет, они действуют и до сих пор.
Наша школа не исключение.
Когда мы узнала, что тимуровское движение произошло благодаря повести А.П. Гайдара, мы решила выяснить, а знают ли наши дети нашей школы об этом.
Мы провели анкетирование среди учащихся 3-11 классов, а заодно и среди учителей и родителей, чтобы потом сравнить результаты. И выяснили, что современные дети не знают писателя Гайдара, не читали его книг, и поэтому не знают, откуда появилось тимуровское движение.
У нас появилась еще одна цель:
познакомить детей нашей школы с историей возникновения тимуровского движения.
Нами был проведен классный час на тему: «Творчество А.П.Гайдара», на котором мы познакомили учащихся начальных классов с биографией писателя, его творчеством, и пояснили, откуда появилось тимуровское движение.
На классном часе выступили учителя и родители, которые рассказали много хорошего об А.П.Гайдаре и его книгах.
Результаты анкетирования взрослых подтвердили, что они действительно хорошо знают о творчестве Гайдара, а также, что они выражают общее мнение о том, что современным детям необходимо читать книги Гайдара потому, что они учат добру, честности, воспитывают уважение к старшим и младшим, трудолюбие и любовь к Родине.
После классного часа малыши захотели прочитать книги Гайдара, но мы их предупредили , что в школьной библиотеке их нет, и давно не поступало. Но они есть в сельской библиотеке, о чем мы специально узнали.
III Заключение
Наше исследование показало, что современным детям необходимо читать произведения А.П.Гайдара.
И мы считаем, что доказали то, что книги Гайдара будут интересны детям нашего время.
Мы обращаемся к учителям и родителям с просьбой знакомить детей с творчеством Аркадия Петровича Гайдара. Потому что его книги учат доброте, честности и справедливости.
Список литературы:
1. А.П.Гайдар. Чук и Гек. Р.В.С. Рассказы. – М.: Дет. Лит., 1988. – 111 С
2. Гайдар А.Повести и рассказы/Послесловие Л.А.Кассиля;ил.Н.Г.Раковской.-М.:Правда, 1986. – 464 с.
3. Русские писатели, ХХ век. Библиографический словарь. В 2 ч. Ч I. А – Л/ Редкол. Н.А.Грознова и др.; Под ред. Н,Н.Скатова. – М.: Просвещение, 1998. –784 с..
Интернет – ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Википедия.
13PAGE 15
13PAGE 14915
Творчество А.П. Гайдара:
прошлое или настоящее?"