Татарский фольклор: его прошлое, настоящее, будущее.
Л.Ф.Мустафина,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
« Средняя школа № 64»
Татарский фольклор: его прошлое, настоящее, будущее.
Фольклор – это особая область народного творчества, которая создаётся коллективно трудовым народом, живущим на конкретной территории многие столетия. Фольклор отражает многовековой исторический опыт, мировоззрение народа на разных этапах его исторического развития в данных географических, климатических, экономических условиях. При этом фольклор , как устное творчество конкретного народа, конкретного края выполняет несколько функций: сохраняет эстетические и этические нормы народа, проповедует лучшие национальные качества народного характера, развивает национальное самосознание. На территории Среднего Поволжья издревле жили представители разных народов: мордва, чуваши, татары, русские и другие народы.
Национальная культура татарского народа создавалась в течение многих веков. Одной из её частей являются разнообразные виды и жанры поэтического творчества. Фольклор каждого народа важен тем, что отражает его думы, воззрения и переживания. Само же развитие фольклора и его специфика определяются историческими условиями существования народа .[1,с.5]
В татарском фольклоре отразились конкретные исторические особенности жизни татар. Волшебные былины, сказки о животных показывают особенности хозяйственной жизни предков татар, их обряды и обычаи, философские воззрения патриархально- родового и раннефеодального общества. Исторические предания и легенды отражают основные эпохи и значимые события: основание города Булгар, нашествие монголов, героическая борьба народов Поволжья за свободу и независимость. Свадебная поэзия сумела сохранить отдельные сведения о древних формах семейно - брачных отношений.
В народном творчестве отразились также и национальная психология народа, его быт, такие качества, как любовь к родной Земле, Природе, уважение к труду, презрение и ненависть к несправедливости, честность, добропорядочность, доброта и гостеприимство. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к образам положительных героев сказок, песен, баитов, к пословицам и поговоркам. Татарский фольклор насчитывает множество сказок о волшебных силах (сказка о Шуряле, о повисшем озере, о батыре-Мухе, о портном и т. д.). В реалистических сказках самым популярным образом является «хитроумный таз». Хитроумный таз это образ самого бедного, угнетенного, униженного человека. Но он мудр и хитер и побеждает врагов. Народ относится к нему с большой симпатией. В других сказках бедняк, пастух или батрак своим умом и хитростью побеждает богача («Салам Турхан»). Во многих татарских сказках отражалась горькая доля угнетенной женщины-татарки: «О проигранной отцом в карты Зульхабире», «О семи девушках», «О бедной падчерице» и т. п. Героические былины в татарском фольклоре встречаются редко. Нам известны народные сказки «О Маргян батыре», боровшемся против ханов за освобождение народа, об Эдгай батыре и др. Ряд сказок-легенд заимствован из фольклора других народов, но, художественно претворенный, получил своеобразный национальный колорит («Тагир-Зигря», «Ляйла Маджнунь», анекдоты Ходжи Насрутдин и т. д.). [2,с.2]
Наиболее распространенными жанрами татарского устного творчества являлись песни и баиты. Татарские народные песни в огромном своем большинстве состоят из строго рифмованных четверостиший, по содержанию не связанных друг с другом. Баиты и частушки, наоборот, сочинялись на одну определенную тему по случаю какого-либо события и представляли единое, целостное произведение. В народных песнях доминировали мотивы бедности, несчастья, трудного жизненного пути, несчастной любви и вынужденной разлуки. В ряде шуточных и сатирических песен высмеивались духовенство и богачи. Баиты носили повествовательный характер со многими лирическими отступлениями. Темой для баитов служили необычайные, но реальные события («баит о потонувшей гейше», «баит о Шамси Камале», «баит о касимском купце Ибрае» и т. п.), события общественного значения (русско-японская война, империалистическая война 19141918 и др.). Были и фантастические баиты: «баит о Сак-соке» (дети, превращенные в птиц), «баит о возлюбленной цыгана Хамиде», «баит о семи девушках» и т. д. Многие баиты отражали протест крестьян против эксплоатации помещиков и кулаков, стихийное крестьянское движение («мужицкие баиты», «баит о погибших батраках», «баит о Магдибай», «баит о Мукан Контона», и т. д.). Исследователи этого жанра считают, что в современном фольклорном репертуаре татар жанр баитов является угасающим, хотя в Ульяновской области ,судя по многочисленным их публикациям в татарской газете «Эмет»,в последние годы это самый распространённый жанр фольклора. Преобладающая тема современных баитов - потеря близкого человека, в основном авторами баитов являются женщины.[3,с.5]
Татарский фольклор богат и насыщен поговорками, пословицами, например : разлучившийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной плачет всю жизнь; тот, кто учён, от тысячи бед защищён, сказками-загадками.
Среди татар Ульяновской области, которых называют мишарами, широко распространены сказочные и легендарные истории книжного происхождения. Это фрагменты известных дастанов, приобретшие широкую популярность в татарской народной среде. Такие произведения могут быть либо отнесены к сказкам и легендам, либо классифицироваться как устный дастан. В 20 веке этот жанр был широко распространён в сёлах Ульяновской области, ни одно праздненство не проходило без исполнения дастана. Каждый раз , когда у нас дома собирали гостей - женщин, я заслушивалась дастанами в исполнении моей бабушки. Они отличались религиозным характером и напоминали такой жанр, как ода. В современной татарской деревне дастан можно услышать редко.[1,с 6]
До наших дней дошли татарские легенды и предания. В легендах живут баснословные существа Су – бабасы (водяной дед) ,Су – анасы ( водяная мать), Убыр ( колдунья, ведьма),Бичура ( кикимора) и другие.
Среди необрядовой поэзии выделяются собственно лирические песни, и песни – четверостишия ,и частушки –такмаклар. В отличие от песен казанских татар ,у мишар много сюжетных ,рассказывающих о разбойниках , об отъездах на заработки:
Югары очтан кутэрэлде томаннар,
Дэнья хэлэн бэлэп булмый,
Сау булыгыз, туганнар.
Песни – четверостишия – самый популярный жанр в татарской деревне. Их в основном исполняют на торжествах: на дне рождения, на юбилеях, на свадьбе. Поэтому можно назвать застольными песнями. Исполняют их все : и мужчины, и женщины. Татары это называют «кара – каршы ерлау». К сожалению, с изменением моды на проведение торжеств в татарских деревнях, исчезает и этот жанр фольклора. А как хорошо было бы проводить дорогих гостей такой песней:
Ай, сандугач, ник алай?
Анын модасы шулай,
Буген килден кунак булдын,
Иртэгэ дэ кил шулай.
Частушки – такмаклар – сравнительно позднее явление,возникшее в конце XIX - начале XX веков,распространено достаточно широко. Эти четверостишия могут носить как социальный , так и любовный характер:
Энэ килэ автомобиль,
Тиягэннэр кыярлар,
Бик кутэрмэ борынынны,
Чилэк элэп куярлар.
Фольклор других семейных обрядов для татар – мишар либо малохарактерен(при рождении ребёнка), либо вообще отсутствует( при похоронах).
Календарно – обрядовая поэзия мишар более всего является зимней и весенней. Зимняя поэзия связана с обрядом нардуган. Так, широко известными являются нардуган жырлары. В дни нардугана собирались посиделки (аулак), проводились ирища с ряженьем, совершали гадания на кольцах (йэзэк салыш) и распевали магические куплеты (фалачулар).
В дни весеннего солнцестояния при обходе дворов звучали навруз жырлары или коляды. Весенние праздники карга- туе( грачиный праздник),сабантуй, самый любимый и долгожданный праздник татар – мишар, также не обходится без песнопений и заклинаний. Песни исполнялись и по случаю весеннего паводка (жимчачак).
К сожалению, в последние годы интерес к фольклору заметно угас, людей больше привлекает всё зарубежное: стиль одежды и жизни, манера поведения и воспитания. Люди забывают о своих корнях, не знают родной язык. Многие современные татары не смогут назвать имени ни одного известного татарского писателя и поэта. Многие жанры фольклора забыты. Пора возвращаться к истокам, пока не поздно.
В настоящее время, как отмечают обществоведы, у многих народов проявляет себя тенденция национально – культурного возрождения, выражающаяся в стремлении к возврату в лоно своей культуры ,языка, обычаев и традиций. Фольклор является уникальным источником сохранения самобытности народа, его духовно – культурных достижений. Устное народное творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа, выступая важным средством кристаллизации духовной культуры, он выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельные жанры и произведения составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно – эстетические, политические, философские и художественно – эстетические взгляды. Считается, что народное творчество является важнейшим средством формирования личности, причём воспитательные функции фольклора весьма многообразны. В частности, в нём выражено представление народа и о целях и задачах, и о содержании, и о средствах воспитания; а также даются конкретные советы по воспитанию детей. Вот почему сам по себе фольклор, его содержательная часть, ценности, заключённые в нём, могут рассматриваться в качестве уникального и проверенного вековой мудростью средства воспитания.[4,с.5]
Литература:
1.Гордеева М.М. Татарский фольклор.-
2.Газета на татарском языке «Эмет», 2017г,№5
3.Татарская литература. Литературная энциклопедия. - Яндекс. Словари.
4.Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания.- Казань,2008.