Конспект урока по окружающему миру на тему: Какие растения весной цвести торопятся
Тема: «Какие растения весной цвести торопятся»
Цели: Дать представление об изменениях в жизни растений весной, познакомить
детей с разнообразием растений первоцветов;
Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: картина весенней лесной поляны,
красочные изображения цветов первоцветов,
большого улыбающегося Солнышка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня у нас опять необычный урок. Необычный потому, что у нас присутствуют гости и наше весёлое Солнышко. Оно вам вновь улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению.
- А теперь давайте настроимся на работу: откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
Я желаю вам успехов!
2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.
- Ребята, но в каждом деле нужна разминка. Поэтому вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке окружающего мира?
( О том, что скоро наступит весна)
***
Весна как девчонка игривая,
Ручьями задорно поёт,
И нас по тропинке извилистой
На лоно природы зовёт.
- Ребята, весна приглашает нас в гости на лесную полянку.
(Вывешивается картина весенней лесной поляны)
- Посмотрите и скажите, что происходит в природе с наступлением весны?
(Ярче светит солнце, начинает таять снег)
- Ребята, а какие объекты живой природы вы видите на этой прекрасной поляне? (Мы видим деревья).
- А можно ли эту поляну сделать ещё более красивой? Как?
(Украсить цветами)
- Верно, украсят нашу полянку цветы и поэтому тема нашего сегодняшнего урока: «Какие растения весной цвести торопятся».
3. Изучение нового материала.
а) знакомство с раннецветущими травянистыми растениями.
- Весна – пора пробуждения природы. Солнце светит ярко и посылает наземлю много тепла. Тает снег, и появляются первые весенние цветы.
- Ребята, а кто из вас знает, как называются цветы, появляющиеся ранней
весной? (Это подснежники).
- Верно, ребята! (выходит ученик с рисунком подснежника, читаетстихотворение и крепит рисунок на доску).
***
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник!
- Ребята, едва сходит снег, зацветают травянистые растения, которые назвали подснежниками. Кто-то говорит, что подснежник голубой, как весеннее небо, другие утверждают, что он золотистый, как солнечный луч, а третьи твердят, что он белый, как снег, который не успел растаять. Кто же из них прав? Как ни странно все! Часто подснежниками называют любые цветы, которые первыми показываются из-под снега – порой даже прежде, чем он сойдёт. Среди всех так называемых подснежников есть один настоящий – галантус. Это многолетнее растение, выпускающее ранней весной два узких листа и стрелку с белым изящным цветком. Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент изгнания Адама и Евы из рая было холодно, шёл снег, и Ева озябла. В утешение ей несколько снежных хлопьев превратились в цветки подснежника – вестника весны.
- А какие ещё цветы часто так же называют подснежниками?
(подготовленные заранее дома ученики, называют растение, читают стихотворение, крепят рисунок на доску).
***
Ветреница.
На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки, изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.
- Ребята, это растение получило такое название за то, что его цветок на тонком стебельке качается даже от лёгкого ветерка. К тому же это растение ядовито. Содержащиеся в нём вещества действуют на сердце. Но листья ветреницы используют в медицине, как потогонное и усиливающее действие почек и лёгких средство.
***
Мать - и - мачеха.
Золотые лепестки, хрупкий стебелёк.
Распустился у реки солнечный цветок.
Только тучка набежала, сжались лепесточки.
На зелёных стебельках – круглые комочки.
- Ребята, странное название этого растения связано со строением его листа: сверху лист тёмно-зелёный, гладкий, а снизу – укрыт толстым слоем волосков. Если приложить листок к щеке внешней стороной, то вы почувствуете жёсткий холодок, а если перевернёте и приложите другой стороной – почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло им холод мачехи! Это тоже лекарственное растение: отличное средство от кашля.
***
Прострел.
На проталинке прострел,
Как пучок лиловых стрел.
На мохнатых стебельках
Капли солнышка в цветках.
- Подснежником называют и прострел или сон-траву. Ранней весной в сосновом бору можно увидеть фиолетовые цветы на короткой ножке. Почему же прострел зовут сон-травой? Существует поверье, что люди, попавшие вечером на поляну с этими цветами, якобы засыпают от испарения растения. Однако, оно, хотя и ядовито, такого действия не оказывает.
***
Медуница.
Что случилось с медуницей,
Медуницей-небылицей?
Вроде розовой была?
Посинела… Отцвела!
- Ребята, медуницу ещё называют цветок-колдунья, потому что от весны до осени она четырежды меняет окраску своих лепестков. Сначала колокольчики розовые, потом становятся пурпурными, затем фиолетовые, а когда начнут отцветать, они уже синие, поблёкшие.
***
Крокус.
Посмотрите, что за фокус?
Из-под снега вылез крокус.
На ветру замёрз слегка,
Но прекрасней нет цветка!
- Первые крокусы зацветают одновременно с подснежниками. Цветущие весной крокусы – это прекрасное зрелище.
4. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Руки подняли и покачали –
Это цветы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Так ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки отставим назад!
а) знакомство с новыми цветами (по учебнику, с. 49)
- Ребята, а теперь откройте учебники, рассмотрите цветы, которые весной цвести торопятся, и скажите, с какими из них мы ещё не познакомились?
(Учащиеся называют растения, а учитель рассказывает о них).
Первоцвет.
- Этот цветок известен всему миру как примула. Он похож на связкузолотых ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В пору средневековья о примуле была сложена такая легенда. Сторожил будто бы апостол Пётр райские врата и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет без разрешения пробраться в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей. Связка упала на Землю, и из неё вырос похожий на ключи цветок.
Хохлатка.
- Цветки лиловые или фиолетово-розовые, собраны в кисть. У каждого цветка венчик из четырёх сросшихся лепестков, верхний со шпорцем. Растение лекарственное.
Печёночница.
- Стоит земле освободиться от снежного покрова, как в тенистых лесах зацветает печёночница, маленькое растение с голубыми листами.
б) беседа с учащимися об охране первоцветов.
- Итак, ребята, вот и познакомились мы с растениями-первоцветами. Они не только радуют наш взор, но некоторые из них приносят большую пользу человеку – возвращают здоровье, помогают бороться с болезнями.
- Как называются такие растения?
(Лекарственные).
- Ребята, к сожалению, многие раннецветущие стали очень редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего лишь несколько дней. Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме лишь всего 1 день, а то и меньше?
- Ребята, берегите первоцвет! Ведь многое из них занесены в Красную книгу, то есть находятся под охраной нашего государства. Собирать их и продавать запрещено Законом. И если бы цветы могли говорить, они попросили бы о помощи, о пощаде! Природу легко уничтожить, труднее её сохранить для будущего. А наша с вами задача – беречь каждую былинку, каждый цветочек! Всё живое на Земле!
в) творческая работа учащихся
- А теперь давайте полянку делать ещё более красивой.
(со стола ученики берут рисунок цветка и украшают им полянку, называя его название, звучит весенняя мелодия).
- Ожила полянка, запестрела цветами. Посмотрите ещё раз на неё.
- Какой она была в начале урока?
- А какой стала теперь?
- Благодаря кому она так похорошела?
5. Итог урока.
- Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведём его итог.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам особенно запомнилось?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
(Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение)
- Ребята, а теперь посмотрите друг на друга. Что вам хочется сделать?
- Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь мне!
- Какое у вас настроение?
- У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы порадовали и меня и гостей.
Спасибо вам!