Методическая разработка Рабочая программа по истории. 9 класс. 2016-2017 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Университетский лицей города Димитровграда Ульяновской области»
Согласовано Рассмотрено Утверждаю
на заседании НМС на заседании городского МО Директор лицея
Протокол №____ от _____2016 г. Протокол № ____ от___2016 г. _________ С.Б. Бабенко
Зам. директора по УМР Главный методист
________ Г.Р.Сказкоподателева ______У.А. Смекалина Приказ № ______от ______ 2016 г.
·
·
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «История»
9 класс
Учитель перовой категории Салтыкова Мария Яковлевна
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 г. №1089;
- Учебный план Университетского лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области (2016 – 2017 учебный год);
- Программа для общеобразовательных учреждений, 9 классы. История России. XX - начало XXI века. (базовый уровень) :
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. Москва. «Просвещение», 2009;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014 год.
Общая характеристика предмета «История»
Основные содержательные линии базового уровня исторического образования на ступени среднего общего образования реализуются в рамках двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Данный курс истории отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества и зарубежных стран XX и начала XXI века.
В центре курса находится история России, что и определяет его структуру. Знание прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому материал по отечественной истории занимает столь большое место в программе.
Главным критерием отбора фактов и явлений для изучения является их значимость в историческом процессе, в развитии российской и мировой цивилизации, показ истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. В программе отражается сравнительный метод в изучении истории, который заключается в сопоставлении цивилизаций, событий, процессов, культур, формировании единого представления об этапах развития многонационального российского государства, формировании единого культурно – исторического пространства Российской Федерации.
Методической основой программы курса является цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса. Анализ и обсуждение альтернативных исторических ситуаций.
Это предполагает участие обучающихся в дискуссиях, аргументированное отстаивание собственного мнения.
Принципиальные позиции, заложенные в данную программу:
- культурно – антропологический подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории нашего отечества и мира;
- направленность содержания программы на развитие патриотических чувств у учащихся, воспитание у них гражданских качеств;
- внимание к личностно-психологическим аспектам истории и мира, которое проявляется прежде всего в раскрытии персоналий;
- акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашего отечества с аналогичными явлениями в зарубежных странах;
С учётом социальной значимости и актуальности содержание курса истории Российского государства, в рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного времени:
Класс
Объём учебного времени
История России
Всеобщая история
9 класс
102 часа
78 часов
24 часа
Изучение истории в 9- х классах направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданского патриотизма, социального компромисса и толерантного отношения к согражданам разных национальностей, национальной идентичности, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим прошлым и современным культурам;
- воспитание обучающихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путём поиска их мирного разрешения;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
Основные задачи данного курса:
- систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний обучающихся;
- обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельно осмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
- представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
- формирование у обучающихся исторического мышления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
- формирование у обучающихся гражданских идеалов, активной жизненной позиции;
Место предмета «История» в базисном учебном плане учебном плане
Предмет «История» включён в Федеральный базисный учебный план. Предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9 классе. В общем объёме 99 часов часов, по 3 часа в неделю. Состоит из двух курсов: «История России. ХХ – начало ХХ1 века» - 68 часов и «Всеобщая история. Новейшая история»» - 24 часа. 7 часов отводится на итоговое повторение.
Учебно-тематический план изучения курса
«История России в ХХ – начале ХХ века»
Название раздела программы, темы урока
Количество часов
Раздел 1. Россия на рубеже ХХ –ХХ1 вв.
- Государство и российское общество в к. Х1Х – начале ХХ века.
- Экономическое развитие
- Общественно-политическое развитие в России в 1894-1904 гг.
- Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.
- Первая Российская революция. Реформы политической системы.
- Экономические реформы
- Политическая жизнь в 1907-1914 гг.
- Духовная жизнь Серебряного века.
- Россия в первой мировой войне.
- Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже
12 часов
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
Раздел II. Великая Российская революция. 1917- 1921 гг.
- Свержение монархии.
- Россия весной и летом 1917 г.
- Октябрьская революция.
- Формирование советской государственности.
- Начало Гражданской войны.
- На фронтах Гражданской войны.
- Экономическая политика красных и белых.
- Экономический и политический кризис начала 20-х гг.
- Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Российская революция. 1917 – 1923 гг.»
11часов
1
1
1
2
2
1
1
1
1
Раздел III. СССР на путях строительства нового общества
- Переход к Нэпу.
- Образование СССР.
- Международное положение и внешняя политика в 20-е гг.
- Политическое развитие в 20-е гг. ХХ века.
- Духовная жизнь в 20-е гг. ХХ века.
- Социалистическая индустриализация.
- Коллективизация сельского хозяйства.
- Политическая система в 30-е гг.
- Духовная жизнь в 30-е гг.
- Внешняя политика СССР в 30-е гг.
- Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на путях строительства нового общества»
11 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941 - 1945 гг.
- СССР накануне войны
-Начало Великой Отечественной войны.
- Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома.
- Советский тыл в годы войны.
- Коренной перелом в ходе войны.
- Народы СССР в борьбе с немецкими захватчиками.
- СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.
- Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война. 1941 - 1945 гг.»
8 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел V. СССР в 1945-1953 гг.
- Восстановление экономики
- Политическое развитие.
- Идеология и культура.
- Внешняя политика.
- Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 1945-1953 гг.»
5 часов
1
1
1
1
1
Раздел VI. СССР в 1953 – середине 60-х гг.
- Изменения политической системы.
- Экономика СССР в 1953- 1964 гг.
- Оттепель в духовной жизни.
- Политика мирного сосуществования.
- Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 1953 – середине 60-х гг.»
5 часов
1
1
1
1
1
Раздел VII. СССР в середине 60-середине 80-х гг.
- Консервация политического режима.
- Экономика развитого социализма.
- Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Политика разрядки: надежды и результаты.
- Повторительно-обобщающий урок по теме « СССР с 1945 до середины 1980-х гг.»
5 часов
1
1
1
1
1
Раздел VIII. Перестройка в СССР. (1985-1991 гг.).
- Реформа политической системы: цели, этапы, итоги.
- Экономические реформы 1985 – 1991 гг.
- Политика гласности.
- Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.
- Повторительно-обобщающий урок по теме «Перестройка в СССР. (1985-1991 гг.)».
5 часов
1
1
1
1
1
Раздел IX. Россия в конце ХХ века.
- Российская экономика на пути к рынку.
- Политическая жизнь России в 1992-1999 гг.
- Духовная жизнь России.
- Строительство обновлённой Федерации.
- Геополитическое положение и внешняя политика России.
- Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в конце ХХ века».
6 часов
1
1
1
1
1
1
Раздел Х. Россия в начале ХХI века.
- Политическое развитие России в 2000 – 2007 гг.
- Экономика России в 2000 – 2007 гг.
- Повседневная и духовная жизнь общества.
- Внешняя политика России.
- Россия на путях инновационного развития.
- Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале ХХI века»
6 часов
1
1
1
1
1
1
Итоговое повторение курса «История России в ХХ – начале ХХI вв.»
4 часа
Итого за учебный год:
78 часов
Содержание тем учебного курса «История России в ХХ – начале ХХ1 века»
Глава 1. Россия на рубеже ХХ – ХХ1 веков
Российское государство и российское общество в к. Х1Х – начале ХХ века
Территориальная структура Российской империи, её геополитическое положение. Этническая характеристика населения.. Особенности процесса модернизации в России в начале ХХ века. .
. Экономическое развитие. Особенности развития российской экономики в начале ХХ века. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал, Государственно-монополистический капитализм. Кустарная Россия. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.Характеристика политической системы Российской империи. Необходимость её реформирования. Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С.Ю.Витте, В.К.Плеве. П.Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II.
Внешняя политика. Внешнеполитические приоритеты России. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904 -1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.
Первая Российская революция. Реформы политической системы. Антиправительственное движение в 1901-1904 гг. «Зубатовский социализм». Кровавое воскресенье. Причины революции. Развитие революции весной- летом 1905 г. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование монархических и либеральных партий. Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября». Альтернативы общественного развития России в 1906 году. Деятельность 1 Государственной Думы. Деятельность II Государственной Думы. Итоги революции.
Экономические реформы. П.А.Столыпин. Программа реформ. Аграрная реформа, её экономический, социальный и политический смысл. Разрушение общины. Переселенческая политика. Новый избирательный закон . III Государственная дума. Ужесточение национальной политики.
Политическая жизнь в 1907-1914 гг. Общество и власть в годы столыпинской реформы. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума.
Духовная жизнь Серебряного века. Духовное состояние русского общества в начале ХХ века. Основные тенденции развития русской культуры. Развитие науки. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Драматический театр: традиции и новаторство. Архитектура. Скульптура. Музыка и исполнительное искусство. Русский балет. Русские сезоны С.Дягилева. Рождение кинематографа.
Россия в первой мировой войне. Начало Первой мировой войны. Отношение народа и партий к войне. Пацифизм. Военные действия в 1914-1916 гг. Перестройка в экономике. Приближение кризиса. Война и общество. А.А.Брусилов. Психологический перелом в армейских настроениях.
Глава II. Великая Российская революция. 1917-1921 гг.
Свержение монархии. Россия весной – летом 1917 г. Причины революции. Революционные события февраля 1917 года. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II. Образование новых органов власти. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Национальный вопрос после Февраля. Политические партии после Февраля. Апрельские тезисы. Июльский кризис власти А.Ф. Керенский. Выступление генерала Корнилова и его последствия.
Октябрьская революция.. Последний этап кризиса власти. Социально-экономическая ситуация. Л.Д.Троцкий. Подготовка и проведение вооружённого восстания. Второй Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Устаногвление советской власти в Москве и на местах. Формирование советской государственности Создание новых органов власти. Судьба Учредительного собрания. III съезд Советов. Брестский мир. Первые мероприятия в промышленности. Аграрная политика. Продовольственная диктатура. Принятие Конституции 1918 г.
Начало Гражданской войны.. Причины Гражданской войны и её этапы. Расстановка противоборствующих сил. Формирование Белого движения. А.И. Деникин. Создание Красной Армии. Выступление Чехословацкого корпуса. На фронтах Гражданской войны Восточный фронт. А.В.Колчак. М.В. Фрунзе. М.Н.Тухачевский. Красный террор. Интервенция. Война с Польшей. Разгром Врангеля.
Экономическая политика красных и белых. Политика военного коммунизма. Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Сельское хозяйство в период военного коммунизма. Установление продовольственной диктатуры. Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П.Н. Врангеля.
Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Крестьянские восстания. «Малая гражданская» война. Кронштадтское восстание. Причины поражения белых и победы красных.
Глава. III. CCCР на путях строительства нового общества.
Переход к НЭПу. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Причины перехода к новой экономической политике. Основные направления нэпа. Сущность нэпа и его экономические итоги. Советское общество в годы нэпа. Хлебозаготовительный кризис. Национальные окраины в годы Гражданской войны.
. Образование СССР. Первая Конституция СССР Предпосылки объединения социалистических республик. Строительство многонационального государства. Национальная политика и межнациональные отношения.
Международное положение и внешняя политика в 20-е гг Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. «Полоса» признания. Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты с западными странами. Создание Коминтерна. .
Политическое развитие в 20-е гг. Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. И.В.Сталин. Противоречия нэпа. Сталин против Троцкого. «Правый уклон».
Духовная жизнь в 20-е гг. ХХ века.. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Власть и интеллигенция. Партийный контроль над духовной жизнью. Большевики и церковь. Начало «нового искусства».
Социалистическая индустриализация. Особенности индустриализации в СССР. Первая пятилетка и социальные проблемы. Второй пятилетний план. Положение рабочих. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток.
Коллективизация сельского хозяйства. Причины и особенности коллективизации. Раскулачивание. . «Головокружение от успехов». Результаты коллективизации.
Политическая система в 30-е гг. Роль партии в жизни государства. Роль идеологии. Формирование культа личности Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы. Конституция «победившего социализма». Национальная политика. .
. Духовная жизнь в 30-е гг Развитие образования. Власть и наука. Научные достижения. Социалистический реализм. Советский кинематограф. Музыкальное и изобразительное искусство.
Внешняя политика СССР в 30-е гг. Изменение внешнеполитического курса СССР. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Война в Испании и СССР. Мюнхенское соглашение. Советско – англо – французские переговоры. Сближение СССР и Германии.
Глава IV. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
СССР накануне войны.. Начало Второй мировой войны. Советско-финляндская война (ноябрь 1939-март 1940 г.). СССР и Прибалтика. Советско-германские отношения накануне войны.
Начало Великой Отечественной войны Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецко-фашистских войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 года. Битва за Москву. Героизм советских воинов. Приказ № 270. Героическая оборона Ленинграда.
Немецкое наступление в 1942 году и предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте весной 1942 года. Немецкое наступление летом 1942 г. Приказ № 227. Начало Сталинградской битвы. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Образование антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Советское общество в первый период войны. Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Образование и наука в годы войны. Деятели культуры – фронту. Церковь в годы войны.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Битва за Кавказ. Разгром немецких войск под Сталинградом. Курская битва. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. Многонациональный советский народ на фронтах войны. Национальные движения в годы войны. Национальная политика.
СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов».Крымская (Ялтинская) конференция. Освобождение Европы от фашизма. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Разгром японских войск в Маньчжурии. Итоги Второй мировой войны.
Глава V. СССР в 1945-1953 гг.
Восстановление экономики.. Экономика СССР после войны. Экономическая дискуссии 1945-1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Демократический импульс войны Политическое развитие. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Новый виток репрессий. Национальная политика.
Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Восстановление «железного занавеса». Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино и музыки. Научные дискуссии.
Внешняя политика.. СССР в системе послевоенных международных отношений. У истоков «холодной войны». Формирование двух военно-политических блоков государств. Распространение сталинской модели. Апогей «холодной войны».
Глава VI. СССР в 1953 - середине 60-х гг. ХХ века.
Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г.М.Маленков. Л.П.Берия. Н.С.Хрущёв. Критика культа личности. ХХ съезд КПСС. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС. Разработка новой Конституции СССР.
Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. Экономический курс Маленкова. Сельско - хозяйственная политика Хрущёва. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов Особенности социальной политики.
«Оттепель» в духовной жизни. .. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Развитие науки. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957). Первый пилотируемый полёт в космос Ю.А.Гагарина. С.П.Королёв, М.В.Келдыш, И.В.Курчатов, А.Д.Сахаров. Реформа школы 1958 г. Советский спорт. Развитие образования. В поисках новой стратегии.
Политика мирного сосуществования Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политике СССР
Глава VII. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.
Консервация политического режима.. Усиление позиций партийно – государственной номенклатуры. Отстранение Н.С.Хрущёва от власти в октябре 1964 г. Л.И.Брежнев. П.Н.Косыгин. Укрепление роли органов безопасности и армии.
Конституция СССР 1977 года.
Экономика «развитого социализма». Аграрная реформа 1965 года и её результаты. Реформы в промышленности: замыслы и результаты. Научно-технический прогресс. Социальная политика.
Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Концепция «развитого социализма».Пртиворечия в развитии художественной культуры. А.И. Солженицын. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В.Аксёнов. В.Некрасов. В.Войнович. В.Астафьев, В.Распутин.. А.Эфрос. В.Высоцкий. И.Бродский. Советский театр. Ростки «антисистемы». А.Д.Сахаров. Движение диссидентов. «Магнитофонная Революция». Советский спорт.
Политика разрядки: надежды и результаты. Отношения с Западом. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Региональные конфликты. Афганская война. Отношения с соцстранами. «Пражская весна». Завершение периода разрядки. Доктрина Брежнева. Страны «Третьего мира» во внешней политике советского руководства.
Глава VIII. Перестройка в СССР (1985- 1991 гг.)
Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. Смерть Л.И.Брежнева. Ю.В.Андропов, М.С.Горбачёв. Предыстория перестройки. «Кадровая революция». Конституционная реформа 1988-1991 гг. Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов. Формирование многопартийности. Национальная политика. Власть и церковь. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Обострение межнациональных отношений. Провозглашение союзными республиками суверенитета.
Экономические реформы 1985- 1991 гг.. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения». Экономическая реформа 1987 г. и причины её незавершённости. «Стратегия ускорении». Второй этап экономической реформы. Программа «500» дней. Экономическая политика союзных республик.
Политика гласности На пути к гласности. Пересмотр партийной идеологии. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Литература. Результаты политики гласности.
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.
Глава. IX. Россия в конце ХХ века.
Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ. От советской экономической системы – к рынку. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация. Корректировка курса реформ. Первые результаты экономической реформы. Финансовый кризис августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики –в 90-е гг..
Политическая жизнь в 1992-1999 гг.. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Разработка новой Конституции. Политический кризис 1993 г. . Конституция 1993 г. Российская много партийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Результаты политического развития.
Духовная жизнь России Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. СМИ. Советский спорт. Традиционные религии в современной России.
Строительство обновлённой Федерации. Геополитическое положение и внешняя политика России. Народы и регионы. России накануне и после распада СССР.
Учебно-тематический план предмета «Всеобщая история»
Название раздела и темы уроков
Количество часов
Раздел 1. Введение
- Мир на рубеже Нового и Новейшего времени
1 час
1
Раздел II. Потрясения и последствия Первой мировой войны (1914-1918 гг.)
- Империалистическая война.
- Выход мира из войны.
- Выход мира из войны (продолжение).
3 часа
1
1
1
Раздел III. Мир между войнами (1922-1939 гг.)
- От процветания к катастрофе.
-.Угроза фашизма.
- На пути к новой войне.
- На пути к новой войне (продолжение).
6 часов
2
2
1
1
Раздел IV. Пожар Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.)
- Успехи захватчиков.
- Успехи захватчиков (продолжение).
- Победа над фашизмом.
- Победа над фашизмом (продолжение).
4 часа
1
1
1
1
Раздел V.о времена «холодной войны
- Начало «холодной войны».
- Крушение колониальной системы.
- «Капиталистический Запад».
- «Капиталистический Запад» (продолжение).
- «Социалистический Восток».
- «Социалистический Восток» (продолжение).
-Третий – развивающийся мир.
- Третий – развивающийся мир (продолжение).
8 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел VI. Мир на рубеже тысячелетий (1985- 2006 гг.)
- Глобальный мир
1 час
1
Итоговое повторение курса «Всеобщая история. Новейшая история»
2 часа
Итого за учебный год
24 часа
Содержание тем учебного курса «Всеобщая история»
Глава 1. Введение
Мир на рубеже Нового и Новейшего времени. Лента времени. Начало ХХ века на Западе. Авторитарное государство. Быстрый Запад и размеренный Восток. Кризис индустриального Запада. Марксизм. Капитализм. Общественное деление.
Глава II. «Потрясения и последствия Первой мировой войны (мир в 1914-1923 гг.)
Империалистическая война. Причины Первой мировой войны. Антанта. Тройственный союз. Начало войны. – 1941 год. «Позиционная война». Война на истощение – 1915-1916 гг. «Брусиловский прорыв». Сражение на реке Сомме. Вооружения Первой мировой войны. Завершение войны.
Выход мира из войны. Парижская мирная конференция. Договоры о мире. Лига Наций. Кммунизм, рождённый революцией. Социалисты. Коммунисты. Коминтерн. Диктатура пролетариата. Революция в Венгрии. Тень фашизма над Европой. Б.Муссолини. А.Гитлер. НСДАПГ, Пробуждение Азии. События в Турции. Мустафа Кемаль. События в Индии. Махатма Ганди .События в Китае. Сунь Ятсен.Чан Кайши.
Глава III. Мир между войнами (1922 – 1939 гг.).
От «процветания» к катастрофе. «Стабилизация Капитализма. Рыночная экономика. Парламентская демократия. Великая депрессия. Мировой экономический кризис. «Новый курс « США. Франклин Делано Рузвельт. Государственное регулирование экономики. Система социального страхования.
Угроза фашизма. Путь нацистов к власти. «Паутина» Третьего рейха. Генрих Гиммлер. Иозеф Геббельс. Герман Геринг. Однопартийная диктатура. Государственный контроль над экономикой. Тоталитаризм. Европа: пути выхода из кризис.
На пути к новой войне. Война или мир. Пацифисты. Милитаристы. Либеральная демократия. Тоталитарная диктатура левого толка. Правая диктатура. Разрушение Версальско-Вашингтонской системы. Произвол агрессоров. Антикоминтерновский пакт. Китайско –японская война. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Договор о ненападении между СССР и Германией.
Глава IV. Пожар Второй мировой войны (1939-1945 гг.)
Успехи захватчиков. Начало войны: 1939-1941 гг. «Блицкриг». Оккупация Польши. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией. Дальнейшие завоевания немецко-фашистскими войсками стран Европы.«Битва за Англию». Союз стран агрессоров – Стальной пакт. Новая расстановка сил: 1941-1942 годы. Нападение Германии на СССР. Московское сражение. Декларация Объединённых Наций. Создание антигитлеровской коалиции.
Победа над фашизмом. «Новый порядок». Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Начало перелома в войне: лето-осень 1942 г. Сталинградская битва. Битва под Эль-Аламейном. Битва у атолла Мидуэй. Завершение коренного перелома в войне: 1943 год. Битва на Курской дуге. Тегеранская конференция. Победа над фашизмом: 1944-1945 гг. Открытие Второго фронта. Высадка во Франции войск союзников. Ялтинская (Крымская) конференция. Потсдамская конференция. Капитуляция Германии. Атомная бомбардировка военными силами США городов Хиросима и Нагасаки. Капитуляция Японии. Завершение Второй мировой войны.
Глава V. Во времена «холодной войны».
Разделённый мир. Начало «холодной войны»: 1945-1950 гг. Устав ООН. Создание Международного валютного фонда (МВФ). Международные санкции. План Маршала. Разделение Германии (ГДР и ФРГ).
НАТО. СЭВ. Гонка вооружений. Крушение колониальной системы. Запад. Восток. «Третий мир». Положение в Южной Азии. Ближний Восток. Создание государства Израиль. Национально-освободительное движение в Африке и Латинской Америке. Борьба миров: 1955-1985 гг. Создание Организации Варшавского Договора (ОВД). Карибский кризис. Разрядка международной напряжённости.
«Капиталистический Запад». Запад - от голода к изобилию. 1940 – 1960-е гг. Социальное государство.»Смешанная экономика». Общество потребления. Научно – техническая революция Запада и Востока. Первый полёт человека в космос. Ю.А.Гагарин. Научно – техническая революция. Постиндустриальный Запад.: 1960 – 1980-е гг. Субкультура. Информационное общество.
«Социалистический Восток». Европейский социализм. Командная экономика. Берлинская стена. События 1956 года в Венгрии. «Пражская весна». Китайский социализм. Мао Цзэдун. «Культурная революция» в Китае. Реформа «четырёх модернизаций».Дэн Сяопин.
Третий развивающийся мир. Пути развития латинской Америки. Кубинская революция. Фидель Кастро. Победа Пиночета в Чили. Авторитарные режимы в Чили, Бразилии. Проблемы тропической Африки. Регионы исламского мира. Контрасты мира Индии. Эксперименты Дальнего Востока.
Глава VI. Мир на рубеже тысячелетий (1985- 2006 гг.)
Глобальный мир. Окончание «холодной войны»: 1985-1991 гг. «Бархатные революции». Глобализация на пороге ХХI века. Сигналы тревоги. Традиционный исламизм. Исламский фундаментализм.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории на обучающийся должен знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности и до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;; - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих
работ отчётов об экскурсиях рефератов
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
Использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Контроль деятельности учащихся
1. Проверка домашнего задания путём фронтального опроса, позволяющего контролировать усвоение учебного материала учащимися.
2. Проведение письменного опроса (написание эссе, таблиц, составление схем). Это позволяет проверить умение учащихся отделять основную информацию от второстепенной.
3. Контрольные срезы по изученным разделам.
4. Итоговая контрольная работа по итогам изученного курса.
УМК
Программы общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы.
История России в ХХ – начале ХХ1 века. 9 класс. Авторы: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2009г.
Учебник: История России, ХХ – началоХХ1 века. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – М,: Просвещение, 2013.
Учебник: Всеобщая история. История Новейшего времени, 9 класс. : учебник для общеобразовательных учреждений /Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, В.А. Рогожкин. – М.: Баллас, 2014
Список учебно-методической литературы
1. История России. 1945 – 2008 гг. / А.В. Филиппова. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008
2. В. Фортунатов. Отечественная история в схемах и комментариях. Учебное пособие. - СПб.: Питер ,2009.
3. История в таблицах и схемах./ сост. А.С. Тимофеев. СПб, ООО «Виктория плюс». 2013
4. Школьный справочник по истории Отечества/ И.Н. Кузнецов. – Ростов - на -Дону: Феникс, - 2010,- 317 с.
5. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории ХХ века в 9, 11 классах.- Волгоград: Учитель, 2002
6. Приоритетные национальные проекты: цифры, факты, документы. – М.:, 2006
7. Хрестоматия по истории России. ХХ век / сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М., 1999
8. Государственность России: идеи, люди, символы: книга для чтения для школьников и учителей / сост. науч. ред. Р.Г. Пихоя. – 2008.
9.История России. ХХ век: материалы и документы для школьников, поступающих в вузы / под ред.М.Е. Главацкого. – М., 199910. Россия: полный энциклопедический иллюстрированный справочник / авт. сост. П.Г. Дейниченко. – М., 2002
10. Аксютин Ю.В. Хрущёвская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 -1964 гг. – М., 2010
11.Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930 – 1940-е гг. – М., 2009.
12.Полководцы Победы и их военное наследие. – М., 2005.
13.Политические партии России. Конец Х1Х – первая - четверть ХХ века.: Энциклопедия. – М., 1996.
14.Шубин А.В. Преданная демократия. СССР и неформалы 1986 – 1989 гг. – М., 2006.
15. Медведев Р.А. Окружение Сталина. – М., 2006.
16. Зырянов П.Н. Колчак. – М., 2009.
17. Государственность России: идеи, люди, символы / Сост. науч. ред. Р.Г. Пихоя: Книга для школьников и учителей. – М., 2008.
18.В.В.Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах.М.: Эксмо, 2016
Интернет- ресурсы:
1 .Исторический альманах «Лабиринт времён» рассматривает спорные вопросы отечественной и всеобщей истории: http: / /www. hist.ru
2. Биографии Героев Советского Союза и России: http: / / www.warheroes.ru
3. Электронный журнал «Мир истории»: http: // www. historia.ru
4. Библиотека думающего о России: http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ru /subiekts /stalinism.html
5.http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] –электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.
6.http: //grrw.tellur.ru - Великая отечественная война: материалы о Великой Отечественной войне.
7. http: // world –war 2. chat.ru – Вторая мировая война в русском интернете.
8. . http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – лекции по истории для любознательных.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
15