Методическая разработка урока по истории в 6 классе по теме Владимир Святославович. принятие Христианства
Конспект урока по истории России в 6 классе.
Учитель: Ерхова Е.В
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.
Цель: - определить основные направления политики князя Владимира; показать
значение его деятельности для укрепления государства на Руси;
- развивать умения работать с картой и текстом учебника, давать оценку
историческим явлениям;
- развивать интерес к истории своего государства; воспитывать уважение к
религиозным верованиям людей разных национальностей.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала:
Начало правления князя Владимира.
Причины принятия христианства на Руси.
Крещение Руси.
Русская православная церковь.
Значение принятия христианства.
Слайд 2
Работа с терминами:
1.великий князь;
2.полюдье;
3.вече;
4.размер дани;
5.место сбора дани.
Слайд 3
Работа с хронологией:
1.882г.
2.945г.
3. Правление Олега – 882-912гг.
.. Игоря – 912-945гг.
.. Ольги – 945-957гг.
.. Святослав – 957-972гг.
Слайд 4
Работа по карте.
Познавательная задача:
«Князь! Ты ищешь чужих земель , а своей родной пренебрегаешь!»
- Чем был вызван упрек?
- Справедлив ли он?
( При Святославе укрепление государства шло за счет расширения территории)
Задание: Показать по карте походы первых киевских князей; назвать цели
военных походов.
Слайд 5
План изучения нового материала.
Слайд 6
После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в этой борьбе одержал Владимир Святославич ( 980-1015гг.)
Перед князьями стояли задачи:
- укрепление обороны страны;
- систематизировать сбор налогов;
- усиление княжеской власти;
- повышение международного авторитета государства.
Первые киевские князья не смогли решить эти задачи.
Более результативной была политика Владимира.
Слайд 7.
В начале своего правления Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью.
Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление вятичей и радимичей и снова возвратить их под начало Киева.
Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.
Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию . Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях.
При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей.
В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль.
Слайд 8.
Задание: отметьте на контурной карте направления походов князя
Владимира.
Слайд 9.
Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство на южных границах Руси мощной оборонительной системы крепостей. Крепости имели два ряда валов и стен с башнями и полыми резонаторами – специальными устройствами для того, чтобы услышать подкоп под стены.
(рассмотреть рисунок в учебнике, стр.37).
На важных крепостях, прикрывавших броды через Днепр, строились башни для сигнальных костров. Как только вдали над степью появлялась дымка, а это означало, что на Русь движется конница печенегов, на башне зажигались сигнальные огни.
Такие сигналы быстро передавались от одной башни к другой, и вскоре в Киеве уже знали о приближающейся опасности.
В южные города – крепости Владимир привлекал опытных воинов со всей Руси. Нести оборонительную, пограничную службу он послал словен ильменских, кривечей, вятичей.
Таким образом в защите молодого государства приняли участие и народы лесостепного юга, и жители удаленных лесных земель. Натиск печенегов был остановлен.
Слайд 10.
Владимир понимал, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.
Ещё в 980г. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства.
На своём княжьем дворе Владимир поставил изображения шести главных божеств:
Перуна (бог грозы)
Хорса (бог солнца)
Макоши (богиня плодородия)
Стрибога (бог ветра)
Даждьбога (бог света)
Семаргла (бог неба)
Все другие боги, духи, запрещались. Однако созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, люди разных племён продолжали поклоняться своим богам.
Следующим шагом Владимира в этом направлении стал поиск религии, которая объединила бы всех жителей.
Карамзин Н.М., « Об истории государства Российского» стр.37.
С этой целью Владимир отправляет 10 благоразумных мужей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству.
Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты; наконец, прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу бога нашего! – сказал император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлечёнными, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облачённый в святительские ризы, совершал литургию.
Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: «Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной».
Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. «Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его».
Великий князь решился быть христианином.
Слайд 11.
Задание: какие же ещё существовали причины для принятия
христианства?
(учебник, стр.38 – 39).
1. Византийские христиане не посягали на восточнославянские земли.
2. Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией.
3. Часть жителей Руси уже исповедовали христианство.
4. Христианство способно было сплотить племена и укрепить
княжескую власть.
5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.
Слайд 12.
В 987г. в войсках византийского императора вспыхнул бунт. Просьба к Владимиру о помощи.
Владимир согласился помочь с условием, чтобы император отдал ему в жены свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя – до сих пор ни одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя.
Требование императора: принять Владимиру христианство и крестить всю страну.
(учебник, стр.39).
В 988г. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту.
Слайд 13.
Вернувшись домой в Киев, кн. Владимир приказал опрокинуть языческих идолов.
Работа по картине Макарова М. «Свержение идола Перуна».
«Я проснулся и услышал, что город наполнен гулом взволнованных голосов, женским плачем и криками. Я направился на городскую площадь; до моего слуха донеслось:
Нашего князя околдовали греки!
Не отдадим на поругание светлых богов.
Кучка жителей приступила к трем воинам. Один из них говорил:
Ваши боги не боги, а дерево. Сегодня оно есть, а завтра сгниет. Ваши боги сделаны человеческими руками, секирой.
А кто гремит в небесах? с отчаянием крикнула женщина с младенцем
на руках.
Гром гремит по воле божьей.
Нет! Это Перун гремит! Испокон веков так было.
Перун ваш истукан. Истинный же бог тот, которому поклоняются греки. Он создал небо и землю, солнце и звезды. Потом сотворил человека и дал ему бытие на земле.
Но яростная почитательница Перуна выкрикнула:
Ваши боги намалеваны краской!..
Они были возбуждены происходящим и готовы на всякую крайность. В глазах у женщины можно было прочитать смятение.
А между тем глашатаи (бирючи) звали народ явиться на реку Почайну (приток Днепра). Я видел, как толпы людей спускались к реке. Весь берег был заполнен народом. Владимир вместе с Анной стоял на разостланном на лужайке ковре. Священники в сияющих облачениях у самой воды читали положенные молитвы. Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие это делали явно с недовольным видом... Видно было, что не понимают, что происходит с ними, но не осмеливались нарушить волю князя.
Женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодой покатился с горы огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по повелению князя истукана привязали к хвостам косяка диких коней, и они далеко умчали его в поле, Надругавшись над Перуном, его бросили в Днепр. Кумир покачивался в воде и упрямо приплывал к берегу, и женщины кричали, простирая к нему руки:
Выплывай, выплывай, светлый бог!
Но княжеские воины отталкивали идола от берега, и, подхваченный течением, он поплыл вниз по реке, к порогам, и вскоре скрылся из виду. Однако многие не хотели расставаться со своим божеством, плакали, и им казалось, что вот-вот загремит гром и молния поразит нечестивцев, поднявших руку на бога»1.
(Ладинский А. Когда пал Херсонес.- Волгоград, 1986.)
Слайд 14.
На следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке, где над вошедшими в воду людьми греческие и херсонеские священники совершили обряд крещения.
( Работа по картине Лебедева К. Крещение киевлян)
Слайд 15.
Новая религия стала распространяться по всей Руси, но не везде мирно.
( Работа по картине Иванова С. «Христиане и язычники»)
На картине изображена сцена, когда христианство, утвердившееся в городах и по всему миру, и по всему великому пути, стало распространяться в глубь славянской земли. Князья наряду со сбором дани и охраны подвластных им племен и городов от неприятелей поставили себе в обязанность и заботы о просвещении Христовой веры тех из подвластных им, которые еще придерживались язычества. Отправляясь на «полюдье», князь берет с собой не только вооруженных дружинников, но и священника, чтобы крестить своих данников. На погостах, куда издавна привыкли окрестные жители свозить дань, князь приказывал построить церковь, свергал идолов и уговаривал собравшихся язычников креститься. По рассказам летописи, можно предположить, что эти встречи заканчивались не всегда мирно.
Новгородская летопись рассказывает о событиях 1074 года.
Объявился волхв (языческий священник) в Новгороде и говорил, что знает будущее, хулил веру христианскую и в доказательство своей правоты обещал пройти со всеми ему верными по Волхову, как посуху. Заволновались новгородцы, почти все встали на сторону волхва и хотели убить епископа. Епископ, облекшись в ризы и взяв крест, вышел на площадь и сказал:
- Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, а кто верит во Христа, пусть идет к кресту. К епископу подошел только князь Глеб Святославич да его дружина, а весь народ устремился за волхвом. Тогда князь Глеб, спрятав под полой своей одежды топор, подошел к волхву и сказал:
- Знаешь, что будет завтра поутру и весь день до вечера?
- Все знаю! - отвечал волхв.
-А знаешь ли ты, что будет сегодня?
- Сотворю великие чудеса! - отвечал волхв.
Тогда князь выхватил топор и рассек ему голову. На том все и кончилось. Толпа рассеялась.
Слайд 16.
Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.
ПАТРИАРХ (глава Византийской церкви и всех
церквей, принявших крещение от Византии)
МИТРОПОЛИТ (глава церкви на Руси, назначался
константинопольским патриархом;
управлял митрополией)
ЕПИСКОПЫ (возглавляют отдельные области-епархии)
Белое духовенство Черное духовенство
К сер. XIII в. на Руси было уже 16 епархий – по числу крупных русских княжеств.
Слайд 17.
Задание: опираясь на текст учебника, определите значение принятия
христианства и заполните таблицу.
(учебник, стр. 41, значение принятия христианства)
Домашнее задание: параграф № 5; вопросы.
Оценки за работу на уроке.
15