Методическая разработка проблемно- диалогического урока истории по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства».
Введение
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Поэтому сегодня важно не столько дать как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В связи с вышесказанным на своих уроках применяю проблемно-диалоговую технологию. На мой взгляд, именно эта технология наиболее удачно соответствует вызовам времени. На проблемных уроках ученики не получают готовые знания во время объяснения, а “открывают” их под руководством учителя. Так поддерживается высокая мотивация на всех этапах урока, достигается большая степень усвоения полученных знаний. У учащихся появляется опыт деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, дети учатся определять границы собственного знания и незнания. Организация групповой работы на уроке позволяет каждому ученику проявить себя. Учащиеся управляют собственной деятельностью, развивают инициативу и самостоятельность, появляется возможность почувствовать себя успешным не только у сильных, но и у слабых учеников. Формируется самоуважение, растёт самооценка. Работа в группе помогает развивать коммуникативные навыки, учит работать с информацией. Достижение цели невозможно без сотрудничества, умения слышать друг друга, принимать точку зрения одноклассников, которая не всегда совпадает с собственной. Проблемный урок всегда будет личностно-ориентированным, здоровьесберегающим. Проблемные уроки формируют не только ЗУНы, но и УУД.
Проблемное обучение реализуется на уроке, если создаётся проблемная ситуация. Прежде всего, на мой взгляд, необходимо развести понятия “проблема” и “проблемная ситуация”.
Проблема – это то, что требует решения. Проблемы мы решаем.
Проблемная ситуация же создаётся учителем на уроке.
Это – противоречие между уже известным и новыми знаниями, состояние интеллектуального затруднения. Проблемный урок имеет чёткую структуру:
постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока;
поиск решения - открытие субъективно нового знания;
выражение решения – выражение нового знания в доступной форме;
реализация продукта – представление продукта учителю или классу;
Для решения проблемы я использую два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает “открытие” знаний путем проб и ошибок.
Подобрать материал не составляет большого труда так как в исторической науке по большинству вопросов у учёных нет единой точки зрения.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что я сам сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием - “яркое пятно” заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока.
После того, как проблема сформулирована и записана на доске, ученики выдвигают гипотезы по её решению. Гипотезы записываются на доске. Проверка правильности гипотез может быть организована при работе в группах. Группы могут быть сформированы как учителем, так и обучающимися, в зависимости от подготовленности класса и целей данного урока. Для организации групповой работы можно воспользоваться материалами учебника, словарями, хрестоматиями, справочниками – на усмотрение учителя.
В ходе обсуждения гипотез каждая группа записывает в сжатом виде окончательный вариант решения проблемы. Это может быть устный ответ, план, таблица, схема, кластер.
Конечно, очень важно ещё на этапе подготовки проблемного урока тщательно продумать работу групп:
какие варианты гипотез могут быть предложены учениками для решения данной проблемы и заранее подготовить материал, подтверждающий или опровергающий их;
к каким выводам в процессе обсуждения гипотез должны прийти ученики в каждой группе;
в какой форме каждой группе лучше представить результат.
Следующий этап урока – это отчёт групп. Он так же может быть организован по-разному: отчитываться может представитель, которого выдвинула группа, выступающего может назначить сам учитель, можно заслушать группу целиком. Лучше заранее оговорить с учениками, что высказываться будет каждый. Я считаю, что ученикам с повышенной тревожностью, неуверенным в себе так легче публично представлять продукт собственного труда. Они чувствуют поддержку группы, понимают, что в случае затруднения товарищи придут на помощь. Таким образом, у них повышается самооценка, появляется уверенность в себе, формируются коммуникативные навыки. Полученные выводы каждая группа может оформить в виде тезисов, схем, таблиц.
Заключительный этап проблемного, как и любого другого урока – это рефлексия.
Я предлагаю вспомнить, как была сформулирована проблема в начале урока, какие были высказаны предположения, гипотезы, к каким выводам пришли в итоге? На данном этапе задаю обучающимся несколько вопросов: “Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?”, “Чьи версии подтвердились?”, “Как вы оцениваете свою работу?”. Учащиеся обобщают материал, делают выводы по проблеме, проводят самоанализ, самооценку (возможно взаимное оценивание).
Методическая разработка проблемно- диалогического урока истории
по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства».
Тема: «Владимир Святославович. Принятие христианства».
Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью христианства.
Задачи:
I. Обучающие:
1) Определить основные направления политики князя, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;
2) На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;
3) Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
II. Развивающие:
1) Развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;
2) Уметь давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет;
3) Развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, исторической картой.
III. Воспитательные:
1) Формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понятие о роли личности в истории.
2) Воспитывать уважение к людям;
3) Продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.», исторические документы.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: проблемно – диалогический урок.
Основные понятия и термины: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.
Класс: 6
План изучения новой темы:
1.Начало правления князя Владимира.
2.Причины принятия христианства на Руси.
3.Крещение Руси.
4.Русская православная церковь.
5.Значение принятия христианства на Руси
Технологическая карта урока
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Формы и виды деятельности
Организационный момент
Вступительное слово учителя Цель педагога на данном этапе:
-создать положительный эмоциональный настрой на урок,
- активизировать познавательную активность и учебную деятельность учащихся.
-Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?
1.Назовите имя варяжского князя, которого славяне пригласили на княжение?
2. Какой князь правил в Киеве, хитростью захватив власть?)3. Хронологические рамки правления князя Олега?)4. Князь, убитый древлянами?)5. Жена Игоря, жестоко отомстившая за смерть мужа?
6. Князь, правивший в 957- 972 г.г 1.Рюрик
2.Олег
3. (882-9124. Игорь
5. Ольга
6.Святослав
Фронтальная работа с учащимися
Проверка домашнего задания
А теперь переходим к
1. Что общего было в деятельности первых князей?2. Каковы обстоятельства смерти князя Игоря?3. Какие изменения произошли в правлении княгини Ольги?
4. Покажите на карте направления походов Святослава.5. Чем отличалось правление Святослава от деятельности первых князей?6. Учитель просит школьников подумать над такой задачей: «Киевляне упрекали князя Святослава: „Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь“. Чем был вызван этот упрек? Справедлив ли он?»
Оправляясь в походы, Святослав оставлял княжить русскими землями своих сыновей. В Новгороде он посадил княжить своего младшего сына Владимира, который победил в борьбе за власть после смерти отца. Именно о Владимире сегодня и пойдёт речь на нашем уроке.
По терминам и датам – вервь, вече, язычество, дружина, народное ополчение, дань, колонизация, погост, урок, реформа, 907, 911, 945,
912-945,972. Работа у доски.
Фронтальная беседа.
Работа с исторической картой.
2.Постановка проблемы Ребята, прочитайте фрагмент исторического документа, из летописи «Повесть временных лет»»: «И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены».
- Как вы можете охарактеризовать поступок князя Владимира?
- Какие личные качества князя Владимира проявились в этом поступке?
На доске фиксируем:
Владимир – злой, жестокий.
Ребята, теперь прочитайте второй текст «Справочные сведения»:
В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется как
2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа.
Фиксируем на доске - «добрая память».
Сравните справочные и летописные сведения о личности князе Владимира – какое наблюдается противоречие?»
- Мы выяснили, что Владимир совершал низкие поступки. Какие?
- А память, он о себе оставил, какую?
- Какой у вас возникает вопрос? «Поступок плохой», «недобропорядочный», «низкий»
«Жестокость», «коварство», «мстительность»
«ласковый князь», «Красное Солнышко»
Владимир оставил по себе добрую, хорошую память.
Злые, жестокие.
Добрую, хорошую.
Каким же Владимир был на самом деле? Где правда – в летописи или справочных сведениях?
Почему он оставил добрую память, если поступки совершал злые?)Фронтальная беседа, работа с историческим документом, со справочным материалом.
Выбор проблемы Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?
Возможно, что Владимир совершал больше добрых поступков; сделал много хороших дел, полезных людям).Выбор методов решения проблемы 1.Начало правления князя Владимира.
2.Причины принятия христианства на Руси.
3.Крещение Руси.
4.Русская православная церковь.
5.Значение принятия христианства на Руси
Актуализация знаний - Каково значение слов: государство, христианство, церковь?
- Когда и как было создано Древнерусского государство?
- Каковы были верования восточных славян и их соседей?
Чтобы вспомнить самое существенное запишите в столбик, на отдельных листочках по одному, самому главному, полезному людям делу, которым запомнились в истории предшественники Владимира: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав.
Что нам необходимо узнать, чтобы проверить наши версии, найти решение проблемы?
Поступки Владимира как правителя, его
личные качества.
Фронтальная беседа, письменная работа.
Открытие нового знания.
Решение проблемы.
Прочитайте 1 пункт «Начало правления князя Владимира».
- Найдите в тексте факты, доказывающие, что в годы правления Владимира окрепло Древнерусское государство и запишите их в тетрадь. 1)Объединил все восточнославянские племена.
2)Упорядочил управления, назначив во все города посадников.
3)Защитил границы от набегов печенегов). Фронтальная беседа, работа с текстом учебника и историческим документом.
Физкультминутка-игра - Кто согласен – встали. Кто не согласен сели.
1. Перун – это бог грома и молнии? (да)
2. Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)
3. Крещение князя состоялось в 988 г? (да)
4. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
5. Князя, убитого древлянами, звали Игорь? (да)
6. Князь Олег объединил Киев и Новгород? (да)
7. Княгиня Ольга провела первую государственную реформу? (да)
Открытие нового знания.
Решение проблемы.
Ребята, как можно ответить на основной вопрос: «Почему Владимир оставил по себе добрую память?»
Теперь проанализируем еще одну из важнейших сторон политики
Владимира – религиозные вопросы. Для этого прочитайте 2 пункт параграфа
«Причины принятия христианства на Руси».
- Какие религии исповедовали соседние страны?
- Почему Владимир отказался от язычества?
- Почему Владимир выбрал именно православное христианство?
-Какой вывод можете предложить по проблеме?
Докажите, что в результате крещения Русь сделала значительный шаг по пути развития культуры, цивилизации. Для выполнения этого задания, мы с вами поработаем в группах. Основой для выполнения задания являются пункты параграфа «Русская православная церковь», «Значение принятия христианства», а также каждая группа получает разные информационные источники.
1 группа: «Схема устройства Русской церкви».
2 группа: Иллюстрация «Закладка Десятинной церкви в Киеве. Художник В.Верещагин».
3 группа: Иллюстрация «Свержение идолов языческих богов в Киеве. Художник М.Макаров».
Итак, ребята, какие выводы можете сделать по изученным материалам, доказывающие развития культуры и цивилизации на Руси.
Ребята, какой общий вывод, можете сделать по проблеме?
Владимир защищал жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков).Хазары- иудаизм, булгары- ислам, Византия- православное христианство).
1) Для общения с соседями на равных надо было сменить первобытное язычество на мировую религию.
2)Владимир хотел укрепить свою княжескую власть, а первобытное язычество не могло объяснить новые правила жизни в условиях цивилизации: разделение людей на неравные слои, необходимость подчинения государственной власти).1) У Руси и Византии были давние связи по пути «из варяг в греки».
2) Русская знать привыкла заимствовать многие обычаи и традиции из православной Византии.
3) Христианами становились некоторые княжеские дружинники и купцы, посещавшие византийскую империю. Христианкой была и бабка Владимира княгиня Ольга.
4) Киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе).Владимир крестил
Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы).1)Появилась Русская православная церковь, священники которой способствовали духовному просвещению жителей.
2) На Руси появились каменные церкви (Десятинная) и монастыри (Киево-Печерский); русичи стали учиться у православных церковной письменности, архитектуре, живописи.
3)Кровавые- жертвоприношения сменились церковными правилами, охраняющими семью, человеческую жизнь.
Владимир способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры).Фронтальная беседа, работа с текстом учебника.
Работа в группах
Выражение решения проблемы Ребята, обратите внимание на доску. Здесь мы с вами зафиксировали решения нашей проблемы по пунктам, давайте теперь постараемся сформулировать общий ответ на проблемный вопрос: «Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?» Владимир оставил по себе добрую память, так как:
1)Защищал жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков.
2) Крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы.
3) Способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры).Фронтальная беседа.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.
Кто же был главным героем нашего сегодняшнего путешествия в прошлое?
- Заполните рабочую таблицу «З-Х-У»:
Князь Владимир Святославович.
З: Что мы знаем? Х: Что мы хотим узнать? У: Что мы узнали?
Задание на дом. Установка к домашнему заданию.
Прочитать § 5, ответить на вопросы и задания.
- Составить кроссворд на тему: «Крещение Руси».
Заключение
Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Мои уроки развивают у обучающихся:
умение формулировать собственные учебные цели, принимать решение в случае нестандартной ситуации;
осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;
умение работать в группе, искать и находить компромиссы;
формирование у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации;
Список литературы.
Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: Университетское. 2001г.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига: Пед. Центр “Эксперимент”, 1995.
Мельникова Е.Л. “Проблемный урок или как открывать знания с учениками”, Москва, АПК и ПРО, 2002.
М. Н. Назаренко Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной История государства и народов России с древнейших времен до
конца 16 века. Волгоград, 2001 г.
Учебник: «История России. С Древнейших времён до конца XVI века. 6 класс». А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. М., «Просвещение», 2015г.
Поурочные разработки к учебнику. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной История России 6- 7 класс». М., Интеллект-Пресс, 2002 г.
7. Россия. Иллюстрированная энциклопедия. Редактор-составитель
к.и.н. Ю. А. Никифоров. М., ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2008 г.
8. Б. Н. Серов, Л. М. Гаркуша Поурочные разработки по истории России с
древнейших времен до конца 16 века. М., « ВАКО», 2001 г.
Приложение 1
Сказание о князе Владимире - Красном Солнышке
Из Подола, да с горы, Да со всей большой страны,Собирается народ Володимир пир дает.Красно Солнышко ВолодяНакрывает всем столы,Для общения с народом Бирючи снаряжены.Пред палаты, на майданеВкруг толпится стар и млад.Перед князюшки очамиСобрался весь стольный град.Все счастливы, все довольны,
Под могучею рукой. Приложение 2.
Здесь не сыщешь своеволья,Здесь порядок и покой.Князь Владимир - Красно СолнцеНа отеческом столеПравь сурово и покойно,Мир блюдя в своей стране.
Фрагмент из «Повести Временных лет»
В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: "Идите к брату моему и скажите ему: "Владимир идет на тебя, готовься с ним биться"". И сел в Новгороде.
И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: "Хочу дочь твою взять себе в жены". Тот же спросил у дочери своей: "Хочешь ли за Владимира?". Она ответила: "Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка". Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды - дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов - варягов, словен, чуди и кривичей - и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены.
Приложение 3
Иллюстрация «Закладка Десятинной церкви в Киеве. Художник В.Верещагин».
Приложение 4.
Иллюстрация «Свержение идолов языческих богов в Киеве. Художник М.Макаров».