Методическая разработка Календарно-тематическое планирование по истории. 11 класс (социально-гуманитарный профиль). 2016-2017 учебный год

Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год по курсу
«История России. ХХ – начало XXI вв.» (В.А.Шестаков). 11 класс А (социально-гуманитарный профиль
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Домашнее задание
Дата проведения









План факт
факт

Глава I.Российская империя в последнее десятилетие (6 часов)




1.

Россия во второй половине XIX – начале XX века.
1
Урок повторения и обобщения знаний
Особенности экономического и социального развития России и стран Запада во второй половине XIX. Эпоха Великих реформ и их значение
Умение работать с текстом, документом, проводить анализ источника
Составить тезисы, раскрывающие противоречия реформ
П.1




2.
Становление и развитие рыночной экономики в России
1
Лабораторно-практическое занятие
Итоги и последствия реформ. Торможение реформ. Реформы С.Ю. Витте
Умение работать со статистическим материалом, обрабатывать, делать выводы.
Участие в дискуссии
П.2, вопросы и задания, стр.17




3-4.
Российское общество в условиях форсированной модернизации.
2
Урок изучения нового материала
Политические партии и программы, социальная база и способы достижения целей
Умение составлять сравнительную таблицу, подбирать факты и их аргументировать
Составление таблицы, стр.23
П.3, вопросы к параграфу




5-6
Культура России в конце ХХ века.
2
Урок-семинар
Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ века. Русская религиозная философия. «серебряный век русской поэзии».Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Умение составлять развёрнутый план по тексту
Составление плана по теме «Серебряный век русской культуры»
П.4






Глава II. Первая Российская революция и её последствия (5 часов)

7.
Государство и власть. Русско-японская война.
1
Урок изучения нового материала
Государство и власть. Россия в системе военно-политических союзов.

Работа с картой и документами
П.5




8 - 9
Революционные потрясении 1905 -1907 гг.
2
Урок-семинар
Предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация революции. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Всероссийская Октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Вооружённое восстание в Москве. Дума и радикальные партии
Уметь работать с различными источниками информации, анализировать и обобщать материал, готовить мультимедийные презентации.
Подготовить материал о революционных событиях 1905-1907 гг. в нашем крае
П.6




10.
От революции к реформам. Становление Российского парламентаризма
1
Комбинированный урок
Становление российского парламентаризма. I и II Государственные Думы: состав, деятельность. Реформы П.А.Столыпина

Составление таблицы
П.7




11.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Первая Российская революция и её последствия»
1
Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать материал по изученным темам. Тесты






Глава III. Первая Мировая война и крушение императорской России (3 часа)

12.
Россия в Первой мировой войне
1
Урок-исследование
Проанализировать проблемы, поставленные Первой мировой войной
Уметь работать с картой, историческими документами, статистическим материалом
Исследование «Роль Первой мировой войны в Российской истории
П.8




13-14.
Первая мировая война и Февральская революция
2
Урок- лабораторное занятие
Влияние войны на российское общество. Обострение противоречий, порождённых революцией 1905-1907 гг. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Уметь работать с учебником, видеть позицию автора учебника, формировать своё отношение к позиции автора

П.9




Глава IV. Октябрьский переворот 1917 года и Гражданская война (8 часов)

15.
Россия вступает в революцию
1
Урок- лабораторное занятие
Экономические, политические, социально-культурные факторы революции 1917 г.
Уметь работать с различными источниками информации, анализировать и обобщать материал, представлять в виде таблицы.
Составить таблицу «Вызовы времени и ответы на них Российского государства и общества
П.10




16-17.
Пролог Гражданской войны. Большевики в борьбе за власть
2
Урок- лабораторное занятие
Временное правительство и Советы. Внутренняя политика Временного правительства. Кризисы власти. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах
Уметь работать с различными источниками информации, анализировать их, составлять хронограф событий
Мини-сочинение «Почему события в России марта-сентября 1917 г. названы прологом Гражданской войны?»
П.11,12




18-19.
Большевики берут власть
2
Урок-практическое занятие
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Большевизация Советов. Провозглашение и утверждение Советской власти. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир и его итоги
Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения
Написать эссе «Могло ли учредительное собрание стать гарантией демократического пути развития России?»
П.13-14




20.
Начало революционных преобразований в экономике
1
Семинарское занятие
Экономическая политика большевиков на первом этапе, её противоречия. Военный коммунизм
Сформировать спои мировоззренческие взгляды. Умение работать в группах. Описать положение различных слоёв населения России зимой-осенью 1918 г.
Подготовка сообщений, презентаций
П.16




21-22.
Гражданская война в России
2
Урок-лекция
Гражданская война и интервенция: этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. «белый» и «красный» террор. Итоги гражданской войны. Причины поражения белого движения
Формирование умений конспектировать лекцию, работать с различными источниками, принимать участие в дискуссии
Подготовить сообщения и презентации
П.16,17




. Становление советской системы (4 часа)

23.
Начало новой экономической политики
1








Урок-практическое занятие
Экономическое и политическое положение России после Гражданской войны. Кронштадтский мятеж. Переход к новой экономической политике. Большевики и церковб
Умение работать с учебником, документами, статистическим материалом, анализировать, обобщать, представлять свою точку зрения
Письменный анализ вопроса № 2, стр.142
П.18




24-25.
Эволюция большевистского режима
2
Урок-лекция
Борьба за власть в правящей партии. Успехи, противоречия м кризисы нэпа.
Уметь работать со справочной литературой, анализировать и сравнивать. Оперировать понятиями
Тесты
П.19,20




П.19,2026.
Образование СССР
1
Урок-практическое занятие
Основные направления и принципы национальной политики советской власти
Уметь работать с документами и исторической картой
Работа с картой
П.21




Глава VI. Советская модель модернизации (8 часов)

27-28.
Свёртывание Нэпа. Консервативная революция в экономике
2
Комбинированный урок
Роль государства в экономике периода нэпа. Нэп в оценках историков и современников. Причины свёртывания нэпа. Противоречия социалистической модернизации. Коллективизация – её социальные и экономические последствия.
Уметь работать с текстом учебника, выполнять задания.
Знать основные факты и противоречия данного периода, уметь систематизировать, анализировать материал
Дать развёрнутый ответ на вопрос «Что означает понятие «Консервативная революция?»
П.22, 23




29-30.
От диктатуры класса к диктатуре вождя
2
Урок изучения нового материала
Централизованная командная система управления страной. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности Сталина. их мотивы, направленность и последствия. Создание ГУЛАГа. Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930 гг.э
Знать понятие советская командная система.
Составить сравнительную таблицу: Конституция 1924 г. и 1936 г.

П.24




31.
Становление нового хозяйственного механизма
1
Урок-семинар
Итоги индустриализации. Создание новых отраслей промышленности. Складывание индустриальной базы на Востоке страны. Создание военно-промышленного комплекса
Уметь работать с дополнительным материалом, извлекать из него нужную информацию и готовить выступление-презентацию

П.25




32.
Советское общество накануне войны
1
Урок-лекция

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930- гг. Литературно-художественные группировки 1920-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции».
Умение работать с учебником и различными источниками информации. Знать различия в понятиях «культурная революция» и революция в культуре
Тесты
П.26




33-34.
Массовый террор 30-х гг.
2
Урок-лекция

Массовые репрессии, их мотивы, направленность и последствия
Уметь работать с учебником, составлять тезисный план, обозначив основные признаки «тоталитарного режима»
Подготовка к дискуссии «Без тридцать седьмого года невозможно, и не было бы вообще войны в 1941 году. В том, что Гитлер решился начать войну. Большую роль сказала оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл» (А.М.Василевский). Как вы расцениваете его слова? Согласны ли вы с его мнением?
П.27




Глава VII. СССР и Вторая мировая война (6 часов)

35.
Обострение международной обстановки
1
Урок- лабораторное занятие
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Военные столкновения СССР с Японией
Уметь работать с документами, исторической картой, справочной и мемуарной литературой
Работа с документами и исторической картой
П.28




36.
«Хочешь мира – готовься к войне»
1
Комбинированный урок с элементами групповой работы
Советско-германские отношения 1938-39 гг. Дискуссии об их характере в исторической науке
Уметь работать в группе. Ответить на проблемный вопрос: Как вы считаете, почему, в конечном счёте, СССР оказался не готов у этой войне?
Назовите причины политического, военно-тактического, экономического и морального
Ответы на вопросы и задания учебника с.226
П.29




37.
Срыв планов молниеносной войны
1
Урок-семинар
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война. Основные этапы действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории
Умение работать с учебником и различными источниками информации, представить материал на электронных и бумажных носителях
Презентации
П.30




38.
Решающие битвы
1
Урок с видеоподдержкой
Блокада Ленинграда. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге. Коренной перелом в ходе войны
Знать понятие «коллаборационизм». Умение анализировать видеоматериал и составлять таблицу
«Хронология событий Великой Отечественной войны»
Тесты
П.31




39-40.
Навстречу Победе
2
Урок-лекция

Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. СССР и союзники. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией
Умение вести исследовательскую работу
Подготовить выступления о Великой Победе.
П.32




Глава VIII. СССР в первое военное десятилетие (6 часов)

41.
Начало «холодной войны»
1
Комбинированный урок
«Холодная война». Споры о её причинах и характере. Гонка вооружений и её влияние на экономику и внешнюю политику стран. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Формировать умение работы с текстом учебника, определять позицию автора учебника и выражать своё собственное мнение в виде сообщений, высказываний, презентаций
Ответить письменно на вопрос № 1 с.250
П.33




42.
Новый стратегический курс Кремля
1
Урок изучения нового материала
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений
Уметь работать с картой, историческими документами, статистическим материалом
Задание № 4, с.252
П.34




43.
Ядерный вызов. Трудное возрождение
1
Урок-семинар
Советский военно-промышленный комплекс. Социально-экономическое положение СССР после войны
Подготовка сообщений и презентаций

П.35




44 -45.
Власть и общество
2
Урок-семинар
Идеологические кампании конца 40-х гг.
Умение работать с учебником и различными источниками информации
Мини-сочинение на тему «Трудное возрождение». Для каких слоёв советского общества этот период оказался самым трудным и почему?
П.36




46.
Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в первое военное десятилетие»
1
Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать Материал по изученным темам. Тесты

П.33-36






Глава IX. Первые попытки либерализации системы (5 часов)

47.
Смена власти в Кремле
1
Урок изучения нового материала
Политическая жизнь страны в 50-е гг. Борьба за власть в высшем руководстве страны после смерти Сталина
Умение составлять сравнительную характеристику основных претендентов на власть в 1953 году на основе работы с дополнительной литературой
Ответить письменно на вопрос № 2, с.271
П.37




48.
Начало десталинизации
1
Урок-практикум
Поиск путей реформирования страны. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма
Умение работать с документом
Ответить на вопрос № 3, с.275
П.38




49.
Экономическое соревнование с Западом: планы и итоги
1
Урок-практикум
Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг. Реорганизация органов власти и управления: причины из неудач
Умение составлять таблицу на основе анализа текста учебника
Составить резюме « Итоги социально-экономического соревнования СССР с Западом во времена Н.С.Хрущёва
П.39




50.
Противоречия «либерального коммунизма»
1
Урок изучения нового материала
Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Борьба с инакомыслием в начале 1960-х гг. Духовная жизнь в послевоенные годы
Знать и понимать понятие «либеральный коммунизм». Умение работать с текстом учебника
Охарактеризовать внешнюю политику СССР в период правления Н.С.Хрущёва
П.40




51.
Конец правления Н.С.Хрущёва
1
Комбинированный урок
СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950- 1960-е гг. Карибский кризис и его значение
Различать в исторической информации факты и мнения, гипотезы и теории
Ответить на вопрос № 3, с.294
П.41




Глава X. Стагнация советской системы (4 часа)

52.
Нарастание консервативных тенденций
1
Урок-практикум
Экономические реформы середины 1960-х гг., причины их неудач. Снижение темпов научно-технического прогресса и возникновение зависимости от импорта продовольствия
Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач. (задания,с.299)
Ответить письменно на вопрос: « Почему Л.И.Брежневу удалось не просто удержать, но и укрепить власть?»
П.42




53.
Советское общество на переломе
1
Комбинированный урок
Нарастание социальной элитарности и массовых нигилистических настроений в условиях господства партийно-государственной системы. Диссидентское и право защитное движение
Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений, анализа разнообразных источников
Составить сравнительную характеристику на основе биографических источников партийных деятелей соратников В.И.Ленина, И.В.Сталина, Н.С.Хрущёва, Л.И.Брежнева
П.43







54.
Развитой социализм: прожекты и реальность. Новые попытки совершенствования хозяйственного механизма
1
Урок- лабораторное занятие (в группах)
Концепция развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г.
Умение работать в группах, выполняя задание авторов учебника, с.309
Написать краткое резюме «Развитой социализм: прожекты и реальность»
П.44




55.
Несостоявшаяся «разрядка»
1
Комбинированный урок
СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1960 - начале1980-х гг.Советский Союз и кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Л.И.Брежнева». Достижение военно-политического паритета СССР и США. Хельсинский процесс. Политика разрядки и причины её срыва. Афганская война и её последствия.
Знать понятие «доктрина Брежнева». Уметь сравнивать материал, составляя таблицу «Направления внешней политики, ведущие к разрядке и напряжённости
Подготовить презентацию «СССР в региональных и мировых конфликтах 1960-1980-х гг. Влияние и последствия на мировую и отечественную историю»
П.45




Глава XI. Крах коммунистического режима (5 часов)

56.
Истоки перестройки М.С.Горбачёва
1
Урок изучения нового материала
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия «ускорения и её противоречия
Уметь представить изученный материал в виде тезисов
Согласны ли вы с существованием феномена М.С.Горбачёва? Своё мнение поясните
П.46




57.
Трудный поворот к рынку
1
Урок- лабораторное занятие
Введение принципов хозрасчёта и самоокупаемости. Развитие предпринимательства. Кризис потребления, подъём забастовочного движения
Уметь систематизировать знания, полученные из разных источников информации и делать собственный вывод
Сравнить хозяйственные реформы 1965 г. (Н.А.Косыгина) и 1987-1991 гг. (Н.И.Рыжкова) по самостоятельно разработанному плану. Сделать вывод об их сходстве и различии
П.47




58.
Демонтаж тоталитарных структур
1
Комбинированный урок
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Формирование многопартийности. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Нарастание кризиса коммунистической идеологии и политики
На основе анализа текста учебника и других источников информации заполнить сравнительно-обобщающую таблицу и сделать вывод (с.332)

П.48






59 – 60.
От внутренних реформ – к распаду СССР
2
Урок- лабораторное занятие
Кризис власти ГКЧП. «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 г.
Уметь презентовать рефераты, сообщения, готовить публичные презентации
Ответ на вопрос № 2, вопрос дискуссии на с.340
П.49




Глава XII. Современная Россия (10 часов)

61 -62
Становление новой российской государственности
2
Урок изучения нового материала
Причины и последствия политического кризиса сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции 1993 г. Усиление роли президентской власти в политической системе страны. Общественно-политическое развитие России. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт
На основе текста учебника, документов, Конституции 1993 г. выполнить задания по группам, предложенные автором учебника на с.352.
Составить сравнительную таблицу: «Внешняя политика России в 1990-е гг.»
П.50-51




63 – 64.
Возвращение рынка
2
Урок-практикум
Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Трудности и противоречия экономического развития 1990-х: реформы и их последствия. Структурная перестройка экономики
На основе текста учебника и других источников информации составить тезисный план «Социальная цена реформ»
Резюме «Ваша оценка реформ 1990-х»
П.52




65.
Российское общество в условиях системной трансформации
1
Комбинированный урок
Русская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Наука и образование в России в начале XXI в.
Уметь проводить социологические исследования, на основе которых составить образные портреты российских граждан

П.53




66 – 67.
Россия в конце ХХ – начале XXI века.
2
Урок-лекция

Социально-экономические и политические реформы 1990-х. Выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъём, политическую стабильность, упрочение национальной безопасности
Уметь составлять план, тезисы , вырабатывать собственную позицию на основе работы с различными источниками информации.
Тесты
П.54-55




68-69
Новые тенденции в развитии России
2
Урок-практикум
Экономическое и политическое развитие России в 2000-е гг. Программы развития России как свободного демократического государства
Умение работать со СМИ, на основе анализа представить итоги экономического, политического и социального развития страны в 2000-е гг.

П.56-57




70..
Повторительно-обобщающий урок по теме «Современная Россия»
1
Зачёт

Использовать приобретённые знания в практической деятельности
Тесты





Глава XIII. Итоговое повторение курса «История России в ХХ – начале XXI века» (8 Часов)










13PAGE 15


13PAGE 14615




15