Методическая разработка открытого урока на тему: Понятие, виды наследования. Принятие наследства.
Предмет: «Гражданское право».
Группа: Право - 31
Сабақтың тақырыбы/ Тема урока/ Понятие, виды наследования. Принятие наследства.
Сабақтың мақсаттары:/ Цели урока:
Білімділік/Образовательная/ Формирование у обучающихся умений по обработке полученной информации о наследовании, способах наследования, завещания, очереди наследников по закону; ее закреплению, применению и определению уровня усвоения материала, пройденного на уроке. Формирование знаний у обучающихся через выполнение заданий при составлении завещания.
Дамытушлық/Развивающая/
Развитие у обучающихся умений по выстраиванию речевого высказывания ,умений работать в микрогруппе, развитие умений применять теоретические знания при решении практических задач.
Тәрбиелілік/Воспитательная/ Воспитание активной познавательной деятельности обучаемых, готовности принять на себя ответственность за деятельность группы.Сабақтың типі және түрі:/Тип и вид урока/ Урок формирования и совершенствования ЗУН, урок самостоятельных работ.
Сабақтың өткізілу әдісі:/ Метод ведения урока/ объяснительно - иллюстративный
Пәнаралық және пәнішілік байланыс:/Межпредметная и внутрипредметная связи/: «Нотариат» тема: «Удостоверение завещаний»; тема: «Гражданско – правовые сделки».
Материалдық – техникалық жабдықталуы/Материально-техническое оснащение/ мультимедийная установка, доска, карточки с задачами, образец завещания.
Әдістемелік және оқу әдебиеті/Методическая и учебная литература:/
Конституция РК от 30 августа 1995г.
Гражданский Кодекс РК. Особенная часть. Комментарий. М.К Сулейменов Ю.Р. Басин- Алматы, 2000 г.
Закон РК «О нотариате» от 14.07.1997г. №155-1
Жайлин Г.А. Гражданское право РК. Часть особенная, т1- Алматы 2001 г.
Пралиева Г.К. «Гражданское право Республики Казахстан» Алматы, 2007г.
Сабақтың барысы:
Ход урока:
Организационный момент.(3мин.)
Взаимное приветствие преподавателя с обучающимися, фиксация отсутствующих по рапортичке дежурного, проверка внешнего состояния аудитории, проверка подготовленности обучающизся к уроку.
Сообщение цели и темы урока, самоопределение.(5 мин.)
- Преподаватель.
Чтение отрывка:За морями, за доламиЖил-был мельник с сыновьями.Жизнь прошла. К исходу днейОн собрал всех сыновейИ сказал им на прощанье:Вот моё вам завещанье.Старший сын теперь и впредьБудет мельницей владеть.Средний сын - ослом с хвостом,Ну, а младший сын - котом.Младший братец затужил:- Ну, отец... Ну, удружил..- Ребята, отрывок из какой сказки я вам прочитала? Как вы думаете, какова будет тема нашего урока
- Обучающиеся. Тема урока «Понятие, виды наследования. Принятие наследства».
- Преподаватель.
Задачами нашего урока являются:
вспомнить толкование основной терминологии по теме «Наследование»;
решить задачи по теме;
научиться составлять завещание.
Исходя из выше перечисленных задач определите цель урока.
- Обучающиеся.
Образовательная цель урока: «Используя теоретические знания определить основные определения, решение ситуационных задач, составление правовых документов в виде завещания».
- Преподаватель.
Тему и цель урока обучающиеся определили верно, переходим и проверке ранее усвоенных знаний и домашнего задания.Проверка ранее усвоенных знаний. (10 мин.)
- Преподаватель. Давайте вспомним толкование профессиональных терминов по теме «Понятие, виды наследования. Принятие наследства». (Фронтальный опрос обучающихся).
-Наследование (переход собственности, прав и обязанностей после смерти человека другим лицам).-Наследник (лицо, к которому переходит имущество наследодателя).
-Кто может быть наследниками (наследниками по завещанию и закону могут быть граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Наследниками по завещанию могут быть юридические лица, созданные до открытия наследства и существующие ко времени открытия наследства, а также государство.).-Наследодатель (умершее лицо, от которого переходит имущество наследникам).
-Состав наследства (в состав наследства входит принадлежащее наследодателю имущество, а также права и обязанности, существование которых не прекращается с его смертью).
-Время открытия наследства (является день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим - день вступления в силу судебного решения об объявлении гражданина умершим, если в решении суда не указан иной день).
-Место открытия наследства (является последнее место жительства наследодателя, а если оно неизвестно - место нахождения имущества или его основной части.)
-Завещание (признается волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти).
- Преподаватель. Ребята мы вспомнили основные определения, теперь давайте определим сущность следующих вопросов:
1. Общие положения о наследовании.
2. Наследование по завещанию.
3. Наследование по закону.
4. Приобретение наследства.
Вам было задано задание подготовить по данным вопросам информацию.
Проверка домашнего задания. (30 мин.)
На выступление каждому докладчику отводится не более 5 минут, давайте будем придерживаться лимита времени.
(Индивидуальный опрос).
Обучающиеся выступают с сообщениями по теме: «Понятие, виды наследования. Принятие наследства». После каждого выступления однокурсники задают вопросы по предоставленному материалу.
Преподаватель делает анализ по ответам обучающихся.
Вы правильно определили основные определения, формы наследования и порядок принятия наследства. Преподаватель дает краткую характеристику ответам обучающихся в виде презентации. (Приложение № 1.)
Применение знаний, умений и навыков в стандартной и поисковой ситуации. (20 мин.)
Работа в микрогруппах.
Обучающимся предложены следующие задания.
Работа со схемами. Учащимся предложено определить очередность наследников по закону. (На листах записана нумерация наследников и отдельно указаны лица, которые могут быть наследниками, обучающиеся должны в правильном порядке разложить наследников, призываемых к наследству по закону). (Приложение №2.)
Решение задач. В соответствии с разделом 6 «Наследственное право» Гражданского кодекс Республики Казахстан обучающиеся должны решить задачи, указав статью, применяемую при разрешении конкретной ситуации. Лидер группы по истечении времени дает ответ на поставленный вопрос. (Приложение №3)
Закрепление и совершенствование знаний. (15 мин.)
Совместно с преподавателем составляется завещание. Преподаватель показывает на мультимедийной установке как правильно составляется завещание, обучающиеся работают в тетрадях для практических работ. (Приложение № 4.)
Анализ урока. (2 мин.)
- Преподаватель. Мы с вами вспомнили толкование основной терминологии по теме, решили ситуационные задачи, научились составлять завещание. Скажите пожалуйста как вы думаете как данная информация может вам по мочь в профессиональной деятельности и с точки зрения обычного гражданина. Обучающиеся дают свои ответы.
Выставление оценок и дача домашнего задания. (5 мин.)
Обучающимся предлагается оценить самостоятельно свою работу на уроке в оценочном листе, дав комментарии своей оценки.
Домашнее задание.
Решение задач парами. Для пары обучающихся раздаются задачи по теме для решения их дома. (Приложение №5.)