Образовательная программа дополнительного образования детей Художественная обработка древесины


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОДБЕРЕЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»Возраст обучающихся -11-15 лет Программа рассчитана на 4 года обучения
Составлена педагогом дополнительного образования Г ребе Фёдором Давыдовичем
На основе авторской программы педагога дополнительного образования J1.A. Логачёва «Работа с древесиной», 2001 год
Пояснительная записка.Данная программа рассчитана на четыре года обучения учащихся 5-8 классов, при трёхчасовой недельной нагрузке и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".
Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков по данному курсу, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Обучение предполагает решение следующих задач: раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.
Программа включает: пояснительную записку;
перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;
тематический план (по годам обучения);
календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).
библиографический список для инструктора по труду. ( библиографический список для воспитанников.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественнотехнической деятельности.
Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству,
черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.
В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.
Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.
В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - инструктором по труду.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.
Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева". По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Воспитанники должны - Знать: принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
разные виды резьбы и их особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны
Уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
выполнять постейшие расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие - Навыки:
владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разрабатки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе.
Содержание программыНазвание раздела Кол. часов теории Кол. часов практики Всего
Первый год обучения
Выпиливание лобзиком 13.5 79.5 93
Художественное выжигание 1 8 9
Всего 14.5 87.5 102
Второй год обучения
Резьба по дереву 11 91 102
Третий год обучения
Резьба по дереву 6 45 51
Проектные работы 9 42 51
Всего 15 87 102
Четвёртый год обучения
Резьба по дереву 9 44 53
Проектные работы 6 43 49
Всего 15 87 102
Итого за весь курс обучения 55.5 352.5 408
Тематический план работы объединения «Художественная обработка древесины»1-й год обучения (3 ч в неделю)№
п/п. Темы Количество часов
Теория Практика Всего
Выпиливание лобзиком 14.5 87.5 102
1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. 1 1
2. Основы материаловедения. 1 1
3. Виды резьбы по дереву. 1 1
4. Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. 1 5 6
5. Материалы, инструменты и приспособления. 1 2 3
6. Технические приёмы выпиливания орнамента. 1 8 9
7. Сборочные и отделочные работы. 1 5 6
8. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. 1 1
9. Работа над конструкцией изделия. 2 13 15
10. Построение орнамента. 1 14 15
11. Конструирование различных изделий. 0.5 2.5 3
12. Техника выполнения различных изделий. 1 8 9
13. Отделка изделия. 1 8 9
14. Изготовление изделия. 14 14
Художественное выжигание 1. Декорирование изделий выжиганием. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. 1 2 3
9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. 6 6

п/п. Темы Количество часов
Теория Практика Всего
Резьба по дереву 11 91 102
1. Вводное занятие. 1 1
2. Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов. 1 1 экск. 2
3. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. 1 1
4. Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий. 1 2 3
5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 2 2
6. Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву. 1 5 6
7. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. 1 5 6
8. Отделка изделия. 1 1
9. Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Способы резания. Резание рисунка. 1 2 3
10. Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента. 1 2 3
11. Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции. 1 8 9
12. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. 1 23 24
13. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. 1 14 15
14. Изготовление набора из двух разделочных досок. 1 24 25
15. Итоговое занятие, (организация выставки работ) 1 1

п/п. Темы Количество часов
Теория Практика Всего
Резьба по дереву 93 102
1. Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерских. 1 2
2. Народные художественные промыслы новгородского края. Экскурсия в краеведческий музей 1 3 4
3. Контурная резьба по дереву. Изготовление и декорирование художественных изделий контурной резьбой. 1 11 12
4. Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора. 1 1 16
5. Отделка изделия. 2 2
6. Технология изготовления художественных изделий токарным способом. 1 2 3
7. Изготовление простого художественного изделия токарным способом и декорирование его геометрической резьбой. 1 1 12
8. Проектные работы учащихся. 9 40 49
9. Итоговое занятие. Защита проектов. 2 2
4 - ый год обучения (3 ч. в неделю)№
п/п. Темы Количество часов
Теория Практика Всего
Резьба по дереву 15 87 102
1. Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерских. 2 2
2. Плоскорельефная резьба по дереву. Выполнение изделий с плоскорельефной резьбой. 2 7 9
3. Экономика и организация производства. 1 1
4. Изготовление панно с геометрической резьбой. 1 8 9
5. Изготовление панно с накладной резьбой. 1 11 12
6. Изготовление шкатулки. 2 18 20
9. Проектная работа по курсу «Художественная обработка древесины». 6 41 47
10. Итоговое занятие. Защита проектов. 2 2
Календарно - тематическое планирование занятий 1-йгодобучения.

п/п. Тема раздела Запланированочасов Основные вопросы рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля
Выпиливание лобзиком 93 часа
1. Вводное занятие Охрана труда припроизводствехудожественыхизделий. 1 Правила:
поведения и техники безопасности;
пожарной и электробезопасности;
пром. санитарии и личной гигиены;
задачи на год. Инструктирование.
Беседа.
2. Основы
материаловеденИЯ. 1 Древесина:
основные свойства и пороки;
характеристика пород;
фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы, клеи. Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство спородами и
свойствами
древесины,
отделочными
материалами».
3. Виды резьбы по дереву. 1 народные художественные традиции;
виды и особенности резьбы;
источники орнаментальных узоров. Беседа.
Демонстрации.
4. Выпиливание лобзиком - разновидность оформления изделия. 6 Особенности работы лобзиком;
источники и особенности узоров для выпиливания. Беседа.
Демонстрации. Практическая работа.
5. Материалы,
инструменты
и
приспособления. 3 Основные свойства материалов;
характеристики инструмента и приспособлений. Беседа.
Практическая работа «Знакомство с видами материалов и инструментом».
6. Технические
приёмы
выпиливания
орнамнета. 9 Подготовка материалов, рисунков;
перевод рисунка на заготовку;
приёмы выпиливания;
способы соединения деталей. Практическая работа «Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей».
7. Сборочные и
отделочные
работы. 6 -Облицовывание шпоном;
циклевание и шливование;
устранение дефектов;
сборка изделия;
прозрачная отделка. Практическая работа «Сборка и отделка изделий».
8. Художественно
эстетические
Основы
выпиливания
лобзиком. 1 Конструкция, форма изделия;
фурнитура;
виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Беседа.
Основные принципы композиции;
форма и конструкция изделия; Практическая работа:
«Построение
композиции.
9. Работа надконструкцией
изделия. 15 работа над проектом;
фурнитура, её изготовление, установка. Разработка формы. Изготовление и установка.
10. Построение
орнамента. 15 Назначение и виды орнамента;
симметрия;
орнаметальные розетты и полосы;
сетчатый орнамент. Практическая работа: «Важнейшие средства и приёмы композиции орнамета».
11. Конструирована е различных изделий. 3 Плоские, объёмные изделия;
изделия округлой формы;
изделия со сложным орнаментом. Практическая работа:
12. Техника
выполнения
различных
конструкций
изделий. 9 Плоские изделия;
объёмные изделия. Практическая работа:
13. Отделка изделия 9 Отделочные материалы;
нетрадиционные материалы;
облицовывание шпоном;
циклевание и шлифование;
устранение дефектов;
прозрачная отделка. Практическая работа: «Отделка изделия».
14. Изготовление
изделия. 14 Практическая работа:
Художественное выжигание 9 часов
1. Декорирование
художественных
изделий
выжиганием.
Инструменты,
приспособления
для выполнения
работ. 3 Подготовка материалов;
перевод рисунка;
приёмы выжигания. Практическая работа:
«Подготовка
материалов. Приёмы
выжигания».
Практическая работа:
«Подготовка
инструмента».
2. Изготовление художественног о изделия и декорирование его выжиганием. 9 Форма и конструкция изделия;
назначение и виды орнамента;
симметрия;
изделия со сложным орнаментом. Практическая работа:
«Изготовление
изделия».

п/п. Тема раздела Запланированочасов Основные вопросы рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля
Резьба по дереву 102 часа.
1. Вводное
занятие. 1 Технико-технологические сведения:
правила поведения в мастерских;
основные направления работы;
задачи на год. Инструктирование.
Беседа.
2. Основные сведения о предприятиях и видах
художественных
промыслов. 2 Технико-технологические сведения:
возникновение и развитие;
роль художественной традиции;
основные сведения о предприятиях;
перспективы развития;
организация творческого процесса;
ассортимент изделий. Беседа.
Экскурсия в краеведческий музей.
3. Охрана труда,
производственная санитария,
электро и
пожарная
безопасность
при
производстве художественных изделий из дерева. 1 Технико-технологические сведения:
требования ОТ и ТБ при работе;
причины травматизма;
производственная санитария;
причины пожаров;
правила пользования первичными средствами пожаротушения. Инструктирование.
Беседа.
4. Основы
материаловеден ия. Ручная обработка дерева. 3 Технико-технологические сведения:
декоративные свойства дерева;
клеи, сколеивание, облицовывание художественных изделий;
отделочные материалы и отделка;
способы предупреждения и устранения дефектов. Беседа.
Практическая работа: «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами, инструментами».
5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 2 Технико-технологические сведения:
виды ручного инструмента;
требования к нему;
технология изготовления;
подготовка к работе. Практическая работа: «Изготовление ножа- косяка;
одностороннего прокола;
двухстороннего прокола;
подготовка к работе.
6. Столярные
соединения.
Технология
изготовления
изделий. Виды
художественной
резьбы. 6 Технико-технологические сведения:
виды столярных соединений;
технологическая карта;
способы раскроя материала по заданным размерам;
сборка изделия;
подготовка поверхности изделия для резьбы;
виды резьбы по дереву;
их характерные особенности и разновидности; Беседа.
Практическая работа: «Знакомство с видами столярных соединений.
Т ехно логическая последовательность выполнения резьбы. Требования к качеству выполнения резьбы».
досок. перенос ее назаготовку;
выполнение резьбы;
отделка изделия;
безопасность труда при резьбе. 15. Итоговое
занятие. 1 Обсуждение проделанной работы за год.
Летнее задание.
3-й год обучения.

п/п. Тема раздела Запланированочасов Основные вопросы рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля
Резьба по дереву 102 часа.
1. Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасн ость при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерской. 1 Технико-технологические сведения:
правила поведения в мастерских;
техника пожарной и электробезопасности;
пром. санитарии;
основные направления работы;
задачи на год. Инструктирование.
Беседа.
2. Народные
художественные
промыслы
новгородского
края.
Экскурсия вкраеведческий
музей. Технико-технологические сведения:
традиционные виды народных промыслов;
народный традиционный орнамент;
характерные особенности; -традиционные приемы обработки и декорирования изделий из дерева. Экскурсия. Беседа по итогам экскурсии.
3. Контурная
резьба.
Изготовление и
декорирование
художественных
изделий
контурной
резьбой. 12 Технико-технологические сведения:
своеобразие резьбы;
особенности композиции орнаментов;
подготовка изделия к резьбе. Практическая работа: «Приемы выполнения контурной резьбы. Безопасность труда».
4. Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора. 16 Технико-технологические сведения:
принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;
своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву; Беседа.
Практическая работа: «Составление эскиза изделия с контурной резьбой. Составление эскиза фриза с геометрическиморнам ентом для мозаики».
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. 7. Г еометрическаярезьба. Освоение
приемов
выполнения
геометрической
резьбы. 6 Технико-технологические сведения:
история возникновения и развития;
особенности;
элементы геометрической резьбы;
сочетание различных элементов;
способы вычерчивания орнамента;
материалы, инструменты;
способы выполнения резьбы;
безопасность труда при резьбе. Беседа.
Практическая работа: «Знакомство с элементами, орнаментами резьбы. Способы вычерчинания орнамента по поверхности изделия. Выполнение резьбы. Безопасность труда.
8. Отделка
изделия. 1 Технико-технологические сведения:
отделочные материалы;
нетрадиционные материалы;
устранение дефектов;
прозрачная отделка. Практическая работа: «Отделка изделий».
9. Нанесение элементов рисунка не заготовку. Составление более сложных элементов резьбы. Способы резания. 3 Технико-технологические сведения:
нанесение элементов резьбы;
составление сложных элементов;
способы вычерчивания;
материалы, инструменты;
способы выполнения резьбы;
безопасность труда при резьбе. Практическая работа: «Составление и нанесение элементов: лесенка, витейка, бусинки, змейка, сияние, сколышки». Способы резания. Выполнение резьбы. Безопасность труда.
10. Составление орнамента и нанесение его на заготовку. Резание орнамента. 3 Технико-технологические сведения: Сочетание треугольников:
с прямыми и кривыми сторонами;
со сторонами разной длины;
с миндалевидными углублениями;
морщинистая резьба;
безопасность труда при резьбе. Практическая работа: «Составление и нанесение элементов. Выполнение резьбы».
11. Основы
композиции.
Резание. 9 Технико-технологические сведения:
составление резной композиции;
способы вычерчивания;
нанесение ее на заготовку;
способы выполнения резьбы;
безопасность труда при резьбе. Практическая работа: «Составление и нанесение
композиции. Способы резания. Выполнение резьбы».
12. Изготовление
изделия
столярным
способом. 24 Технико-технологические сведения:
составление резной композиции;
перенос ее назаготовку;
способы выполнения резьбы;
безопасность труда при резьбе. Практическая работа: «Составление и нанесение композиции. Выполнение резьбы».
13. Изготовление
доски
разделочной. 15 Технико-технологические сведения:
подбор материала;
составление резной композиции;
перенос ее назаготовку;
способы выполнения резьбы;
отделка изделия;
безопасность труда при резьбе. Практическая работа: «Изготовление разделочной доски».
14. Изготовление набора из двух разделочных 25 Технико-технологические сведения:
подбор материала;
составление резной композиции; Практическая работа: «Изготовление разделочных досок».
зарисовки растений, птиц, животных;
понятие о колорите;
цветовой круг;
цвета в композиции;
однотонная и многоцветная композиция. 5. Отделка
изделия. 2 Технико-технологические сведения:
материалы, инструменты, приспособления;
технология отделки изделия;
качество мозаичных работ;
безопасность труда. Беседа.
Практическая работа: «Отработка приемов отделки мозаичных изделий».
6. Технология
изготовления
художественных
изделий
токарным
способом. 3 Технико-технологические сведения:
виды и назначение станков;
устройство станков;
инструменты и приспособления;
организация рабочего места;
безопасные приемы работы. Практическая работа: «Знакомство с устройством станков. Организация рабочего места. Приемы управления работой станка. Безопасность труда при работе на станках».
7. Изготовление изделия на токарном станке и декорирование его резьбой. 12 Технико-технологические сведения:
точение фасонных поверхностей;
точение внутренних поверхностей;
технологическая последовательность изготовления изделий. Практическая работа: «Изготовление конфетницы на токарном станке. Декорирование ее резьбой».
8. Проектные
работы
учащихся. 14 Этапы работы над проектом. Технико-технологические сведения:
последовательность изготовления изделия;
составление рисунка;
точение подставки;
точение стойки;
нанесение рисунка и резание;
сборка и отделка изделия;
безопасность труда при работе. Практическая работа: «Изготовление изделия на токарном станке.
Декорирование его резьбой».
9. Итоговое занятие. Защита проектов. 2 * Выставка работ воспитанников, их обсуждение. Летнее задание.
4-й год обучения.

п/п. Тема раздела Запланированочасов Основные вопросы рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля
Резьба по дереву 102 часа.
1. Вводное
занятие. 2 Технико-технологические сведения:
правила поведения в мастерских;
техника пожарной и электробезопасности;
пром. санитарии;
основные направления работы;
задачи на год. Инструктирование.
Беседа.
2. Плоскорельефная
резьба.
Выполнение
изделий сплоскорельефной
резьбой. 9 Технико-технологические сведения:
виды плоскорельефной резьбы;
художественно-стилевые особенности резьбы;
материалы, инструменты и приспособления;
приемы выполнения видов резьбы;
требования к качеству резьбы;
безопасность труда при ее выполнении. Беседа.
Практическая работа: «Приемы и способы плоскорельефной резьбы. Изготовление изделия».
3. Экономика и
организация
производства. 1 Технико-технологические сведения:
основные направления организации труда;
качество продукции;
экономическая эффективность производства;
нормирование труда;
заработная плата. Беседа.
Практическая работа: «Расчет
себестоимости и цены изделия
изготовленного на предприятии».
4. Изготовление панно сгеометрической
резьбой. 9 Технико-технологические сведения:
точение тарелки;
составление и перенос рисунка на заготовку;
резание рисунка;
отделка изделия. Практическая работа:
«Изготовление
изделия».
5. Изготовление панно с накладной резьбой. 12 Технико-технологические сведения:
точение тарелки;
выпиливание листиков и веточек;
вытачивание ягодок;
нанесение и резание рисунка;
сборка изделия;
отделка изделия. Практическая работа:
«Изготовление
изделия».
6. Изготовление
шкатулки. 20 Технико-технологические сведения:
технология изготовления;
составление технического рисунка;
разметка и выпиливание заготовок;
подгонка деталей и сборка изделия;
составление композиции, перенос ее на изделие, резание;
отделка изделия. Практическая работа:
«Изготовление
изделия».
9. Проектные работы по курсу «Художественная обработка древесины» 47 Все этапы работы над проектом. Технико-технологические сведения: - консультации по выбору и изготовлению изделия. Практическая работа:
«Изготовление
изделия».
10. Итоговое занятие. Защита проектов. 2 Выставка работ, их обсуждение. Подведение итогов.