Общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования детей объединения «Художественная обработка древесины»
Муниципальное казенное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района Воронежской области
Утверждено на заседании Утверждаю: педагогического совета директор МКОУДОД ЦРТДиЮ______Терских В.А.
Протокол №______ приказ №____от «___ »________ 2014г
от «___»_________2014 г
Рабочая программа творческого объединения
«Художественная обработка древесины»
I год обучения
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
С.В. Панченко
Год составления программы: 2014 год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе модифицированной образовательной программы дополнительного образования детей «Художественная обработка древесины» научно-технической направленности. При ее составлении использована учебная и методическая литература по заявленному профилю:
1. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Общая пояснительная записка // Школа и производство. – 2010. - №1. – С. 6-12.
2. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Направление «Индустриальные технологии» // Школа и производство. – 2010. - №3. – С. 14-22.
3. Технология: примерные программы / [сост. Л.И. Хатунцева, Л.Е. Афиногенова, Б.П. Чепелева]. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. – 155.
Согласно образовательным требованиям на первом году обучения 36 учебных недель – 108 учебных часов (из расчета 3 часа в неделю (2ч+1ч)
Набор детей в группы первого года обучения – свободный, по желанию.
Исходя из практической деятельности, образовательная программа 1года обучения составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает ребёнку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на личностную реализацию.
Темы урока сформулированы в соответствии с авторскими методическими рекомендациями для педагога дополнительного образования. Основное содержание включает перечень изучаемого учебного материала. В содержание включены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора, практические занятия по изготовлению изделий.
Выпиливание лобзиком - один из распространенных видов художественной обработки древесины. Древесина наиболее доступный материал, ее обработка не требует сложного технического оснащения. Поэтому ремесла, связанные с обработкой древесины, пользуются популярностью почти во всех республиках нашей страны.
Художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.
Художественные узоры в изготовляемых предметах могут отражать художественный вкус, национальную особенность и тематическую направленность. В работах, выпиливаемых лобзиком, всегда нужно стремиться к тому, чтобы назначение изготовляемой вещи и ее орнамент (узор) были согласованы и составляли как бы одно целое с содержанием.
Художественная обработка древесины включает в себя и художественное выжигание. Это доступный и интересный вид декоративного творчества и один из видов отделки изделий из древесины.
Выжигание очень похоже на рисование, только вместо карандаша используется ручка с электрическим пером. Выжигать можно на плоских, объемных и точеных предметах из древесины. Выжигание хорошо сочетается с выпиливанием лобзиком, раскрашиванием, росписью по дереву.
В домашних условиях, на уроках и курсах по технологии выжигание выполняется с помощью специального прибора – электровыжигателя. На производстве и в художественных мастерских выжигают бытовыми и промышленными приборами, а так же различными наконечниками и штифтами, вставленными в электровыжигатели. Лучший материал для выжигания – древесина липы, тополя, ольхи, каштана, а также фанера различной толщины.
На первом году выполняется несколько простых работ по образцам или на заданную тему. В конце первого года обучения может быть выполнена комплексная работа, с использованием различных видов техники.
На первом этапе идет ознакомление детей с материалами, инструментами, приемами работы с ними, обработкой материала, соблюдением ТБ. Ребенок овладевает различными приемами и способами обработки древесины, склеиванием, учится работать с шаблонами, чертежами, используя при этом измерительные инструменты; приобретает навыки, способствующие развитию мелкой моторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. На этом этапе ребенок учится работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку. Дети изготавливают простейшие изделия из древесины, все операции выполняются совместно с педагогом.
В дальнейшем в ходе реализации данной программы обучающийся приходит к самостоятельной деятельности, выступает инициатором творческого процесса. У него формируется воля, интеллект, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности. На данном этапе продолжается формирование навыков изготовления изделий, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.
Задачи курса:
- сохранение и развитие древнего вида искусства;
- формирование умений механической обработки древесины, знаний о применяемых материалах, инструментах, отделочных операциях;
- обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;
- развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома.
Целью первого года обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение развития творческой личности подростка.
На первом году обучения закладываются основы мастерства. Происходит освоение основных способов художественной обработки древесины от простого к сложному.
Обучающийся должен знать:
- правила техники безопасности при работе в мастерской;
- виды древесины и ее свойства;
- основные способы и приемы обработки дерева;
- виды инструментов, необходимых для обработки дерева;
- основные термины и терминологию в деревообработке.
Обучающийся должен уметь:
- работать ручным инструментом и содержать его в порядке;
- составлять эскизы будущего изделия;
- работать с мерительным инструментом;
- выполнять изделия по шаблонам и трафаретам;
- переносить на изделия рисунки и узоры;
- под присмотром педагога осуществлять правку и заточку инструмента.
В программу 1 года обучения включены следующие разделы:
Вводное занятие.
Дерево как основной материал для работы в мастерской.
Типы и виды художественной обработки дерева.
Измерительные инструменты.
Настройка и содержание инструмента.
Выпиливание лобзиком. Материалы и приемы работы.
Выпиливание простых фигур.
Изготовление хлебницы (вазы).
Выпиливание объемных конструкций.
Выжигание. Инструменты, материалы и приемы работы.
Выполнение заданий по образцу.
Комплексная работа по выжиганию.
Промежуточная аттестация.
Заключительное занятие.
Календарно-тематический план
на 2014-2015 учебный год
№ п/п
Наименование разделов
и тем
Всего часов
Дата
Примечание
Вводное занятие (2 часа)
1
Ознакомление с содержанием, целями и задачами кружка. Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места.
2
2.09
Дерево как основной материал для работы в мастерской (4 часа)
2
Строение дерева. Породы деревьев.
1
3.09
3
Виды и свойства древесины. ДВП.
2
9.09
4
Шпон и фанера.
1
10.09
Типы и виды художественной обработки дерева (5 часов)
5
Современное самодеятельное творчество.
2
16.09
6
Источники орнаментальных узоров.
1
17.09
7
Народные художественные традиции.
2
23.09
Измерительные инструменты (3 часа)
8
Линейные размеры.
1
24.09
9
Измерение цилиндрических деталей.
2
30.09
Настройка и содержание инструмента (3 часа)
10
Инструменты и приспособления.
1
11
Особенности работы лобзиком.
2
Выпиливание лобзиком. Материалы и приемы работы (10 часов)
12
Выбор рисунка.
1
13
Подготовка материалов.
2
14
Заправка полотна в лобзик.
1
15
Правила выпиливания лобзиком.
2
16
Прямые и волнистые линии.
1
17
Выпиливание по шаблону.
2
18
Выпиливание острых углов.
1
Выпиливание простых фигур (8 часов)
19
Подготовка заготовки. Перевод рисунка на основу.
2
20
Выпиливание по внешнему контуру.
1
21
Работа над объектом.
2
22
Устранение дефектов.
1
23
Отделка, зачистка изделия.
2
Изготовление хлебницы (вазы) (13 часов)
24
Перевод рисунка на основу.
1
25
Выпиливание по внешнему контуру.
2
26
Выпиливание по внутреннему контуру.
1
27
Работа над объектом, выпиливание по внутреннему контуру.
2
28
Работа над объектом.
1
29
Работа над объектом.
2
30
Способы соединения деталей.
1
31
Способы соединения деталей.
2
32
Окончательная отделка. Оценка изделия.
1
Промежуточная аттестация (2 часа)
33
Промежуточная аттестация.
2
Выпиливание объемных конструкций (27 часов)
34
Подготовка заготовки. Перевод рисунка на основу.
1
35
Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру.
2
36
Работа над объектом.
1
37
Работа над объектом.
2
38
Работа над объектом.
1
39
Работа над объектом.
2
40
Инструменты для создания отверстий.
1
41
Работа над объектом, выпиливание по внутреннему контуру.
2
42
Работа над объектом.
1
43
Работа над объектом.
2
44
Работа над объектом.
1
45
Работа над объектом.
2
46
Работа над объектом.
1
47
Устранение дефектов выпиливания.
2
48
Устранение дефектов выпиливания.
1
49
Отделка. Зачистка изделия.
2
50
Сборка изделия.
1
51
Окончательная отделка изделия. Оценка работы.
2
Выжигание. Инструменты, материалы и приемы работы (7 часов)
52
Устройство выжигателя. Организация рабочего места.
1
53
Зачистка основы для выжигания.
2
54
Выбор и перевод рисунка на основу.
1
55
Приемы выжигания.
2
56
Выжигание по контуру.
1
Выполнение заданий по образцу (9 часов)
57
Подготовка заготовки.
2
58
Перевод рисунка на основу, работа над объектом.
1
59
Работа над объектом, выжигание по контуру.
2
60
Работа над объектом, выжигание по контуру.
1
61
Работа над объектом, выжигание по контуру.
2
62
Окончательная отделка изделия. Оценка работы.
1
Комплексная работа по выжиганию (12 часов).
63
Подготовка заготовки.
2
64
Зачистка основы для выжигания. Перевод рисунка на основу.
1
65
Работа над объектом, выжигание по контуру.
2
66
Работа над объектом, выжигание по контуру.
1
67
Работа над объектом, выжигание по контуру.
2
68
Работа над объектом, выжигание по контуру.
1
69
Работа над объектом, выжигание по контуру.
2
70
Отделка и зачистка изделия. Оценка работы.
1
Промежуточная аттестация (2 часа)
71
Промежуточная аттестация.
2
Заключительное занятие (1 час)
72
Заключительное занятие.
1
Литература
Список литературы, используемой педагогом:
1. Абросимова А. А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б., Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М., Высшая школа, 1984.
2. Амалицкий В.В., Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. - М., Академия, 2002.
3. Барташевич А.А, Антонов В.П. Технология производства мебели и резьба по дереву. - М., Высшая школа, 2001.
4. Бобров В.А. Справочник по деревообработке. - М., Феникс, 2003.
5. Браун Джереми. Энциклопедия методов обработки дерева. - М., Астрель, 2005.
6. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.
7. Коршевер Н. Столярные и плотничьи работы. - М., Вече, 2005.
8. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. – М., 1998
9. Рыкунин С., Кандалина Л. Технология деревообработки. - М., Академия, 2006.
10. Стендинг Энди. Изделия из дерева. - М., Мой мир, 2007.
11. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 – 9 классы. – М., 2004.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
9. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. – Екатеринбург.: 2000.
10. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
11. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
12. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
18. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
22. Тусарчук Д.И. Триста ответов любителям работ по дереву. - М., 1985.
25. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.
15