Музыкально-театральная деятельность подростков как средство развития музыкальной одаренности подростков
Музыкально-театральная деятельность как средство развития музыкальной одаренности подростков.
Экономические и социальные преобразования, происходящие в России, выявили острую необходимость подъема духовного развития подрастающего поколения, которое во многом обусловлено степенью овладения музыкальной культурой. Проблемы музыкального воспитания и выявления музыкально одаренных детей приобретают особую значимость.
Учитывая, что функционирование музыкального искусства в обществе происходит в ходе создания, распространения и освоения музыкально-культурных ценностей, приобщение к этому процессу является существенным в выявлении и развитии музыкально одаренных детей. Вместе с тем, музыкальная культура личности определяется не только наличием теоретических знаний, но и мировоззрением, определяющим гуманистическое сознание индивидуума, показателем которого является музыкально-эстетический идеал.
С точки зрения отечественных психологов (Сохор А.Н., Теплов Б.М.) музыкальная одаренность представлена в виде следующих компонентов: чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память. Данные компоненты отражают музыкальные способности человека.
Показатели, отражающие уровень развития музыкальной культуры одаренного ребенка включают в себя: уровень направленности интересов, вкусов, ценностных ориентаций в музыкальном искусстве; уровень музыкально-творческого потенциала; уровень сформированности положительной «Я-концепции» в музыкальной деятельности; уровень развития музыкальности (музыкальные способности, способности эмоционального сопереживания музыке); уровень развития музыкальной грамотности (музыкальные знания, умения, навыки).
Перечисленные структурные компоненты музыкальной культуры одаренного ребенка формируются прежде всего в активной музыкальной деятельности. Согласно классификации А.Н. Сохора, к активным формам музыкальной деятельности относятся: сольное исполнение, участие в самодеятельном коллективе, обучение пению или игре на музыкальном инструменте, сочинение музыки. В связи с этим, приобретает актуальность вопрос о характере видов музыкальной деятельности подростков, к которым принадлежит восприятие, исполнение, творчество. В современной отечественной методике музыкального воспитания приоритет отдается восприятию музыки, как способности к пониманию ее языка и образности. На основе восприятия у подростков возможно развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Признавая обоснованность данной позиции, нужно отметить, что музыкальное восприятие эффективно для слушателя, подготовленного к воздействию музыки. Следовательно, возрастает значение активных форм музыкальной деятельности, в процессе участия в которых, приобретаются музыкальные знания, умения, навыки.
Опытно-экспериментальная работа показала что в активной музыкальной деятельности развиваются такие важнейшие показатели музыкальной одаренности как музыкальность и музыкальная грамотность.
Активная музыкальная деятельность подростка всегда содержит элемент творчества. Вместе с тем, более высокий уровень творческой деятельности требует специальных музыкальных знаний умений и навыков.
Творческая музыкальная деятельность может воплощаться в самостоятельных поисковых действиях; в сочинении музыки; в импровизации; в исполнении; интерпретации; обработке музыкальных произведений.
Опыт включения детей и подростков в музыкально-творческую деятельность имеет богатые традиции в русской музыкальной педагогике (Б.Л. Яворский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Н.И. Сац, Н.А. Ветлугина, М.Ф. Головина, В.Н. Чепуров, Ю.А. Литовко и др.).
Исходя из психологических особенностей подростков, широкие возможности для формирования личностной музыкальной культуры одаренных детей представляет организация музыкально-воспитательного процесса на основе художественно-творческой деятельности, соединяющей в себе жанры музыкального и театрального искусства. Данный поход обусловлен стремлением подростка к самовыражению, самоутверждению, а также популярностью и доступностью театрального искусства в этой возрастной среде.
Учитывая, что по силе эмоционального воздействия именно театр превосходит другие виды искусства, и, кроме того, занятия театром предполагают опору на знание смежных искусств, форма музыкально- театральной деятельности является наиболее оптимальной.
Практика показывает, что для начинающего музыкально-театрального коллектива подростков наиболее эффективным является жанр мюзикла.
Именно жанровые особенности мюзикла способствуют его популярности и определяют его соответствие исходным массовым музыкальным вкусам подростков. Эти особенности отражают: широту жанрового диапазона мюзикла, включающего в себя комедийное , драматическое и трагедийное начала; определяющую роль музыки эстрадного плана; равноправие музыки, театра и диалога; опору на литературный текст популярных и художественно- полноценных произведений ; серьезность психологической проблематики темы и идеи постановки.
Мюзиклы подразделяются на четыре жанровые категории: мюзикл- опера (М. Легран «Шербургские зонтики»); мюзикл-оперетта (Ф. Лоу «Моя прекрасная леди»); мюзикл-драма (И.О. Дунаевский «Цирк»); мюзикл-обозрение (И.О. Дунаевский «Веселые ребята»).
Опытно-экспериментальная работа показывает, что наиболее доступным для постановки в начинающем коллективе подростков является мюзикл-опера, в основе которого лежит поп-музыка. В более опытном коллективе возможно обращение к другим жанровым категориям.
Дальнейшее углубление музыкальных знаний целесообразно проводить на фоне продолжающейся постановочной деятельности, стимулирующей интерес подростков к музыкальному искусству. Как правило музыкально одаренные дети, в силу высокой мотивации занимают главные роли, активно участвуют в организационной деятельности. Музыкально-педагогический процесс проводимый на основе избранного музыкально-постановочного материала имеет ряд условий: синтетический характер исполнения и мастерства; целостность теоретической и практической музыкальной деятельности; обучение «от простого к сложному»; импровизация; обязательное критическое осмысление достигнутого художественного результата.
Реализация условий синтетического характера исполнения и мастерства отражает необходимость приобретения разноплановых музыкально-сценических умений и навыков. Выполнение условия целостности теоретической и практической музыкальной деятельности предусматривает приобретение подростками знаний не в отвлеченной форме, а в связи с работой над музыкально-постановочным материалом, приобретением исполнительского опыта. Согласно условию «от простого к сложному», сначала решаются наиболее доступные исполнительские задачи, что повышает самооценку подростков. Постепенно исполнительские задачи усложняются. Условие «импровизации» предполагает раскрепощение созидательных способностей подростков. После каждого выступления оценка его качества производится как со стороны педагогов, так и самих исполнителей.
Опора на данные условия, необходимые для осуществления музыкально-театральной деятельности, позволяет разносторонне воздействовать на личностную сферу одаренного подростка, способствуя целенаправленному формированию его музыкального сознания.
В ходе репетиций мюзикла с музыкально одаренными подростками проводится работа по нескольким направлениям: индивидуальные занятия, включающие постановку голоса на основе классических произведений; работы над вокально-сценическим материалом роли; элементы дирижирования и игры фортепиано; занятия по вокалу группами (дуэты, трио, квартеты); уроки хореографии и актерского мастерства.
Всех участников-актеров рекомендуется включить в состав академического хора, в репертуар которого входят произведения русской и зарубежной классики, современных композиторов, народная музыка. Для развития художественно-творческих качеств подростков на занятиях могут использоваться специальные приемы: передача музыкальных ассоциаций в литературном (прозаическом и поэтическом творчестве, изобразительном искусстве, импровизации). Подростки вовлекаются в постановку мизансцен танцев, оформительскую работу.
В итоге многоуровневый характер музыкально-творческой деятельности эвристического плана позволяет выявить и развить компоненты музыкальной одаренности подростков, сформировать положительную «Я-концепцию» музыкальной деятельности, что положительно сказывается в концертно-исполнительской деятельности, и в дальнейшем музыкальном образовании и самообразовании подростков.