Контрольно — измерительный материал по окружающему миру 4 класс УМК Школа России


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Основная цель контроля – проверка знания по учебному материалу, умений учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта.
Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.
Для текущего и промежуточного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени и различные проверочные практические работы.
Целесообразно при проведении итогового письменного контроля использовать тестовые задания.
Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки.
Тесты с открытым ответом позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
В письменных проверочных работах по предмету орфографические ошибки не учитываются.
Ориентировочное количество проверок
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Итоговая контрольная работа 1 4 4 4
Проверочная работа* 4 4 4
Всего за год 1 8 8 8
*в конце изучаемого раздела
Формы организации проверочных работ: на усмотрение педагога - любая форма.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Оценка «5»:
учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта.
Оценка «4» - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
Оценка «3» - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
Оценка «2» - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала, материал не усвоен.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. При тестовом контроле чаще всего используется критериальная шкала, рекомендованная разработчиками тестов.
Контрольная работа №1 «Земля и человечество»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.
а) история;
б) география;
в) экология;
г) астрономия.
Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.
а) 7;б) 8;в) 11.
3. Установи соответствие.
Солнце
Венера
ПЛАНЕТЫПолярная Марс
ЗВЁЗДЫ Земля
Нептун
4. Какова форма Земли? Обведи нужную букву.
а) квадрат;
б) треугольник;
в) шар;
г) куб.
5. Допиши предложение.
Ближайшая к Земле звезда – это ____________________________.
6. Что относится к небесным телам? Вычеркни лишнее.
Метеориты, Солнце, материки, планеты, звезды.
7.Как называется наука о Земле? Обведи нужную букву.
а) астрономия;
б) география;
в) история;
г) экология.
8. Допиши предложение.
Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются _________________.
9. Что такое исторический источник? Обведи нужную букву.
а) документ, срок действия которого давно истёк;
б) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён;
в) то, что может рассказать нам о прошлом людей.
10. Допиши предложения.
Людей, которые производят раскопки древних поселений, называют _______________________________.
Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы и сооружения, называется __________________________________.
Контрольная работа №1 «Земля и человечество»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Кто изучает небесные тела? Обведи нужную букву.
а) географы;
б) астрономы;
в) экологи;
г) историки.
2. Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.
а) 5;б) 12;в) 8.
3. Установи соответствие.
Венера
Юпитер
ЗВЁЗДЫПолярнаяПЛАНЕТЫ Солнце
Земля
Сатурн
4. Какова форма Солнце? Обведи нужную букву.
а) куб;
б) квадрат;
в) звезда;
г) шар.
5. Допиши предложение.
Огромное раскаленное космическое тело – это _____________________.
6. Что относится к небесным телам? Вычеркни лишнее.
Кометы, планеты, звёзды, Солнце, равнины.
7. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву.
а) показывает расстояние на местности между объектами;
б) показывает количество предметов на местности;
в) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
8.Как Мартин Бехайм назвал вою модель первого глобуса? Обведи нужную букву.
а) «земное яблоко»;
б) «голубой шар»;
в) «земной шар».
9. Что такое архив? Обведи нужную букву.
а) хранилище предметов старины;
б) хранилище документов;
в) древние записи о событиях прошлых лет.
10. Допиши предложения.
Людей, которые ведут записи событий своего времени, называют ___________________________________.
Одна из наук-помощниц истории – это _________________________.
Контрольная работа №2 «Природа России»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на остовах Северного Ледовитого океана.
2. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Вычеркни лишнее.
Лишайники, кедры, мхи, полярные маки, бузина.
3. Какие животные обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.
а) белые медведи;
б) нутрии;
в) моржи;
г) лоси;
д) тюлени.
4. Каково значение Арктики для человека? Обведи буквы правильных ответов.
а) здесь выращивают фрукты;
б) здесь перевозят грузы;
в) здесь развит рыболовный промысел;
г) здесь добывают полезные ископаемые;
д) здесь ведут наблюдения за погодой.
5. Где расположена зона тундры? Обведи нужную букву.
а) севернее арктических пустынь:
б) южнее арктических пустынь.
6. Каково значение тундры для человека? Обведи буквы правильных ответов.
а) здесь заготавливают полезные для человека ягоды, грибы;
б) здесь развито оленеводство;
в) здесь добывают каменный уголь, нефть и газ;
г) здесь отличные условия для отдыха и лечения;
д) здесь развит пушной промысел.
7. Каково значение зоны степей для человека? Обведи буквы правильных ответов.
а) здесь хорошие условия для полеводства садоводства;
б) здесь развито оленеводство;
в) здесь добывают поваренную соль природный газ;
г) здесь хорошие условия для пастбищ;
д) здесь заготавливают полезные для человека ягоды и грибы.
8. Где расположено Черноморское побережье Кавказа? Обведи нужную букву.
а) в арктической зоне страны;
б) в лесной зоне страны;
в) в субтропической зоне;
г) в степной зоне страны.
9. Какое свойство торфа является главным? Обведи нужную букву.
а) горючесть;
б) рыхлость;
в) хрупкость.
10.Почему луг является природным сообществом? Обведи нужную букву.
а) растения украшают луг своими цветами;
б) все обитатели луга живут совместно и тесно связаны между собой;
в) животные питаются растениями луга.
ГРЕЧИХА
ГЕОРГИНЫ
КУКУРУЗА
ТЮЛЬПАНЫ
ОВЁС
РОЗЫ
ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ
ЦВЕТОЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ
3. Установи соответствие.
Контрольная работа №2 «Природа России»
ВАРИАНТ 2
1. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.
а) на островах Атлантического океана;
б) на островах Северного Ледовитого океана;
в) на островах Тихого океана.
2. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Вычеркни лишнее.
Мхи, черёмуха, полярный мак, орешник, лишайники.
3. Какие птицы обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.
а) тупики;
б) кайры;
в) аисты;
г) гагарки;
д) гаги.
4. Какие меры приняты для защиты природы Арктики? Обведи буквы правильных ответов.
а) запрещена охота на редких животных;
б) запрещено движение судов по Северному морскому пути;
в) ограничена рыбная ловля;
г) полярники расчищают поверхность островов от снега;
д) взяты под охрану «птичьи базары».
5. Где расположена зона тундры? Обведи нужную букву.
а) на равнинах;
б) на возвышенностях;
в) в горах.
6. Какие меры необходимо принять для защиты природы тундры? Обведи буквы правильных ответов.
а) защитить тундру от вредного воздействия транспорта;
б) запретить добычу полезных ископаемых;
в) не допускать загрязнение тундры;
г) взять под охрану оленьи пастбища;
д) запретить оленеводство;
е) взять под охрану редких животных.
7. Какие меры необходимо принять для защиты природы степной зоны? Обведи буквы правильных ответов.
а) ограничить выпас скота;
б) ограничить рыбную ловлю;
в) запретить изучение и описание природы степей;
г) прекратить распашку степи;
д) взять под охрану редких животных.
8. Где расположена субтропическая зона России? Обведи нужную букву.
а) в центре страны;
б) на востоке страны;
в) на побережье северных морей;
г) на побережье Черного моря.
9. Какое свойство железной руды является главным? Обведи нужную букву.
а) блеск;
б) прозрачность;
в) плавкость.
10. Какая деятельность людей губительна для лугов? Вычеркни неверное.
Чтение книг, езда на велосипеде, разведение костров, ловля бабочек, сбор лекарственных трав, мытьё посуды, выпас домашних животных.
морковь
малина
груша
томаты
капуста
крыжовник
ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ
ПЛОДОВЫЕ КУЛЬТУРЫ
11. Установи соответствие.
Контрольная работа №3 «Страницы всемирной истории»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. На берегах какой реки возникло Египетское государство? Обведи нужную букву.
а) Нил;
б) Амазонка;
в) Дон.
2. Какие постройки возводили египтяне в честь богов? Подчеркни.
Пирамиды, саркофаги, храмы, гробницы.
3. Допиши предложение.
Столица древней Греции - _______________________________.
4. Кто, согласно легенде, основал город Рим? Обведи нужную букву.
а) Рем;
б) Ромул;
в) Марс.
5. Где возник буддизм в Средние века? Обведи нужную букву.
а) в Европе;
б) в Индии;
в) на Ближнем Востоке.
6. Когда было изобретено книгопечатание? Обведи нужную букву.
а) в 1554 году;
б) в 1005 году;
в) в 1445 году.
7. С какого времени мы ведём отсчёт истории Нового времени? Обведи нужную букву.
а) с 1700;
б) с 1500;
в) с 1900.
8. Какие технические изобретения были сделаны в 19 веке? Вычеркни лишнее.
Паровоз, автомобиль, компьютер, радио, телефон.
Контрольная работа №3 «Страницы всемирной истории»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Как называется высокий холм с обрывистыми склонами, расположенный в Афинах? Обведи нужную букву.
а) Акрополь;
б) Агора;
в) Академия.
2. Какие постройки возводил египтяне для гробниц фараонов? Подчеркни.
Храмы, пирамиды, саркофаги, мумии.
3. Допиши предложение.
Столица Италии - ___________________________________.

4. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре? Обведи нужную букву.
а) гладиаторские бои;
б) театральные представления;
в) конские бега.
5. Где возник ислам в Средние века? Обведи нужную букву.
а) в Европе;
б) в Индии;
в) на Ближнем Востоке.
6. Как назывались металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом? Обведи нужную букву.
а) литеры;
б) литавры;
в) лавры.
7. С какого времени мы ведём отсчёт истории Нового времени? Обведи нужную букву.
а) с 1500;
б) с 1900;
в) с 1700.
8. Какие технические изобретения были сделаны в 19 веке? Вычеркни лишнее.
Пароход, телеграф, метро, электрическое освещение, холодильник.
Контрольная работа №4 «Современная Россия»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Как по-другому можно назвать Россию? Обведи нужную букву.
а) Совет федерации;
б) Российская Федерация;
в) Российская делегация.
2. Какие народы проживают на территории России? Продолжи перечень.
Русские, татары, ______________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________.
3. Допиши предложение.
Основной закон нашей страны – это _________________________________.
Правила, обязательные для всех жителей страны – это __________________ _____________________________________________________________.
4. Как называется главный документ, защищающий права человека? Обведи нужную букву.
а) Всеобщая Декларация прав человека;
б) Красная книга;
в) Конституция России.
5. Где была принята Всеобщая Декларация прав человека? Обведи нужную букву.
а) на общем собрании граждан;
б) на общем собрании ООН;
в) на общем собрании Совета министров.
6. Какие права имеет каждый человек? Обведи буквы правильных ответов.
а) право на свободу;
б) право на образование;
в) право на бесплатный проезд в общественном транспорте;
г) прав на достойную жизнь;
д) право на труд.
7.Может ли быть родиной страна?
Да, нет.
Если дал положительный ответ, то подчеркни, какая страна является твоей родиной.
Польша, Россия, Германия, Болгария, Италия.
8. Что значит быть гражданином? Обведи буквы правильных ответов.
а) иметь обязанности;
б) исполнять законы;
в) соблюдать правила дорожного движения;
г) иметь права.
9. С какого возраста мы имеем право участвовать в управлении делами государства? Обведи нужную букву.
а) с 18 лет;
б) с 14 лет;
в) с 20 лет.
10. Кто является главой нашего государства? Обведи нужную букву.
а) король;
б) царь;
в) президент.
Контрольная работа№4 «Современная Россия»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что означает слово «федерация»? Обведи нужную букву.
а) сообщество;
б) товарищество;
в) союз, объединение.
2. Какие народы проживают на территории России? Продолжи перечень.
Русские, буряты, ______________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________.
3. Допиши предложение.
Основной закон нашей страны – это _________________________________.
Правила, обязательные для всех жителей страны – это __________________ _____________________________________________________________.
4. Что означает слово «декларация»? Обведи нужную букву.
а) объявление;
б) заявление;
в) сообщение.
5. Когда была принята Всеобщая Декларация прав человека? Обведи нужную букву.
а) 20 декабря 1948 года;
б) 10 марта 1948 года;
в) 10 декабря 1948 года.
6. Какие права имеет каждый человек? Обведи буквы правильных ответов.
а) право на жизнь;
б) право на равную защиту законом;
в) право на труд;
г) прав на владение имуществом;
д) право перехода улицы на любой свет светофора.
7.Может ли быть родиной страна?
Да, нет.
Если дал положительный ответ, то подчеркни, какая страна является твоей родиной.
Франция, Украина, Россия, Австрия, Греция.
8. Что значит быть гражданином? Обведи буквы правильных ответов.
а) исполнять законы иметь обязанности;
б) иметь права;
в) иметь обязанности;
г) иметь семью.
9. С какого возраста мы имеем право участвовать в управлении делами государства? Обведи нужную букву.
а) с 14 лет;
б) с 18 лет;
в) с 20 лет.
10. Какой орган власти в России является законодательным? Обведи нужную букву.
а) Верховный совет;
б) Общее собрание граждан;
в) Федеральное собрание.