«Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе»
«Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе»
Мартьянова Ольга Викторовна
заместитель директора по УВР, учитель технологии
МОУ «Калитинская СОШ» пос. Калитино Волосовского района
Ленинградской областиДинамические процессы современного мира, характеризующиеся глубокими социально-экономическими изменениями, обуславливают качественно новые задачи, стоящие перед учреждениями образования по формированию развивающей образовательной среды личности. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Особый смысл в формировании профессионального самоопределения и социализации школьников приобретает ресурс системной организации учебно-воспитательного процесса, позволяющий приобрести личный опыт участия общественно-значимой деятельности и опыт ее организации, как на уровне школы, так и на уровне сельского поселения и района.
МОУ «Калитинская СОШ» - небольшая сельская школа Волосовского района Ленинградской области, удаленность от районного центра – 14 км, от Санкт-Петербурга – 80 км. В настоящее время у нас обучается 186 человек, имеется тенденция к увеличению численности учащихся, работают 20 учителей.
Крупных промышленных предприятий на территории поселения нет. Главным экономическим потенциалом нашего МО является Северо-Западная машиноиспытательная станция, АОЗТ «Кикерино», федеральный селекционный центр по выращиванию форели. Данные предприятия занимаются испытанием новой техники Северо-Западного региона РФ, выращиванием, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства. Важно учитывать, что в связи с закрытием предприятий в г. Волосово и районе многие родители работают в городах Санкт-Петербург, Гатчина, увеличивается число семей мигрантов из стран ближнего зарубежья. Наблюдается небольшая миграция семей из Санкт-Петербурга, в основном, это неблагополучные многодетные семьи. Анализ социального паспорта показывает, что в школе есть достаточное количество семей, которые не могут оказывать необходимое воспитательное воздействие на ребенка и положительно повлиять на его социальную адаптацию.
Центром культурной жизни Калитинского сельского поселения является Дом культуры, на базе которого проводятся районные и областные мероприятия, функционируют различные творческие коллективы. Кроме ДК и детских садов № 5 и 26, на территории поселения культурных и образовательных учреждений нет. Для получения дополнительного образования приходится выезжать в районный центр: наши дети занимаются в Школе искусств имени Н.К.Рериха в г.Волосово, в детско-юношеской спортивной школе, в Центре информационных технологий и Детско-юношеском центре г. Волосово. Школа сотрудничает с историко-культурным центром поселка Калитино; музеем Н.К.Рериха (д.Извара), районным историко-краеведческим музеем. На территории поселения находятся исторические архитектурные объекты и памятники природы. Т.о. имеются экономические, кадровые и культурные ресурсы образовательной среды.
По данным социологического исследования, проведенного в семьях выпускников основной школы в 2013 году, выявлены приоритетные ценности, предъявляемые родителями к процессу обучения и воспитания детей. Становится очевидным, что родители ждут, чтобы при организации воспитательного и образовательного процессов учитывались индивидуальные особенности детей, расширялся спектр образовательных услуг, уделялось внимание вопросам сохранения здоровья. Данные обследования личностного развития детей, поступающих в школу, показывают различный уровень развития: от детей с высоким уровнем, обладающих музыкальными, художественными, интеллектуальными и физическими способностями, до детей с интеллектуальной недостаточностью и ограниченными возможностями здоровья.
Это многообразие особенностей нашего ученического контингента определил модель образовательного учреждения, имеющей характер адаптивной школы валеологической направленности. Воспитательная работа реализуется через модель «школа – социокультурный центр», внеурочная деятельность – через модель дополнительного образования. Воспитательная система МОУ «Калитинская СОШ»– это открытая система, она динамична, вписана в определённую социальную среду, способствующую индивидуальному личностному росту инициативности учащихся.
Одним из главных вопросов, интересующих родителей, является определение дальнейшего пути образования детей. Для удовлетворения этой потребности в школе реализуется программа профессиональной ориентации; в рамках регионального инновационного проекта в 2010 г. организовано профильное обучение в 10-11 классах по агротехнологическому профилю (усилено преподавание биологии и технологии). Профильное обучение включает мощный социально-педагогический и психологический диагностический блок, предоставляющий школьникам возможность не только выяснить своё отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития. Таким образом, профильное обучение является личностно ориентированным.
Предметная область "Технология", больше многих других, имеет отношение к воспитанию способности к самоопределению, так как ее предметом является деятельность людей в производстве материальных и нематериальных ценностей. Для школы с агротехнологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую (базовый уровень) и специальную. Рабочая программа разработана для обучения школьников X и XI классов МОУ «Калитинская СОШ». На изучение программы общетехнологической подготовки в каждом классе отводится по 34 часов учебного времени, на программу специальной технологической подготовки – по 102 часа (3 модуля).
Специальная технологическая подготовка в МОУ «Калитинская СОШ» осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и модулях) трудовой деятельности:
·в сфере сельскохозяйственного производства: модули «Агробиология» и «Микробиология» - овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства;·в сфере информационных технологий: модуль «КОМПАС 3Д» - операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика и черчение);
·в сфере проектирования: модуль «Проектная деятельность» - художественно-оформительские работы; дизайн-проекты; прикладное творчество; профессиональное самоопределение. Включение проектирования в арсенал педагогических технологий направляется на социально значимое психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников и укрепление их задатков и способностей, их сущностных сил и призвания; включение школьников в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих нравственных ценностей; формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей; создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.Разработаны и реализуются школьные элективные курсы, которые способствуют углублению индивидуализации будущего профессионального образования, расширению мировоззренческих представлений учащихся «Я и моя будущая профессия», «Культура здорового питания», «Цветоводство», «Ландшафтный дизайн»; предметные курсы по выбору (русский язык, математика, английский язык). В профильном классе ведется дневник личностного развития обучающихся, в котором классный руководитель дает профильную характеристику класса, предварительный профессиональный выбор, индивидуальные маршруты дополнительного образования, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, общественной жизни класса, школы, района; ведет карты сформированности предметной компетентности, коммуникативной и социальной, карту наблюдения личностного развития обучающихся, карту оценки эмоционального комфорта на занятиях по профильным предметам; образовательный рейтинг обучающихся.
Мы считаем, что подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна осуществляться последовательно и непрерывно. В начальной школе необходимо сформировать у детей представление о разделении труда и познакомить их с наиболее распространенными профессиями; в основной - научить анализу профессии, диагностированию своих профинтересов и способностей, построению плана профессионального образования и трудоустройства, сформировать осознанное профнамерения. Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Выпускники старшей школы должны уметь уточнять и корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. У них должна быть сформирована готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере. Вся профориентационная работа в школе строится в системе взаимодействия "Школа - семья - социум". В основе успешности программ, объединяющих усилия семьи и школы, лежат общение и сотрудничество.
Для успешного функционирования образовательного учреждения сегодня все большее значение приобретает развитие взаимодействия с социальными партнерами, в качестве которых могут выступать родители учащихся, представители производственных организаций поселения, управляющий совет, общественные организации и т.д. В МОУ «Калитинская СОШ» уже накоплен определенный позитивный опыт взаимодействия с местным социумом, центром занятости населения, администрацией МО, учебными заведениями СПО Волосовского и Гатчинского районов, СПбГАУ, общественными организациями (проведение на базе школы различных районных социально-ориентированных мероприятий, творческие встречи, посещение производства, Дней открытых дверей, ежегодной Ярмарки профессий, выставки «Образование и карьера», участие в социальных акциях и т.д.). Результатами партнерства можно считать: 100% трудоустройство выпускников школы, завершение обучения по выбранной специальности, 85% трудоустройства по окончании учебного заведения по специальности. Ежегодное поступление выпускников в СПбГАУ на бюджетную форму обучения, в 2012 году 45% от числа выпускников школы продолжили обучение в СПбГАУ на различных факультетах (в т.ч. в рамках государственного заказа и договора о сотрудничестве с ОУ). К сожалению, число выпускников, вернувшихся на работу после окончания учебного заведения в Волосовский район, продолжает уменьшаться. Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна для развития муниципальных образований, для всех участников образовательного процесса.
Из вышесказанного следует, что в образовательном процессе выявляется вектор (функция цели) — целенаправленное создание условий для формирования профориентационно значимых компетентностей учащихся. Через интерес учащихся к выбору своей будущей профессии происходит реальная социализация личности растущего человека, которая предполагает актуализацию и психолого-педагогическую поддержку проектирования жизненных планов, отношения к различным параметрам собственной уникальной жизни. Развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению становится ядром содержания общего среднего образования.
Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость создать единую образовательную среду, обеспечивающую качественное взаимодействие семьи, образовательного учреждения, социальных партнеров и профессиональных образовательных учреждений по проблемам профессионального самоопределения подростков. Самое главное для школьника, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали.