Программа «Одаренный ребёнок» Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете МБДОУ № 10 Заведующий МБДОУ
Протокол № __________________ «Детский сад № 10
г.Красноармейска»
__________ Салахова Л.Ф.
Приказ № ____________
 
ПРОГРАММА
«Одаренный ребёнок»
Разработана воспитателем
Суровенкова Т.А.
г. Красноармейск, Саратовская область
Пояснительная записка
Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.
В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
высоко развитая любознательность, пытливость;
способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно
экспериментируя;
высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению
причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных способностей;
оригинальность суждений, высокая обучаемость;
стремление к самостоятельности.
На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в группе был выявлен следующий ребенок Кубасов Никита по категории одарённых детей.
На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию одаренных детей дошкольного возраста: 1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;5) Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми); 8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения; 10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний. Цель программы:
создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
1.Развитие быстроты реакции.
2.Развитие коммуникативных навыков.
3.Привитие навыков этикета.
4.Развитие творческих способностей.
5.Воспитание трудолюбия.
6.Содействие формированию уверенности в себе.
7.Развитие способностей к НОД.
8.Привитие навыков к физическим упражнениям
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2016 – 2017 учебный год.
Место реализации программы: МБДОУ «Детский сад 10 города Красноармейска Саратовской области»
Формы работы с детьми
Образовательные области Формы работы
Социально-коммуникативное Игровое упражнение
Индивидуальная игра
Игра
Беседа
Наблюдение
Рассматривание
Чтение
Педагогическая ситуация
Праздник
Экскурсия
Ситуация морального выбора
Поручение
Дежурство
Речевое развитие
Рассматривание
Игровая ситуация
Дидактическая игра
Ситуация общения.
Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).
Интегративная деятельность
Хороводная игра с пением
Игра-драматизация
Чтение
Обсуждение
Рассказ
Игра
Познавательное развитие Рассматривание
Наблюдение
Игра-экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающая игра
Экскурсия
Ситуативный разговор
Рассказ
Интегративная деятельность
Беседа
Проблемная ситуация
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Формы работы:
Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.
Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
Совместные проекты исследовательской деятельности детей. Планируемые результаты освоения Программы
1 Умение рассказывать невероятные истории, фантазируя и придумывая собственные рассказы
2 По схеме подробно рассказывать содержание картины
3 Придумывать описания игрушки за воспитателем
4 Драматизация знакомых произведений
5 Владение диалогической речью: в беседе отвечает на вопросы и задает их сам
6 Употреблять и понимать слова – антонимы
7 Согласование слов в предложении
8 Участие в конкурсах
Тематический план
Время проведения Тема образовательной деятельности Программные задачи Игры и игровые упражнения
1 квартал
Сентябрь
1-я и 2-я неделя обследования
3- неделя Ознакомление с органами артикуляции Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжить знакомить с основными органами артикуляционного аппарата, побуждать детей к речевой активности, формировать языковые способности детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, пространственной ориентировки.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Умение слушать. Игры и игровые упражнения для губ, языка, нижней челюсти.
4- неделя Помещение детского дома Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с названием и назначением помещений детского дома и группы, учить отражать в речи результаты наблюдений в быту.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать речевые формы общения со взрослыми, внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к собственным высказываниям. Д/игра
«Чего в группе много»
Д/игра
«Назови ласково»
Д/игра
«Один-много»
Октябрь
1-я неделя
Осень Коррекционно-образовательные задачи:
Учить отвечать на вопросы педагога, учить согласовывать в прилагательные и существительные, активизировать в речи глаголы.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать познавательную функцию речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к собственным высказываниям.
Д/игра
«Кто больше назовет»
Д/игра
«Дует ветерок»
2-я неделя
Овощи
Составление описательного рассказа Коррекционно-образовательные задачи:
Учить составлять простой описательный рассказ, упражнять в согласовании существительных, прилагательных.
Коррекционно-развивающие задачи:
Интерес к рассказыванию с помощью мотивационной установки.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к родной речи. Д/игра
«Узнай по описанию».
Д/игра
«Посчитаем овощи в корзине».
Д/игра
«Помоги детям»
3-я неделя
Уточнение произношение звука «Н» Коррекционно-образовательные задачи:
Закреплять умение произносить звук «Н» изолированно, в слогах, словах и фразах; определять местоположение в слове.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать желание помогать другим. Д/игра
«Договори звук».
И/упражнение
«Отгадай – ка!».
Д/игра
«Выбери слово».
И/упражнение
«Скажи наоборот».
4-я неделя
Чтение потешки«Дождик, дождик пуще». Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с малыми формами поэтического фольклора, развивать умение слушать художественный текст.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фразовую речь, слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Эмоциональное восприятие художественных произведений. Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата
Ноябрь
1-я неделя
Фрукты Коррекционно-образовательные задачи:
Учить выделять в предметах существенные признаки, делать необходимые обобщения, согласовывать существительное с прилагательным.
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизировать предметный словарь, слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к родной речи. Д/игра
«Четвертый лишний».
Д/игра
«Один – много».
Д/игра
«Узнай по описанию».
2-я неделя
Обучение рассказыванию
«Наша неваляшка идет трудиться» Коррекционно-образовательные задачи:
Учить детей, следуя плану рассматривать игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи, учить составлять предложение из трех слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать зрительную память и внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к собственным высказываниям. Лексико- грамматическое упражнение
«Выбери игрушку»
Д/игра
«Один – много».
Упражнение
«Договори слово».
3-я неделя
Звуковая культура речи (Т) Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить движение органов артикуляционного аппарата, упражнять в четком произношении звука Т, учить определять положение языка при произнесении звука.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать слуховое и фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать желание развиваться. Игры на развитие речевого дыхания, силы голоса.
4-я неделя
Заучивание потешки«Жили у бабуси» Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжать знакомить с малыми формами Поэтического фольклора, помочь детям запомнить и выразительно читать потешку.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать речевую активность.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать чувство любви к русскому фольклору. Д/игра
«Один – много»
Д/игра
«Четвертый лишний»
2 квартал
Декабрь
1-я неделя
Знакомство с предлогом НАЗима Коррекционно-образовательные задачи:
Учить детей понимать и правильно использовать в речи предлог НА, употреблять этот предлог в речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать слуховой и грамматический строй речи, активизировать предметный словарь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к собственным высказываниям. Д/игра
«Где живет»
Игра «Скажи: Какая? Какой? Какие?»
Д/игра
«Где лежит снег?»
2-я неделя
Составление рассказа – описания
(Игрушки) Коррекционно-образовательные задачи:
Учить составлять рассказ об игрушках с описанием внешнего вида, учить согласовывать прилагательные с существительными, закреплять произношение пройденных звуков (у, а, н, д).
Коррекционно-развивающие задачи:
Расширять и обогащать словарь по теме игрушки. Внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к собственным высказываниям. Д/игра
«Угадай по голосу»
Д/игра
«Договори слово»
Упражнения
«Что вверху, а что внизу?»
«Где игрушки?»
3-я неделя
Звуковая культура речи (к) Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить движения органов артикуляционного аппарата, упражнять в четком правильном произношении звука К в звукоподражаниях.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать слуховое фонематическое восприятие
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать желание заниматься. Игры на развитие речевого дыхания,
силы голоса
«Прятки»
4-я неделя
Чтение русской народной сказки
«Кот, петух и лиса». Коррекционно-образовательные задачи:
Вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Коррекционно-развивающие задачи:
Слуховое восприятие, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к книге. Д/игра
«Отгадай загадку»
Д/игра
«Узнай сказку»
Д/игра
«Договори слово»
Январь
2-я неделя
Новый год
Предлоги (На –Под) Коррекционно-образовательные задачи:
Учить составлять небольшой рассказ по теме, учить дифференцировать предлоги, формировать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
Расширять и обогащать словарь по теме, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать желание заниматься. Д/игра
«Какая игрушка?»
Д/игра
«Один- много»
Д/игра
«Что, где лежит?»
3-я неделя
Заучивание Стихотворения
А.Барто «Снег» Коррекционно-образовательные задачи:
Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
Коррекционно-развивающие задачи:
Внимательно слушать художественное произведение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к художественным произведениям. Развивающие игры.
Упражнение на развитие речи
4-я неделя
Звуковая культура речи (Г) Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепление навыка четкого произнесения звука «Г» в слогах, словах. Упражнять в согласовании с существительными.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать желание заниматься. Игры на развитие силы голоса
«Вьюга»
«Гуси»
Д/игра
«Назови слово»
Д/игра
«Один – много»
Февраль
1-я неделя
Зимующие птицы Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить знания о зимующих птицах. Учить составлять простое предложение, учить согласовывать существительное с прилагательным.
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизировать словарь по теме, слуховую память, внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к собственным высказываниям. Д/игра
«Назови слово»
Д/игра
«Кто как голос подает?»
Д/игра
«Запомни- повтори»
2-я неделя
Составление рассказа по картине
«Не боимся мы мороза» Коррекционно-образовательные задачи:
Учить составлять небольшой рассказ, отображающий содержание картины, учить подбирать определение к словам ( снег, зима, снежинки).
Коррекционно-развивающие задачи:
Слуховое внимание, зрительную память, мышление, активизировать предметный словарь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к собственным высказываниям. Д/игра
«Ответь правильно»
«Что лепили дети?»
«Отгадай загадку»
«Где лежит снег?»
3-я неделя
Чтение сказки
«Соломенный бычок-
Смоляной бочок» Коррекционно-образовательные задачи:
Вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Коррекционно-развивающие задачи:
Слуховое восприятие, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к книге. «Отгадай загадку»
«Узнай сказку»
Д/игра
«Договори слов
4-я неделя
Звуковая культура речи (Х) Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить движение органов артикуляционного аппрата, упражнять в четком произношении звука Х, учить определять положение языка при произношении звука.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать слуховое фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к собственным высказываниям. Д/игра
«Найди картинку»
«Четвертый лишний»
«Чего не стало»
3 квартал
Март
1-я неделя
Транспорт Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжить учить составлять простое распространенное предложение, знакомить с разными видами транспорта, учить образовывать сложные слова.
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизировать словарь по схеме, слуховую память и внимание,
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к собственным высказываниям. Д/игра
«Что едит. Плавает, летает»
«Почему так называется?»
Упражнение
«Предложение догори и его ты повтори».
2-я неделя
Составление рассказа по двум игрушкам Коррекционно-образовательные задачи:
Учить составлять рассказ по двум игрушкам, активизировать в речи слова обозначающие качества предметов, учить согласовывать существительные с прилагательными.
Коррекционно-развивающие задачи:
Слуховое внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к собственным высказываниям. Д/игра
«Угадай по голосу»
«Догори слово»
Упражнение
«Что вверху, а что внизу»
«Где игрушки?»
3-я неделя
Чтение рассказа
Е. Чарушина«Кошка» Коррекционно-образовательные задачи:
Вырабатывать умение слушать рассказ вместе с группой сверстников, отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Коррекционно-развивающие задачи:
Слуховое внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к книге, интерес к художественной литературе.
Д/игра
«Отгадай загадку»
«Потерялись детки»
«Договори слово»
Упражнение
«Чем угостить»
«Выбери картинку»
4-я неделя
Звуковая культура речи (С) Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить движения органов артикуляционного аппарата , упражнять в четком произношении звука С, учить определять положение языка при произнесении звука С.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать слуховое и фонематическое восприятие, длительный ротовой выдох.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать желание заниматься.
Игры на развитие речевого дыхания
Апрель
1-я неделя
Профессии Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжать знакомить с трудом няни, воспитателя, медсестры, учить употреблять в речи существительные множественного числа.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать диалогическую речь, активизировать словарь по теме.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к собственным высказываниям. Д/игра
«Наши воспитатели»
Д/игра
«Можно –нельзя»
Д/игра
«Что кому нужно»
Д/игра
«Кто что делает»
2-я неделя
Чтение рассказа
К.И. Чуковского
«Федорино горе» Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с творчеством К.И. Чуковского, учить слушать большое по обьему произведение, учить подбирать точные слова: глаголы, прилагательные, для характеристики героев, их действий.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к книге, интерес к художественной литературе. Д/игра
«Что лишнее»
Д/игра
«Разрезные картинки»
Д/игра
«Выбери картинку»
3-я неделя
Придумай продолжение рассказа
«Белочка, заяц и волк». Коррекционно-образовательные задачи:
Учить составлять рассказ по трем игрушкам, учить понимать смысл загадок, правильно называть качество предметов.
Коррекционно-развивающие задачи:
Диалогическую речь, память, слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников. Д/игра
«Угадай о ком скажу»
Упражнение
«Скажи по другому»
4-я неделя
Звуковая культура речи (З) Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить движение органов артикуляционного аппарата, упражняться в четком упражнении звука З, учить определять положение языка при произношении звука.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать силу голоса и фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать желание заниматься.
Игры на развитие речевого слуха
«К кому пришел и от кого ушел волк?»
«Назови картинку»
«Комары»
Май
1-я неделя
Деревья Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжать знакомить с деревьями, растущими на участке детского сада, обратить внимание детей на изменение во внешнем виде, учить строить предложения из 4 слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать диалогическую речь, активизировать словарь по теме.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Интерес к собственным высказываниям. Д/игра
«Покажи правильно»
Д/игра
«Измени слово»
Д/игра
«Составь
Предложение»
2-я неделя
Звуковая культура речи (Ц) Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить движение органов артикуляционного аппарата, упражнять в четком произнесении звука Ц, Учить определять положение языка при произношении звука.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать силу голоса и фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать желание заниматься.
Упражнение
«Тихо, тихо»
Д/игра
«Что кому»
Упражнение на развитие речевого дыхания
3-я неделя и 4-я неделя обследование