Конспект урока в форме бинарной дискуссии Демографические проблемы современной России
Урок-дебатыУчитель: Никифорова Ольга Александровна, МОУ «Гимназия № 2» г.Тихвин
УМК. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012. Глава 10,11, 13.
Тема урока: «Социальные проблемы современной России». Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний с использованием элементов технологии «дебаты», разновидность – бинарная дискуссия. Цель урока - организовать повторение, обобщение ранее изученного материала, привести знания в систему через применение активных методов обучения. Задачи урока. Обучающие:
на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубить понятийный аппарат по теме «Социальное развитие современного общества»;
способствовать становлению умения оценивать современную социальную обстановку в России и мире на основе ранее изученного и в процессе самообразования учащихся;
развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа;
продолжить формирование навыков работы с документами, а также умений анализировать данные с разных точек зрения, аргументировать выдвинутые тезисы и взгляды;
Развивающие:
1. Развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме «Социальное развитие современного общества»
2. Развивать критическое мышление при оценке тезисов, фактов;
3. Развивать умения вести учебный диалог, отстаивая свою точку зрения;
4. Развивать логику мышления на основе выявления причинно-следственных связей, сравнения;
6.развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного. Воспитательные задачи:
1. Воспитывать личностное отношение к вопросам современной жизни;
2. Способствовать формированию жизненного опыта в вопросах демографии и решения социальных конфликтов;
воспитывать толерантность и уважительное отношение к различным взглядам;
воспитывать умение партнерского общения и умения работать в группе;
воспитывать общую культуру ведения дискуссии;
Дидактические средства: Доска, компьютер, экран, печатные приложения с текстом к дебатам, памятки, листы оценки, бланки для рефлексии.
Ход урока 1.Организационный момент- 1 минута Учитель акцентирует внимание на теме урока, цели и объясняет план работы. – Сегодня мы повторим основные понятия темы и попробуем обобщить ранее полученные знания о социальных проблемах современной России в форме дебатов, а именно бинарной дискуссии.
К данному уроку учащиеся учат лекции и параграфы 10,11,13 учебника Обществознание. Автор Л.Н.Боголюбов. На доске: Т. «Социальные проблемы современной России».
Формат дебатов в форме бинарной дискуссии предусматривает:
участие двух команд, состоящих из четырех – пяти человек (Speakers). Одна команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) – опровергает его, либо соревнуются в аргументации собственной точки зрения на заявленный тезис или перечень вопросов;
участники заранее знакомятся с ролями и регламентом;
команды имеют право на 2-минутный тайм-аут для консультации друг с другом для ответа на вопросы;
для фиксации времени, отведённого на выступления и ответы на вопросы выбираются два Time-keepers.
Вопросы задают учащиеся, не вошедшие в команды в результате жеребьёвки;
функции жюри также возложены на учащихся;
роли и регламент определены заранее.
Действия участников «Дебатов» с элементами модификации
Особенности бинарной дискуссии - участники команд получают дополнительный текст и конкретное проблемное задание (общая тема известна заранее) только на самом занятии, вопросы задания выводятся на общий экран, чтобы зрители имели возможность сформулировать вопросы, пока команды готовят тексты выступлений для спикеров; позиции команд не обязательно должны быть противопоставлены, они могут защищать близкие позиции – соревнование состоит в качестве аргументации. Задания для команд:
Демография современной России
(к § 10 «Демография современной России»)
Текст. Автор текста — современный социолог Л. Л. Рываковский.
Приток русскоязычного населения из нового зарубежья в текущем десятилетии может при соответствующей миграционной политике России составить несколько миллионов человек. Реальные масштабы миграции будут зависеть от политики, проводимой государствами нового зарубежья в отношении русскоязычного населения, и от миграционной политики России в отношении соотечественников, оставшихся на постсоветском пространстве.
Но в любом случае приток мигрантов из нового зарубежья существенно замедлит сокращение численности населения России. В последующие годы миграционный потенциал может быть полностью исчерпан, так как постаревшее и перешедшее в разряд пенсионеров население и то, которое родится и пройдет социализацию вне исторической родины, вряд ли будут эмигрировать в Россию. <...> Очевидно, что российское государство без притока иностранной рабочей силы не сможет крупномасштабно эксплуатировать свои природные ресурсы. Особое значение это имеет для малозаселенных восточных районов страны. Там слабо освоенные российские территории граничат с густозаселенными районами Китая, население которых продолжает интенсивно расти. Целью привлечения рабочей силы из Китая могла бы стать совместная взаимовыгодная эксплуатация природных ресурсов Сибири, Дальнего Востока, других
регионов страны. При такой постановке будет решен и вопрос о том, кто должен заселять Дальний Восток — иммигранты из сопредельных стран или титульные народы России. Демографическая экспансия в будущем возможна не только со стороны стран Тихоокеанского региона. Она вероятна и в районе южных границ России. В странах этого сообщества быстро возрастает население, условия занятости которого ограничены из-за
малоземелья и аграрной направленности экономики. <...> Ожидаемый в первой половине наступившего столетия в ряде стран демографический взрыв (в Узбекистане, Пакистане, Ираке и некоторых других странах население удвоится), концентрация многомиллионных армий безработных и усиление их связей с соседними государствами могут существенно изменить геополитическую ситуацию на юге России, вызвать мощную миграционную экспансию. Скорее всего, без ежегодного миграционного притока не могут быть достигнуты стабилизация численности населения России и поддержание трудового потенциала на уровне, достаточном для устойчивого экономического развития. Решение
этих двух взаимосвязанных задач сводится как к приему мигрантов —будущих граждан России, прежде всего из стран нового зарубежья, так и к привлечению на разумные сроки трудовых мигрантов из старого зарубежья.
Рываковский Л. Л. Демографическое будущее России и миграционныепроцессы / Л. Л. Рыбаковский // Журнал СОЦИС (Социологическиеисследования). — 2005. — № 3.
Вопросы и задания.
Назовите причины, требующие активизации миграционной политики в России.
Статистика свидетельствует, что в конце XIX — начале XX в. с проблемой депопуляции (убыли населения в результате сокращения рождаемости) столкнулись многие страны Европы: Германия, Италия, Болгария, Венгрия, Чехия, Швеция, в том числе и Россия. Чем вы можете объяснить, что в странах Азии, Африки рождаемость растет, а в странах Европы неуклонно снижается?
Как по-вашему, чем может грозить Европе большой приток мигрантов из стран Азии, Африки? С какими проблемами эти страны столкнулись уже сегодня? Какой может быть цивилизованный выход для стран Европы из этой ситуации?
Автор текста считает, что масштабы миграции будут зависеть от миграционной политики России в отношении соотечественников, оставшихся на постсоветском пространстве. Как по-вашему, что должна включать миграционная политика России, чтобы приток мигрантов увеличился?
В современной России одними из наиболее острых проблем являются проблемы демографии, поэтому ученые, политики предлагают различные пути их решения. Среди прочих точек зрения существуют и такие.
• • Для сохранения культуры России необходимо ограничить поток мигрантов из Китая и исламских стран.
• • Для увеличения рождаемости нужно сократить прием женщин в высшие учебные заведения, ограничить женщинам доступ в бизнес и тем самым вернуть их в семью.
• • Развитие культуры будет идти в направлении сокращения рождаемости, поэтому человечеству следует смириться с этой проблемой.
По мнению социологов, государственных и общественных деятелей,
существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение
рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более эффективным и перспективным?
Время для подготовки – 10-15 минут
№
Спикер Время Содержание выступлений
1 Первый спикер утверждающей команды. (Р1) 3 представляет утверждающую команду;
формулирует тему дебатов;
объясняет ключевые понятия;
заявляет позицию своей команды;
представляет все аргументы команды;
заканчивает четкой формулировкой общей линии
2 Обучающийся, «болеющий» за отрицающую команду задает вопросы утверждающей команде. (1 раунд вопросов). 2 задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов Р1; Р1 отвечает.
3 Первый спикер отрицающей команды (О1) 3 представляет команду;
отрицает тему, формулирует тезис отрицания;
принимает определение, предложенное утверждающей командой;
опровергает аргументы и выдвигает контраргументы;
заканчивает четкой формулировкой общей линии команды.
4 Обучающийся, «болеющий» за утверждающую команду задает вопросы отрицающей команде. (2 раунд вопросов). 2 задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов О1; О1 отвечает.
5 Зрители и эксперты задают вопросы первой команде 5 6 Зрители и эксперты задают вопросы второй команде 5
СУДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ
Судья Место проведения
Критерии оценки выступления команды:
1 команда 2 команда
Аргументы Отношение к теме Разнообразие и глубина Доказательность Полнота ответов на вопросы Отсутствие фактических ошибок Логика построения речи Соблюдение регламента Культура речи
Подведение итогов – 2 минуты Действия учителя: а) оценка экспертам, участников дебатов, группе поддержки ; б) рефлексия ; в) домашнее задание «слушателям» - написать рецензию.
Литература для учащихся Основная. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012. Глава 10,
Дополнительная. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе: Сиситема социологических понятий в кратком изложении. 5-е издание. – НИУ ВШЭ. – М.: «Русская панорама», 2015
Приложение
КОДЕКС СУДЕЙСТВА
Судьи должны поощрять честную игру и способствовать положительной обстановке во время дебатов;
Роль судей в дебатах не "карать", а обучать;
Судьи должны быть беспристрастными, справедливыми и честными;
Судьи должны принимать независимые решения и уважать решения других судей;
Судьи должны дать четкое объяснение своего решения в письменной форме (заполнить протокол);
В случае запроса, судьи должны конструктивно отреагировать на игру участников дебатов;
Участники дебатов должны уважать решение судей и считать его окончательным и бесспорным.
Памятка: как правильно ответить на вопросы
1.Ответ должен быть правильным и точным. Если у вас нет полной уверенности в том, что ответ будет правильным и точным, нужно прямо и честно признаться, что сейчас на данный вопрос исчерпывающий ответ вы дать не можете. Известный афоризм гласит: «Лучше сказать «не знаю», чем сказать не зная». За такое признание вас не осудят, но желательно его обосновать. В отдельных случаях вы можете высказать личное мнение, подчеркнув при этом, что оно является только вашим. Ни при каких обстоятельствах нельзя отвечать "на авось" или выдавать за истину собственные домыслы.
2.Ответ должен даваться по существу заданного вопроса. Для реализации этого правила необходимо, прежде всего, понять смысл вопроса, отчетливо представить себе, о чем хочет узнать собеседник, с чем он не согласен или что ему не ясно. Следовательно, вам необходимо выслушать вопрос и вдуматься в него. Не следует отвечать, не выслушав вопрос до конца, каким бы длинным и многословным он ни был. Если вопрос сформулирован туманно, следует переспросить собеседника, что конкретно его интересует. Иными словами, чтобы ответить по существу, вам надо четко знать, о чем именно вас спрашивают. Однако этого недостаточно. Надо стремиться понять не только суть вопроса, но и уловить его оттенки и тонкости. Это поможет вам дать необходимый, попадающий прямо в цель ответ.
3.Ответ должен быть понятен аудитории. В процессе осмысления вашей речи у тех, кто вас слушает, возникает естественная необходимость что-то уточнить, выяснить, а иногда и просто понять какие-то моменты. Бывает так, что выступающий отвечает на вопросы правильно и по существу, но пользуется понятиями и словами, хорошо знакомыми и привычными ему, не учитывая, что они могут быть совершенно неизвестными и непонятными слушателям. Меткую характеристику таким ораторам дал Э. Рейлих: «Он умел хранить секреты. Ни одно из его выступлений нельзя было понять». Не уподобляйтесь таким ораторам, тем более при ответах на вопросы. Здесь речь должна быть простой, понятной и доступной. Фразы не должны быть излишне длинными, с многочисленными придаточными предложениями и деепричастными оборотами. Иностранные слова и специальные термины также сведите к минимуму.
4.Ответ, по возможности, надо дать в живой форме. Как известно, после нескольких выступлений слушатели бывают несколько утомлены. Это необходимо учитывать. Поэтому выступающему нельзя отвечать монотонно, смотреть в одну точку или куда-то в сторону. Ответы на вопросы – это диалог с собеседником, живое общение с ним. Не следует бояться шуток, вызывающих улыбки или даже смех аудитории. Полезно приводить больше примеров, ссылаться на собственный опыт, обращаться к опыту аудитории, пользоваться пословицами и поговорками. Однако все это нужно использовать к месту и по делу, чтобы ответы на вопросы не превратились в развлекательное представление.
5. Ответ должен быть кратким. Следует помнить, что ответы на вопросы – это не лекция. В них не должны освещаться заново все вопросы речи, анализироваться все точки зрения и т.д. В ответах надо сообщать лишь окончательные сведения, общие выводы, собственное мнение по данному вопросу. На некоторые вопросы иногда достаточно ответить просто «да» или «нет».
6. Ответ должен быть корректным. На вопросы любого характера следует отвечать спокойно, стремясь как можно яснее объяснить то или иное высказанное положение. Важно проявить максимум внимания и уважения к оппоненту, даже если вопрос сформулирован неточно. Однако нужно помнить, что вопросы порой ставятся не для того, чтобы выяснить суть дела, а, чтобы поставить оппонента в неловкое положение, выразить недоверие к аргументам, показать свое несогласие с его позицией, одержать победу над противником. Отвечая на неблагожелательные вопросы, следует выявить их провокационную суть, обнажить позицию оппонента, но ни в коем случае недопустимы раздражение и пренебрежительный тон.
Памятка участнику дебатов. Как правильно формулировать вопросы.
Умей правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них. Это во многом определит эффективность дебатов. Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе вопросов информация может и должна быть использована в выступлениях следующих спикеров. Целью любого вопроса является получение новой информации в виде ответа. Для того, чтобы продуктивно использовать возможности вопросов в дебатах, необходимо очень четко представлять каких целей можно достигнуть в процессе и в результате раунда вопросов. Умение формулировать точные, а главное продуктивные, полезные вопросы - одно из важнейших умений участников дебатов. Грамотно заданный вопрос дает возможность:
уточнить точку зрения оппонента;
получить от оппонента дополнительные сведения;
лучше понять его отношение к обсуждаемой проблеме;
принизить значение аргументов оппонента;
обнаружить пробелы в логической цепочке рассуждений оппонента, то есть в стратегии противоположной команды;
подготовить опровержение своей команды, то есть наметить стратегическую линию опровержения. Аргументированный и точный ответ:
а) укрепляет собственную позицию участника дебатов; б) усиливает аргументацию выдвинутого тезис; в) укрепляет собственную позицию участника дебатов; г) не позволяет нанести серьезный урон стратегии своей команды.