Содержательные и организационные особенности внеурочных занятий
Содержательные и организационные особенности
внеурочных занятий
Слайд 1. Внеурочная деятельность для школьников – это способ ориентации в реальном мире, поиск себя. Она значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. Однако это не определяет характеристики внеурочной деятельности, а, следовательно, не позволяет достигнуть определенных результатов деятельности учащихся. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока.
Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены как на уровне целеполагания, так и на уровне программ и методик их реализации. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение личностных и метапредметных результатов.
Слайд 2. Виды внеурочных занятий можно разделить на две группы: занятия в учебном кабинете и выездные занятия.
Слайд 3. Занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях) подразделяются на тематические, комплексные, игровые.
тематические (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).
Слайд 4. К выездным занятиям относятся:
- экскурсии, поездки;
- походы (в том числе культпоходы);
- экспедиции;
- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);
- полевые практики.
Слайд 5. Педагогу, ведущему внеурочные занятия, необходимо помнить, что для достижения учащимися результатов, необходимо соблюдение некоторых условий:
- максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий);
- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов. Умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся;
- наличие благоприятной психологической атмосферы: создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности, доверия;
- активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность;
- знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;
- переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;
- переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости детей.
Большинство внеурочных занятий в образовательном учреждении проводится в условиях учебного кабинета, поэтому педагогу, прежде всего, необходимо создать неформальную и удобную обстановку. Для этого следует организовать пространство учебного кабинета, продумать содержательную и эстетическую стороны оформления.
В учебном кабинете следует рационально расположить только то, что необходимо для проведения текущего внеурочного занятия. Мебель расставить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому учащемуся для индивидуальной работы с ним в течение занятия, и каждый из учеников мог без помех подойти к преподавателю. И, конечно, со своего рабочего места учитель должен видеть каждого ребенка.
Слайд 6. Рассмотрим возможные формы расположения мебели в учебном кабинете.
Подкова. Плюсы данной формы:
1. комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт);
2. активность и инициатива учеников на занятии;
3. стол – защита для ребенка (постепенное снятие психологических барьеров – контакт глаз);
4. удобно демонстрировать пособия;
5. удобно рассаживать левшей;
6. эффективное осуществление индивидуального подхода.
Минусы: не способствует тесному контакту; дистанция по отношению к доске.
«Круг». Плюсы:
1. тесный психологический контакт; демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом);
2. чувство значимости каждого – повышение самооценки;
3.высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу);
4. умение слушать и принимать чужую точку зрения;
5. умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
6. для педагога легче определить лидера;
7. развитие речи, коммуникативных навыков;
8. умение выступать перед аудиторией.
Минусы: некий дискомфорт для робких учеников в начале работы (открытость, не за что спрятаться).
«Кафе». Плюсы:
1. тесный психологический контакт для всех (контакт глаз);
2. демократизм отношений;
3. чувство коллективизма;
4. экономия времени на достижение результата.
Минусы: вероятность возникновения конфликтных ситуаций (внутри группы или между группами).
Наиболее эффективно в решении многих целей и задач расположение мебели по типу «Круг» и «Кафе», которые предполагают интерактивные формы ведения занятий.
При оформлении учебного кабинета так же следует предусмотреть место для выставок детских творческих работ. Нужно продумать и расположение раздаточных и расходных материалов, необходимых инструментов, наглядности для внеурочных занятий.
Слайд 7. Возможны следующие формы организации внеурочной деятельности.
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач.
2. Обучение конкретному виду деятельности по одному предмету и одним педагогом.
3. Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата (показательные выступления, концерты, фестивали и т.п.)
Факультатив. Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческих способностей учащихся. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов;
осуществляется дифференцированный подход.
Клуб - объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:
– организация досуга детей;
– развитие коммуникативных умений;
– развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.
Клубы могут быть:
а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).
б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, «Клуб Почемучек».
в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений. Например, клуб «Юный краевед».
Студия
1. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.
2. Профиль деятельности имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество).
3. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.
Классификация студий:
а) Однопредметные (студия эстрадного танца);
б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).
Ансамбль - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических), выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.
Театр. Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.
Секция - детское объединений, имеющее спортивную специализацию (шахматная, секция плавания, художественной гимнастики). Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит средой формирования физической культуры и здорового образа жизни.
Оркестр – обучение совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах (духовой оркестр, оркестр ложкарей, оркестр народных инструментов).
При организации внеурочной деятельности могут быть использованы возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления каждым ребенком своих интересов и увлечений. Ведь главное, что здесь ученик делает выбор и раскрывается как личность. Важно заинтересовать детей занятиями после уроков. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Слайд 8. Л.Н.Толстой сказал: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».
Слайд 9. Спасибо за внимание!