Семинар-практикум:Создание психологического комфорта в группах детского сада


Семинар - практикум
Создание психологического комфорта в группах детского сада
Педагог-психолог
Азанова В.С.
МАДОУ 13
г. Нытва
февраль 2017
                                      
Цель семинара: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.
Задачи:
1.Формировать у педагогов новый взгляд на ребенка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности.
 2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на эмоциональное развитие с ребёнком.
3. Совершенствовать систему по созданию психологического комфорта дошкольников в группах.
Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене между участниками ведущим. 
Ход семинара.
1.Теоретическая часть
Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практическом семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
1.1.Упражнение «Разогревки - самооценки»
Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Задания:
если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;                                                                                                             
если вы, входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
Рефлексия: Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?
1.2 Тест: «Характер человека»
В глубине души мы с вами остаемся детьми и верим, что существуют волшебники или вещи, которые имеют волшебные способности. Время от времени появляется желание иметь какую-нибудь волшебную вещичку.
Выберите для себя одну, наиболее подходящую для вас.
Рефлексия: Оказывается, этот желаемый магический предмет, и его способность тоже могут сказать об определенных чертах характера и его склонностях. (Приложение)
1.3. Психологический настрой: «Все в твоих руках»
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Тема нашего сегодняшнего семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
1.4.Вхождение в тему: Метод «Ассоциации»
Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
 Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К –
О –
М –
Ф –
О –
Р –
Т –
Ведущий:
- Что такое комфорт?  Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)
- Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Обобщенный портрет психологически здорового человека — это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Проблема психологического здоровья.
 Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.
 Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.
Для успешного эмоционального развития детей необходимы определенные условия: удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и педподдержки. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самореализации и признании их достижений окружающими. Одной из главных задач педагогов является создание психологического комфорта дошкольников.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями и родителями.
 Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает существенное влияние на качество группового климата, а не дети. Эмоциональное благополучие – это самочувствие ребенка в группе, удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие. Все это способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств.
2.Основная практическая часть.
 Игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, усталости, перевозбуждения, преодоление застенчивости, повышения самооценки и т.д.
Главным критерием психологического пространства является одновременно и развивающей и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, энергия расходуется не на тревогу, а на игровую деятельность, учебную, на творчество.
Задача воспитателя организовать определенную систему по созданию психологического комфорта дошкольников.
Сегодня мы проработаем несколько упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой.
 Педагогу также необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет снять излишнее эмоциональное напряжение и который способствуют повышению энергетического потенциала.
Например:
2.1. Упражнение «Шалтай-болтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
 
2.2.«Театр масок»
цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.
 
2.3.Упражнение «Дракон кусает свой хвост»
 Цель: снятие напряжённости, невротических состояний, страхов.
 Под весёлую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребёнок - «голова дракона», последний - «хвост дракона».
«Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от неё.
2.4. Игра «Сурдоперевод»
Цель: активизировать группу.
Материалы: листочки с написанным текстом – разные стишки простые.
Ведущий предлагает объединиться всем в пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.
2.4.Упражнение «Гусеница»
Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнёров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
 «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все в месте передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего.  Между животом одного играющего и спиной
другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках, таким образом, в единой цепи, но бес помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту»
 
2.5.Упражнение «Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самоценки.
 «Ребята, я хочу вам предложить вам игру, которая называется «зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность что он делает? правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и не заметным, хвостик и лапки его трясутся и т.д.»
«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? А что делает зайки, если видят волка?» педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будем слонами, большими сильными смелыми.
Покажите, как спокойно, размерено, величаво и бесстрашно ходят слоны.
А что делают слоны, когда видят человека, они боятся его? нет. Они дружат с ним и, когда его видят спокойно продолжают свой путь. Покажите, как.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
 
2.6. Упражнение «Пресс - конференция»
 Каждый из ребят по очереди становится гостем, садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.
Рекомендации: Темы пресс – конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка», «Мой лучший друг» и т.д. Следите затем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.
 
2.7.Упражнение «Ролевая гимнастика»
Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека. Преодолевать застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.
Дети по очереди выполняют ряд заданий.
Рассказать известное стихотворение: а) очень быстро – с пулеметной скоростью; б) как иностранец; в) как робот; г) шепотом; д) медленно – со скоростью черепахи.
Рекомендации: подбирайте короткие и хорошо известные стихотворения.
Пройти как: трусливый заяц, лев, младенец, старичок.
Попрыгать как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.
Нахмуриться как: рассерженная мама, осенняя туча, разъяренный лев.
 
2.8.Упражнение «Передай по кругу»
Цель: включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память.
Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передает по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «бусинку», «котенка» и т.д., не называя его.
 
 2.9.Упражнение «Конкурс хвастунов»
Цель: упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.
Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумай, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: Лена – очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется и т.д.»
         После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя – лучшего хвастуна. Можно обсудить кому, что понравилось больше: рассказывать - хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.
 
2.10.Упражнение на релаксацию «Прикосновение»
Цель: Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость.
Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что – ни будь из бумаги и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.
Примечание: можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.
Игра «Театр»
Цель: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения; формировать моральные представления, развивать актерские способности.
Ведущий рассказывает детям сказку, ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».
Сказка:
«Жила – была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идет она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост. (Ребенок показывает, как идет лиса по лесу) Какая это лисичка? Что она делает? хвастается»
А зайка, маленький совсем, только что поменял свою шубку с серой на белую и тоже захотел ее всем показать. в это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать. Что заяц делает неправильно? Что может случиться? как ему лучше поступить? заяц ищет укромное место и прячется от охотников.
 
А теперь сыграем сказку о волке и мышонке. (следующие участники готовятся изображать новых героев.)
Однажды в лесу волк притаился. Мышонок говорит:
Если только захочу,
Волка я за хвост схвачу,
Кулаком ударю в бок,
Вырву волку шерсти клок –
Убедит в испуге волк!
Услышал волк такие слова, разозлился, зарычал и … выбежал из – за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и …» Что дальше произошло? Как вел себя мышонок? Почему рассердился волк?
Обсуждаем, как вели себя герои сказки, захотят ли с ними дружить другие жители леса. Можно ли хвастаться, кривляться и дразниться, почему? Как можно восстановить мир в лесу?
Игра «Мешочки настроений»
цель: научить в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т.д. Второй –мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.
Ход игры:
Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость, обиды, в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех радость.
 
Игра «Коробочка примирения»
цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
Оборудование: яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.
Ход игры:
Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи – мирилки.
 
Игра «Секретки»
         Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя, таким образом, от негативного состояния.
 
 3.Заключительная часть
Завершая работу нашего семинара, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру с собой – «Я заслуживаю…» Счастье редко дается человеку «большим куском», в течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их не просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в детях, которые вас огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю…», вспомните все то хорошее, что  у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, что Ваня быстро оденется сегодня на прогулку», и т.д. вспомните не менее 5 событий.
Каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю..» Это необходимо делать в течение трех недель. Чтобы не забывать, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте на видное место. Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.
 Рефлексия «Все в твоих руках»
 На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.
«Большой» -  для меня было важным и интересным…
«Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
«Средний » -  мне было трудно (мне не понравилось)
«Безымянный» -  моя оценка психологической атмосферы…
«Мизинец» -  для меня было недостаточно...
Заключение
Семинар – практикум проходил в рамках нашего детского сада, в ходе которого были освещены теоретические и практические аспекты данной темы.
Семинар состоял из нескольких этапов, плавно переходящих из одного в другой.  В начале семинара было проведено упражнение на снятие напряжения, усталости, создания атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе, был дан психологический настрой. Педагоги получили информацию о психологическом комфорте детей в детском саду, ознакомились с результатами диагностического обследования детей в данном направлении.
В ходе практической части вниманию педагогов были предложены психологические игры и упражнения, которые они могут использовать с детьми в своей работе с целью создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, снятия напряженности, страхов, повышения самооценки у детей и т.д.. Было рассказано не только о правилах проведения данных игр, но многие из них проиграли сами педагоги. Взрослые на некоторое время представили себя детьми, а также смогли почувствовать их психологическое состояние.
В конце мероприятия было предложено несколько наглядных пособий для проведения психологических упражнений с детьми, педагоги получили памятки в виде буклетов и был подведен итог (рефлексия) с педагогами в нетрадиционной форме, т.е. на нарисованной ладошке участники семинара определяли на каждом пальце значимость того или иного этапа, проведенного семинара.
         Подводя итоги, можно отметить, что цель и основные задачи данного семинара были достигнуты. Результаты данного мероприятия не сводится только к формированию у участников системы знаний и умений, большое значение имеет улучшение психологического состояния и получения импульса к дальнейшему саморазвитию, что гарантирует принцип оказания психологической помощи.
         Таким образом, такая форма работы с педагогами положительно сказывается на повышении педагогической и психологической компетенции педагогов, стимулирует самопознание и самообразование, способствуя повышению качества образования в целом. 
 
Тест, который расскажет о характере
До неопределенного возраста мы остаемся детьми и верим, что существуют волшебники. Волшебные вещи волшебные способности. Время от времени появляется желание иметь какую-нибудь волшебную вещичку. Оказывается, этот желаемый магический предмет или способность тоже могут сказать об определенных чертах его характера и о его склонностях.
ВЫБЕРЕТЕ,  ЧЕМ ИМЕННО ВЫ ХОТЕЛИ  БЫ ОБЛАДАТЬ:
- шапкой-невидимкой;
- ковром-самолетом;
- машиной  времени;
- зеркалом, показывающим будущее;
- способностью видеть сквозь стены;
- способностью читать чужие мысли;
- умением превращаться в других людей и животных;
- способностью слышать разговоры, где бы они ни проходили.
Теперь у Вас есть возможность узнать кое-что новенькое. О чем говорит Ваш выбор?
ШАПКА-НЕВИДИМКА
Вы умеет видеть нюансы, которые ускользают от беглого взгляда других людей. Так как Вы не любите быть в центре всеобщего внимания, то предпочитаете оставаться в тени. Естественно, Вам хочется знать все, что происходит вокруг.
Вам подойдет любая профессия, где требуется умение наблюдать: писателя, детектива, биолога или ученого.
КОВЕР-САМОЛЕТ
Вас не заботят детали, так как Вы воспринимаете ситуацию в целом. Вас  интересует взаимосвязь явлений, событий, предметов. При этом вы не задумываетесь о возможном риске.
Вероятнее всего, Вас  привлекают профессии связанные с риском. Вы в состоянии справиться с масштабными проектами, которые способны изменить сложившийся в той или иной области порядок вещей. Это может быть социальная сфера, политика или организация массовых мероприятий. Следует остерегаться работы с жестко ограниченными обязанностями.
СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ СКВОЗЬ СТЕНЫ
Вы пытаетесь определить скрытую сущность вещей. Возможно, Вы часто задумываетесь о проблемах или жизненных закономерностях, которые другие просто не замечают. Вам нравиться искать нестандартные пути, решения.
Вы  хорошо зарекомендовали себя в медицине, политике, науке, то есть там, где нужно принимать решения или ставить диагноз.  
СПОСОБНОСТЬ ЧИТАТЬ ЧУЖИЕ МЫСЛИ
Вас можно назвать проницательным человеком. Часто Вы понимаете, что именно стоит за словами собеседника, чувствуете его истинные желания, улавливаете его эмоции.
Вам подойдет любая профессия, которая была бы связана с психологией: психолог, менеджер по персоналу, юрист.
УМЕНИЕ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ Вы  предпочитаете со всеми быть в ладу и стараетесь избегать конфликтов. Вы  хорошо чувствуете себя в коллективе, где Вас поддерживают и одобряют.
Эта способность имеет отличное применение в реальной жизни: артист только и делает, что перевоплощается на сцене в других людей, получая в награду аплодисменты и обожание публики.
ЗЕРКАЛО, ПОКАЗЫВАЮЩЕЕ БУДУЩЕЕ
Для таких людей предпочтительнее нестандартные ситуации и неожиданные решения. Терпение не является их достоинством. Они хотят все и сразу. Нередко им удается найти кратчайший путь решения той или иной проблемы.
Призвание таких людей – стирать «белые пятна». Процесс раскрытия неразгаданных тайн для них особенно притягателен, а потому им понравиться проводить время в исследовательских лабораториях.
МАШИНА ВРЕМЕНИ  
   Вы привыкли  анализировать причины и следствия текущих событий и искать возможность влиять на них теми или иными способами. Вам интересны  традиции и обычаи народов, а также  образ жизни людей прошлого и настоящего. Поэтому вполне вероятно, что Вам  подойдут профессии историка или социолога. В любом случае Ваша деятельность должна оказать видимое влияние на ход событий.
 СПОСОБНОСТЬ СЛЫШАТЬ РАЗГОВОРЫ, ГДЕ БЫ ОНИ НИ ПРОИСХОДИЛИ
Ваша любознательность ставит  окружающих  в сложные ситуации. Порой это качество оказывается не к месту и не ко времени. Вам нравится быть в курсе событий, где бы они ни происходили.
Возможно, Вы обладаете музыкальным слухом, а потому из Вас  получился бы неплохой музыкант. Вы хорошо   справитесь с профессией репортера.