Социализация личности школьника в рамках деятельности инновационной площадки.
Социализация личности школьника в рамках деятельности
инновационной площадки.
Бурховецкая Е.Е.
МБОУ СОШ № 27, Пятигорск
Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной среде общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а, следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.
Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течении всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Меняется и политика в области образования. Каждое образовательное учреждение может работать по-разному. На практике мы видим, что одни школы, ставя перед собой цель, просто научить учащихся, функционируют без изменений, другие, стремясь к совершенствованию различных сторон педагогического процесса, развиваются.
Сегодня можно смело сказать, что наша школа, а именно МБОУ СОШ № 27 города Пятигорска, Ставропольского края, относится именно к развивающейся, так как соблюдаются условия, способствующие переходу школы в режим развития:
наличие концепции и программы развития школы;
реализация в школе инновационной экспериментальной и опытной работы;
система эффективной научно-методической деятельности;
наличие достаточной учебно-материальной базы для формирования оптимальной образовательной среды;
набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников образовательного процесса.
Создание активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формирование союза единомышленников – учителей, учащихся и их родителей, максимальное соответствие содержания и форм учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся позволят нашим воспитанникам самореализовываться. Активным инновационным поиском развития личности и является развитие системы дополнительного образования в школе. В рамках этой системы на протяжении нескольких лет в нашей школе действует краевая экспериментальная площадка. Тема работы эксперимента «Роль дополнительного образования в социализации личности ребенка». Наша работа в этом направлении началась более 14 лет назад и имеет свои результаты.
Нами создана целостная система образования и воспитания, основанная на принципе интеграции общего и дополнительного образования. Была избрана образовательная область: искусство+гуманитарные дисциплины. Цель работы экспериментальной площадки: выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, его приобщение к системе духовных и культурных ценностей, ранняя профориентация. Итак, что представляет собой наша система? Эстетическое воспитание и образование осуществляется по четырем видам художественного творчества: музыка, танец, театр, ИЗО. В основе всей системы, как фундамент, заложена православная культура(предмет дополнительного образования культурологического значения, так как истоки любого светского искусства и общественных норм и традиций зародились в религии).
Поступая к нам в школу, абсолютно все дети сразу вовлекаются в творческий процесс. Особое внимание уделяется музыке, как первооснове всех искусств, а также тому виду деятельности, где раньше всего и ярче проявляются творческие способности ребенка.
На выбор учащимся предлагается 8 инструментов (фортепиано, скрипка, флейта, баян, аккордеон, балалайка, домра, гитара). На занятиях по инструменту осуществляется творческий и индивидуальный подход к ребенку.
Обязательны для всех занятия хора, с одаренными детьми занимаются вокалом. Помогают развивать слух уроки сольфеджио, азы музыкальной азбуки на уроках теории музыки.
Естественное желание детей двигаться под музыку реализуется на уроках ритмики, а также классическом танце (корригирующей гимнастике).
Урок чтения продолжает сценическая речь, на которой осваиваются основы актерского мастерства.
И, конечно же, любимое занятие детей рисование воплощается на занятиях изостудии.
Таким образом, в начальной школе всем учащимся предоставляется возможность попробовать себя в различных видах творчества и определить склонность к какому-либо виду творчества.
Учащиеся среднего звена уже совершенно сознательно могут выбрать для себя любимый вид деятельности и совершенствоваться в нем: это либо музыкальное отделение со всем набором предметов, либо хореографическое , либо театральное, либо ИЗО. По окончании курса обучения ( в 9 классе) выдается свидетельство, дающее право продолжать образование в средних специальных и высших учебных заведениях искусства и культуры.
Таким образом, в школе действует 34 кружка от точных наук и иностранных языков до различных видов художественного творчества.
В МБОУ СОШ № 27 сложилась определенная система методов реализации целей экспериментальной площадки:
апробация новых УМК;
отслеживание (мониторинг) результатов работы экспериментальных групп;
составление, апробация, реализация целевых программ развития школы;
анкеты для учащихся, родителей и педагогов;
технические зачеты, экзамены;
публикации педагогов дополнительного образования;
сравнительный анализ результативности учащихся в экспериментальных группах;
отчетные концерты.
Можно сделать вывод, что, покидая стены школы, наши выпускники продолжают заниматься любимым делом в ВУЗах, техникумах, городских коллективах и даже в школе не зависимо от избранной профессии.
Среди наших выпускников есть и профессионалы:
солистка балета Ставропольского краевого театра оперетты;
артист ансамбля песни и пляски Северного Флота;
руководитель школьного танцевального коллектива «Солнышко»
студенты музыкальных училищ.
Педагоги МБОУ СОШ № 27 помнят, что только включившись в систему общественных отношений и видоизменяя ее в процессе деятельности, человек обретает личностные качества и становится социальным субъектом.
15