Социализация младшего школьника в рамках воспитателя ГПД


Социализация младшего школьника в рамках воспитателя группы продленного дня.
Введение.
Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском возрасте. Именно в это время закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности человека. Каждый человек, в процессе реализации себя как личности, исполняет свою социальную роль. И здесь важно, чтобы его социальная роль не вступала в противоречия с обществом, не вносила в общество деструктивные элементы, элементы разрушения.
Проблема социализации реализуется через всю систему воспитания и обучения. Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями и деятельностными качествами, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное воздействие образовательной и окружающей социокультурной среды. Именно в этой среде личность формируется, развивается, проявляет свою деятельностную сущность.
Таким образом, можно заключить, что процесс социализации представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта и требует создания определенных условий организации жизни ребенка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.
Воспитательная работа в ГПД.
Воспитательная работа в группе продленного дня (ГПД) строится в соответствии c основными разделами Программы воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся МБОУ СШ №85 с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Согласованность плана воспитательной работы в группе с перспективными планами школы, библиотеки, с графиком проведения предметных недель и, конечно, с планом работы классного руководителя позволяет воспитателю ГПД сформировать детский коллектив и сделать учащихся участниками разнообразной школьной деятельности, в процессе которой происходит «конструирование» системы ценностных ориентаций каждого ребёнка, и наблюдается «обмен» ценностями.
В настоящее время все чаще ребенок вовлекается в проектную деятельность. Участие в проектной деятельности учащихся, посещающих группу продленного дня, – это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать результаты.
Как показала практика, проектная деятельность легко организуется во внеурочное время, т.к. во второй половине дня учащиеся не ограничены во времени, работа в проектах наполняет досуг занятиями по интересу. Она помогает перевести ученика в активную позицию: даёт возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с педагогом организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора. Вторая половина дня в группе продленного дня представляет собой чередование общеразвивающих занятий, игр (на свежем воздухе и в классе), кружковых занятий и мероприятий (общешкольных, на параллель, в классе). В своей работе использую разные формы организации воспитательного процесса: занятия, беседы, чтение вслух, викторины, встречи, экскурсии. Они интересны и полезны младшим школьникам, способствуют их интеллектуальному и физическому развитию, обогащают их эмоционально. А также способствуют повышению и поддержанию учебной мотивации, развитию познавательной активности каждого учащегося, формированию коллектива, развитию умения детей работать в группе, культуре поведения. Режим работы школы позволяет воспитателю равномерно в течение дня распределить учебную, психолого- педагогическую, динамическую нагрузку учеников. Создать комфортные условия для нахождения каждого ребенка в общеобразовательном учреждении. Для учащихся составляю индивидуальный план работы, который включает в себя режимные моменты школы (прогулки, дополнительные занятия, самоподготовку и т.д.) и занятия в секциях и студиях в школе с учетом склонностей ребенка и запроса родителей. Таким образом, удается избежать перегрузки детей и помочь каждому из них ежедневно организовать разноплановую деятельность. Одна из задач воспитателя – организация качественной подготовки домашних заданий во 2-4 классах.
В условиях перехода на ФГОС образовательный результат, зафиксированный в Образовательной программе, предполагает овладение каждым учащимся учебно-познавательными компетенциями на максимально возможном уровне. Домашнее задание рассматривается, как способ применения полученных знаний. В школе эффективно организована система индивидуальных домашних заданий. В связи с этим установление определённого времени на самоподготовку дисциплинирует учащихся, активизирует их мыслительную деятельность, приучает беречь время. Определённая последовательность в выполнении заданий, также приучает к режиму, прилежному отношению к изучению всех школьных предметов, помогает осуществлять действенный контроль над работой учащихся и оказывать им индивидуальную помощь. Необходимо отметить, что не все учащиеся одинаково подготовлены к самостоятельной работе. Одни добросовестно и самостоятельно выполняют домашние задания, других приходится контролировать, направлять и, в отдельных случаях, отступать от рекомендованного порядка, оказывать помощь. Ведётся работа по формированию умения правильно, аккуратно работать в тетради, пользоваться учебниками и различными справочными материалами. По мере необходимости каждый ребенок получает консультации по оформлению заданий. Применяется само- и взаимопроверка с целью развития самостоятельности детей при подготовке домашних заданий. При организации самоподготовки стараюсь, чтобы учащиеся внимательно проверяли и самостоятельно исправляли допущенные и обнаруженные ими ошибки. На доступных примерах показываю ученикам, что проверка помогает лучше запомнить правила правописания и тот или иной вариант решения задач, экономит рабочее время. Очень полезно установить в группе такой порядок: воспитатель не проверяет работу ученика до тех пор, пока он сам не ещё раз не просмотрит выполненное им задание. Это нужно для того, чтобы школьник сам нашёл и понял свои ошибки. Самоподготовка – это педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся. В режиме продлённого дня специальное определённое для самостоятельной учебной деятельности учащихся время позволяет организовать её под контролем педагога. Самоподготовка органически связана с образовательными уроками, развивающими и воспитательными целями, содержанием, элементами методики умственного труда.
Очень важно, чтобы дети приступали к домашней работе бодрыми и отдохнувшими. Поэтому прогулки требуют более тщательной подготовки, т. к. проведение активного отдыха на свежем воздухе способствует восстановлению работоспособности младших школьников в промежутке между двумя очень трудными видами учебной деятельности. Подвижные, спортивные игры снимают напряжение и усталость, но, в тоже время, не следует допускать чрезмерной интенсивности физических нагрузок – это может привести к сильному возбуждению и переутомлению. Во время обсуждения литературных произведений, бесед, подвижных игр на свежем воздухе и в классе, а так же выполнения специальных упражнений во время занятий по развитию познавательной активности у детей формирую положительное отношение к здоровому образу жизни. Эта неотъемлемая часть педагогического процесса содействует укреплению здоровья, нормальному физическому развитию учащихся, повышению работоспособности школьников, а также активному отдыху и содержательному досугу ребят. В течение учебного дня осуществляется внимательный контроль за состоянием здоровья учащихся и своевременное принятие мер в случае необходимости; контроль за соблюдением учащимися гигиенических требований; контроль за соблюдением учащимися требований по ношению соответствующей обуви и школьной формы и своевременное информирование родителей о допущенных нарушениях. Беседы направлены на формирование и развитие ответственной личной позиции у учащихся за своё здоровье и свою жизнь.. С целью профилактики близорукости у учащихся во время самоподготовки и занятиях по интересам воспитателем осуществляется контроль над рабочей позой, контроль над соблюдением режима зрительных нагрузок, контроль над соблюдением достаточного уровня освещённости в учебных кабинетах. Первостепенное значение в группе продлённого дня имеет организация детского питания. Наблюдения врачей показали, что длительные перерывы в приёме пищи отрицательно влияют на функциональное состояние детского организма, а чёткое соблюдение режима дня способствует организации рационального питания учащихся в школе. В ходе организации и проведения полдника ведется контроль над соблюдением учащимися культуро-гигиенических правил. За столом во время еды допустимы спокойные разговоры. Во время полдника наблюдаю за тем, чтобы дети не вертелись и не отвлекались, кушали, не торопясь, хорошо пережёвывали пищу, правильно пользовались столовыми приборами, научились правильно сидеть за столом, кушать красиво и аккуратно. В это время ученики, посещающие группу продленного дня, занимаются в различных кружках и секциях (хореография, каратэ, фортепиано, и др.). Ребята участвуют в подготовке к школьным праздникам, мероприятиям в классе, работают с книгой, периодической печатью, беседуют на разнообразные темы. Анализируя занятия по интересам, организованные в группе продленного дня, хочется отметить, что работа направлена на органическое включение деятельности в целостную систему воспитательной работы школы, на создание благоприятной дружеской обстановки, и на расширение познаний ребят о реальном мире, на развитие навыков работы с различными материалами, на расширение и углубление читательских интересов.
Режим продлённого дня в школе создаёт большие возможности для развития способностей детей, для воспитания у них общественной активности, организаторских умений и навыков.