Конспект открытого показа по теме Формирование предпосылок коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 21 г. Амурска
Амурского муниципального района
Хабаровского края
Конспект
открытого показа по теме
«Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий посредством театрализованной деятельности»
в рамках подготовки к педагогическому совету по теме
«Формирование предпосылок УУД
через активные методы обучения»
Музыкальные руководители: Литвинова В.В.
Морозова Е.П.
Пояснительная записка
Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами.
Актуальность
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театрально – игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребёнку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей:
коммуникативную – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь; развивать все компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности;
социальную – в выборе места партнёра для совместной деятельности, умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;
информационную – в обращении к различным источникам информации при обсуждении темы, способов действия;
деятельностную – это способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве; в выборе планирования дел;
здоровьесберегающую – в самостоятельном регулировании активности, свободном выборе позы, длительности и темпа выполнения.
Занятия по театрализованной деятельности должны преследовать одновременное выполнение трёх основных целей:
Развитие речи и навыков театрализовано-исполнительской деятельности;
развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.
Создание атмосферы творчества;
создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности;
Социально- эмоциональное развитие детей.
воспитание любви к театру и театральной деятельности.
формирование духовно-нравственных качеств через театрализацию.
Задачи
Развивать устойчивый интерес детей к театральной деятельности;
создать условия для развития творческой активности детей, а также освоения детьми различных видов творчества;
развивать творческое воображение посредствам музыкально-ритмических движений;
учить детей узнавать знакомые русские народные сказки с помощью атрибутов к сказкам, развивать воображение;
обучить детей приёмам манипуляции в кукольных театрах;
совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
ознакомить детей с различными видами театров;
приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт;
нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;
учить проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли;
развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения;
поддерживать желание детей участвовать в игре-драматизации, поощрять исполнительское творчество детей;
развивать умение эмоционально передавать через движение музыкальные образы;
развивать меж предметные связи (музыка, литература);учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);
развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук;
воспитывать доброжелательные партнёрские отношения.
учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру);
воспитывать любовь к театру;
способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интерес естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности;
учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия;
вызывать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Выбор репертуара
Отбор сценарного материала в рамках реализации театрализованной деятельности обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве детского сада, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.
Ожидаемые результаты
Дети должны уметь разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов;
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией;
дети должны знать: некоторые виды театров;
некоторые приёмы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
должны иметь представление о театре, театральной культуре, роли артистов, кукол;
о правилах поведения в театре.
Приёмы работы с детьми
в обучении театральному искусству
В процессе знакомства с театральным искусством музыкальный руководитель каждый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища, выделяя следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем. В соответствии с этим на занятиях по театральному искусству необходимо:
Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования;
предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и прочее; обучать подражать голосам персонажей, передавать повадки и движения героев;
учить детей различать плохие поступки, коварные советы, сопереживать героям сказки, высказывать своё отношение к происходящему;
постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»;
по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях;
рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.;
рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
“Театр – это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идёт развитие духовного мира детей… ”
(Б. М. Теплов)
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Выдающийся режиссёр и актёр К.С. Станиславский в своей книге «Работа актёра над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребёнку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живёт уже в нем. При этом у ребёнка замечается ещё одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать. В игре ребёнок не только узнает об окружающем мире, законах общества, человеческих отношениях, но и учится жить в этом мире, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Ведь не зря театр пользуется у детей неизменной любовью.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребёнка театрализованной деятельности по праву принадлежит почётное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребёнка, в том числе его творческих способностей.
Влияние театрализованной деятельности в детском саду
на развитие личности ребёнка
Театрализованная деятельность оказывает серьёзное влияние на развитие личности ребёнка. По мнению известного психолога А.Н. Леонтьева, развитая игра драматизация – это уже своеобразная «пред эстетическая» деятельность. Игра – драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей. Играя роль, ребёнок может не только представить, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника и позволяет нам использовать театрализованные игры как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребята во время игры чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно.
Эстетические переживания помогают ребёнку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многому другому. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.
Театрализованная деятельность используется психологами в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми, в предупреждении и преодолении у ребёнка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов.
По мнению Т.И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребёнка, а именно:
в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного, кинестетического;
активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;
совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
развивается эмоционально- волевая сфера;
происходит коррекция поведения;
развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.
Стою на сцене.
Зал затих.
И я молчу,
Не вспомню стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
Большинство детей боятся выходить на сцену. Они делают это лишь в расчёте на последующую похвалу. Но и похвалой можно нанести вред. Ребёнка, безусловно, надо поощрять, но нельзя хвалить за то, что он хороший актёр. Это ведь подразумевает, что другой ребёнок – плохой артист. А уж если хотим похвалить ребёнка, то непременно должны помнить, что хвалить нужно не за то, что «хорошо роль сыграл и спектакль получился», а за то, что хорошо выучил слова, вовремя ножкой топнул – вот и молодец!
Особенности театрализованной деятельности в детском саду
Под театрализованными играми учёные понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Классификация театрализованных игр
Артемова Л. В. предлагает все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации. К режиссёрским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе, где ребёнок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведёт роль игрушечного персонажа - объёмного или плоскостного. Ребёнок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизация основана на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы. Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевой игры сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Но в отличии от сюжетно- ролевых игр, театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию в основе которого- содержание сказки, стихотворения, рассказа.
Сорокиной Н.Ф. была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:
1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;
2) на втором этапе одному ребёнку предлагается читать за всех персонажей сказки;
3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);
4) на четвёртом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.
При разработке театрально-игровой деятельности учёные и практики обращали особое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приёмы, например:
предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его;
прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);
предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтрастных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки (Т. Неменова);
предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка (Г. Прима).
Занятия в основном строится по единой схеме:
введение в тему, создание эмоционального настроения;
театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Содержание занятий по театрализованной деятельности в детском саду может включать в себя:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры- драматизации;
подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
упражнения по формированию выразительности исполнения;
отдельные упражнения по этике;
упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:
выбор детьми роли по желанию;
назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображён персонаж);
проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо:
внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
в заключение различными способами вызывать у детей радость.
Работа над ролью
Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.п. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приёмами грима и т.п.
Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.
После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой котёнок – весёлый или грустный, как он выглядит?» и т.п.).
Помощь маленькому актёру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить ее при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приёмы школ – студий актёрского мастерства для взрослых. Т.Н. Доронова предлагает за основу театрализованной деятельности брать ведущую деятельность дошкольников – игру. Не смотря на то, что ребёнок «играет в театр», а профессиональный актёр действует по законам актёрского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу так, что искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники – ведь это дети, которые не разучились играть. Гении – это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не искусство. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить дошкольников элементарными приёмами актёрской техники.
Упражнения
Работу маленького актёра над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.
Упражнения на напряжения мышц:
- рубить дрова;
- волочить тяжёлый ящик;
- нести очень тяжёлый чемодан;
- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.
Упражнение на расслабление мышц:
- заснуть на стуле;
- сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.п.
Упражнения на развитие воображения:
- передавать друг другу верёвку, представляя, что это змея;
- передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;
- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это.
Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны иметь какую-то причину, быть целесообразным. Сценическое поведение ребёнка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет. Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
Вывод
Таким образом, театральная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать своё отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театральная деятельность- это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребёнка.