Развитие творческих способностей учащихся на уроках окружающего мира в рамках образовательной системы «Школа России».
Тема: Развитие творческих способностей учащихся на уроках окружающего мира в рамках образовательной системы «Школа России».
Учитель:Тюрина Ю. В.
Творчество – создание новых по замыслу культурных ценностей обычно связывают с самостоятельной созидательной деятельностью, в результате которой появляется что-либо новое, оригинальное. В учебно-познавательном процессе творческую деятельность часто соотносят с художественной деятельностью или усвоением теоретического материала, с решением различного рода задач, с элементами самостоятельного поиска и прогнозирования.
Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому человеку необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.
С 2010-2011 учебного года начальные школы начали работать по новому образовательному стандарту. Важнейшим разделом нового стандарта является раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования». Требования к усвоению дисциплины «Окружающий мир» сформулированы следующим образом:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Сегодня действующие программы и УМК уже во многом подготовлены к реализации требований стандарта. Так, идея уважения к миру, экологической целостности заложена в программе и УМК «Окружающий мир» образовательной системы «Школа России». Здесь же предполагается и реализация деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового стандарта. При этом особое внимание обращается на деятельность по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-эстетическую деятельность школьников.
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Наблюдения – этот термин встречается довольно часто: «наблюдать объекты и явления природы, наблюдать погоду самостоятельно и в группах…» Наблюдениям при изучении окружающего мира по-прежнему уделяется большое внимание. Сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность:
-постановка цели
-выдвижение гипотез
-умение составить программу наблюдения
-умение пользоваться измерительными инструментами
-умение фиксировать результаты
-анализ результатов наблюдений.
Остановимся на том, какие еще творческие задания предлагаются детям на уроках окружающего мира:
Творческое рассказывание.
Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности.
Можно выделить следующие отличия творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника:
а). Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;
б). Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности;
в). Тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.
Данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы.
Так, например, в 4 классе, изучая тему «Мир глазами астронома», детям предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. Изучая тему «Мир глазами географа», предлагается рассказать о мире с точки зрения географа.
Уроки окружающего мира предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование, моделирование).
Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач – и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.
Рассмотрим примеры таких творческих заданий в учебниках. В 4 классе, при изучении темы «Планеты Солнечной системы» дается задание: вылепить из пластилина модели планет. Изучая тему «Водоемы нашего края» - придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов в природе и жизни людей. В 3 классе, при изучении темы «Кто что ест?», дается задание изготовить модель цепи питания.
Можно представить такую последовательность обучения школьников моделированию:
1 этап: ознакомление школьников с символами, знаками.
2 этап: использование в учебном процессе схем, чертежей, постепенное привлечение школьников к их построению. (Это уже моделирование, но пока еще для школьников неосознанное).
3 этап: ознакомление с понятием модель.
4 этап: расширение круга изучаемых объектов, явлений с привлечением моделирования.
На протяжении всего курса обучения учащимся предлагаются создавать различные памятки. Например: при изучении темы «Жизнь луга» в 4 классе, нужно составить памятку «Как вести себя на лугу», а к правилам поведения еще нарисовать условные знаки. При изучении темы «Прошлое и настоящее глазами эколога» в 4 классе, детям дается задание придумать и нарисовать плакат «Планета заболела».
Кроме этого, учащиеся создают свои книжки-малышки «Береги животных!», когда изучают в 3 классе тему «Охрана животных»: в них ребята рассказывают об охраняемых животных.
При изучении большого раздела «Природа России» в 4 классе, после изучения каждой природной зоны, детям дается задание: нарисовать, как ты себе представляешь Арктику или тайгу, степь или пустыню.
В учебниках активно представлены задания по созданию различных выставок, например «Где мы были», это фотографии тех мест, где побывали ребята класса. Целесообразно после оформления такой выставки написать сочинение на тему: «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту».
Учебные ролевые игры - ещё одна разновидность творческих заданий.
Для развития воображения особенно важна игровая деятельность. Одним из главных элементов такой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала.
Мы уже говорили о проблемном обучении, как об одном из условий развития творческих способностей. В данной программе также раскрывается его сущность.
Основной методический элемент проблемного обучения - создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его.
Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения.
Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным.
Конечно, что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания. Содержание учебников имеет возможности для развития творческих способностей. Перед изучением отдельной темы ставится проблемный вопрос: Докажи, что природа разнообразна. Или – Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? На протяжении всего курса в учебниках для 3 класса встречается рубрика «Для самых любознательных», в которой учащиеся знакомятся с дополнительным интересным материалом по данной теме.
Рабочие тетради, прилагаемые к учебнику «Окружающий мир» также содержат творческие задания.
Таким образом, проанализировав программу А.А. Плешакова «Окружающий мир» и учебные пособия, прилагающиеся к работе на данном уроке, можно сделать вывод, что:
-содержание данных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке;
-задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников (использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемной ситуации, игры и другие).
Данная система даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников.
Список использованной литературы:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: центр Академия, 2002.
2. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника.// Завуч начальной школы – 2002.- № 2.
3. Лободина С. Как развивать способности ребёнка: учеб. пособие.- /С. Лободина. -Питер, 1997.-256с.
4. Климанова Л.Ф. О новой модели гуманистической школы.// Начальная школа – 2009.-№4.
5. Казакова О.В., Сбоева Н.А.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 2класс.-М.: Вако.-2004.-335с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. –М., 2009.
7. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. -М. : Просвещение, 1989.-160с.
8. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2008.-160 с.
9. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Просвещение, 1991.-160с.
10. Шмелева Н.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении школьников предмету «Окружающий мир».// Начальная школа – 2010.-№3.