Статья по теме Организация работы школьного лесничества


Школьное лесничество как ядро экологического образования в школе
Школьные лесничества это особая форма организации внеклассной работы детей. Это добровольное объединение с целью воспитания у детей любви и бережного отношения к лесу и природе родного края, расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии. Здесь формируются  трудовые умения и навыки по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов. Это приобщение детей к исследовательской работе с природными объектами, а у некоторых и к сознательному выбору профессии.
В настоящее время в нашей стране наблюдается противоречие между возрастающими потребностями общества в получении эколого-биологических знаний и возможностями их реализации. Наблюдается дисбаланс между желанием проводить исследовательскую и природоохранную работу и недостатком учебно-методических пособий по организации работы и внедрению инновационных технологий.
В связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, модернизацией системы образования в России, на первый план вышло определение стратегии и тактики развития эколого-биологического образования, природоохранной и лесоводческой деятельности.
Одной из форм подготовки подрастающего поколения к труду, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования являются школьные лесничества. Говоря словами русского писателя Леонида Леонова: «Создавать творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращивать сам лес!».
Наше школьное лесничество воспитывает профессиональное отношение детей и молодежи к лесу, природным богатствам, является эффективной формой экологического образования, в нём реализуется принцип соединения образования с плодотворным, творческим трудом.
Актуальность этого направления связана с приоритетом проблем, возникающих в системе «человек – общество – природа» и относящихся к глобальным проблемам человечества. Известно, что одной из причин возникновения экологических проблем является потребительское отношение к природе, низкий уровень экологической культуры населения. Улучшение экологической ситуации будет зависеть от формирования экологически зрелой личности, обладающей экологическим сознанием и экологической культурой.
Именно школьное лесничество является первой ступенью лесного образования, оно помогает воспитывать бережное отношение к лесу и способен влиять в дальнейшем на профессиональный выбор учащихся. В лесном секторе сегодня далеко не все благополучно и грамотные специалисты, которые знают и любят лес, очень нужны.
Деятельность школьного лесничества «Древляне» нашей Куярской школы построена на основе тесного сотрудничества всех детей с 1 по 11 класс. И в настоящее время объединяет 168 учащихся. Для каждого возраста разработаны свои мероприятия, свои обязанности.
Маленькие дети - маленькие исследователи. Благодаря своему любопытству дети начальной школы с удовольствием принимают участие в работе школьного лесничества. Прежде всего, нам помогает привлечь детей такой предмет как Ознакомление с окружающим миром. Интегрированные уроки позволяют расширить кругозор, в игровой форме окунуть их в мир природоохранной деятельности. Малыши с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях и внеклассной работе (Малыши – друзья природы, Птичьи столовые, Зеленый наряд Отчизны, Лес в творчестве юных, различные конкурсы рисунков и фотографий и др.)
В среднем звене работа идет по направлению «Моя малая родина». Дети изучают свой родной край, поселки, в которых живут, учатся видеть хорошее, доброе вокруг себя. Помогают им в этом уроки биологии и географии, внеклассные мероприятия, классные часы. Увлекательно в среднем звене проходит неделя экологии и биологии. Ребята не только получают знания, но и активно делятся ими с детьми начальных классов. Они проводят конкурсы и викторины, игры, где учат детей любить, беречь и охранять природу.
В 8 классе ведется факультативный курс Основы лесной деятельности. Программа ОЛД разработана на основе книги А.И.Филенко. Итогом курса является летняя практика в лесничестве. Ребята совместно с лесоводами Куярского лесхоза учатся помогать лесу. Мы огораживаем муравейники, развешиваем искусственные гнездовья, прибираем места отдыха, ухаживаем за питомником и родником, развешиваем аншлаги, распространяем листовки, помогаем приводить в порядок придорожную архитектуру.
Своеобразным итогом работы детей в школьном лесничестве, является слет классных лесничеств. Его готовят дети старшего звена (10 класс). Детей учат разбивать свой бивуак, правильно разжигать костер, ставить палатку, прибирать место стоянки, рассказывают, как ориентироваться в лесу, чем можно питаться и как уберечься от неприятностей (отравление, заблудился, гроза).
В течение года каждый класс выполняет небольшую исследовательскую работу, а на слете представляет ее результат. В игровой форме проверяются и пополняются знания детей по природоохранной и экологической деятельности.
В заключении хочется сказать, что наша работа построена так, что без внимания не остается ни один ученик. Каждому ребенку дается возможность проявить себя в каком-либо виде деятельности, стать участником любой акции, конкурса, викторины, выполнить проект. И в действительности стать полноправным членом школьного лесничества. А значит, стать настоящим гражданином и патриотом своей родины.