«Пути формирования гражданской идентичности и чувства патриотизма в начальной школе в рамках реализации образовательной системы Школа 2100


«Пути формирования гражданской идентичности и чувства патриотизма в начальной школе в рамках реализации образовательной системы "Школа 2100"
Коновалова Евгения Венедиктовна
Важные социально политические события, произошедшие в 90-х годах прошлого столетия наряду с позитивными переменами, оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, на отношение человека к человеку. Среди подрастающего поколения наблюдалось отчуждение от отечественной культуры, от общественно исторического опыта русского народа.
Неудовлетворенность существующим положением вещей обусловила переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в жизни общества. Идея воспитания патриотизма и гражданственности стала государственной. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе: «Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма и гражданской идентичности в младшем школьном возрасте нашла отражение и в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Так, портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д. Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должны, среди прочих, отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества и др. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Широкие возможности для планомерного патриотического воспитания детей данной возрастной группы представлены во всех ныне действующих образовательных программах, но более ссистематизированы и продуманны они, на наш взгляд, в программе «Школа 2100», созданной на основе требований ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России авторами Р.Н. Бунеевым, Д.Д. Даниловым, О.В. Чиндиловой, Т.Д. Шапошниковой.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с первых дней учёбы в школе. Начиная с первого класса и по четвертый, на уроках по изучению окружающего мира рассматриваются вопросы и задания по изучению истории родного города, края, страны. Дети знакомятся с государственными символами России. Любовь к своей стране, к своему народу всегда неразрывно связана с любовью к своим близким и родным, поэтому детям предлагается создать родословную своей семьи. Обычно дети охотно знакомят своих одноклассников с историей своего рода, семьи.
Патриотическое воспитание школьников должно являться приоритетной целью изучения исторической составляющей предмета. В истории России немало героических событий, вызывающих гордость за нашу Родину. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Поэтому к празднику Победы можно предложить обучающимся составить рассказы о родственниках, которые участвовали в боях или трудились в тылу в годы Великой Отечественной войны. Обучающиеся могут оформить свои рассказы и сообщения в виде докладов или презентаций. Возможно проведение мероприятий со следующей тематикой: «Земляки, защищавшие Родину», «Памятники и памятные места нашего города» и др. Уместно посещение местного краеведческого музея с организацией тематической экскурсии «Наш город в годы Великой Отечественной войны». При изучении краеведческого материала, также входящего в содержание окружающего мира, дети не только узнают о природе своей местности, но и получают сведения из истории родного края, знакомятся с его достопримечательностями. Можно организовать проектную деятельность младших школьников, направленную на поиск сведений о замечательных людях – воинах, тружениках, писателях, художниках и т.д., которые жили или живут в данной местности. Знакомя обучающихся с картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена, необходимо стремиться развивать чувство единства со своим народом, гордости за него и свою Родину, ее героической истории, любви к родной природе. Фактически на каждом уроке окружающего мира имеются прекрасные возможности для патриотического воспитания детей.
Главной целью воспитания патриотизма и гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста должно стать формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему. Основным средством для воспитания патриотизма обучающихся является включение их в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.
В заключение мне бы хотелось привести слова В.А. Сухомлинского: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота- это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием.»
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
7. Учебник «Окружающий мир», 1 класс. Часть 1и 2. А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутиан -М.: Баласс, 2011.