Статья УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Кулдыркаева Инна Анатольевна, преподаватель ГАОУ МО СПО «Мончегорский политехнический колледж».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Объективная необходимость организации обучения по индивидуальным учебным планам в среднем профессиональном образовании ставит перед преподавателями задачу подбора соответствующих образовательных технологий, способствующих построению индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Теоретической основой формирования индивидуальных образовательных маршрутов является компетентностный подход и проблемное обучение. Наиболее оптимальным вариантом реализации данных направлений может стать выполнение проектных зданий и рубежное тестирование, с целью контроля формирования общих и профессиональных компетенций.
Формирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося требует от преподавателя большой подготовительной работы, которая заключается в следующем:
определение компетенций, которые должны быть сформированы при изучении данного курса;
подбор теоретического материала и составление проектных заданий, нацеленных на формирование необходимых компетенций;
определение точек рубежного контроля в процессе выполнения проектных заданий и составление комплектов тестовых заданий для этих точек;
выбор обучающимися проектных заданий в рамках каждого учебного модуля (темы) с целью формирования индивидуального образовательного маршрута с учетом временных рамок, определенных индивидуальным учебным планом;
мониторинг выполнения проектных заданий, необходимое консультирование;
рубежный и итоговый контроль.
Для построения эффективного индивидуального образовательного маршрута необходимо качественное ресурсное обеспечение. К ресурсному обеспечению относится:
пакет учебно-методических материалов образовательной программы, в который входят учебно-методические комплекты по каждой дисциплине;
рабочий учебный план специальности/профессии и построенный на его основе индивидуальный учебный план;
формы контроля и материалы к ним, а также методика определения успешности реализации обучения по индивидуальному учебному плану (требования, показатели);
правила организации учебного процесса;
техническая возможность дистанционного консультирования и контроля.
Качественное ресурсное обеспечение обучения по индивидуальному учебному плану позволяет запускать процесс формирования индивидуального образовательного маршрута с любой временной точки. Это условие является необходимым, так как у обучающихся есть право на реализацию индивидуальных образовательных потребностей и необходимость обучения по индивидуальному учебному плану в силу объективных уважительных причин может возникнуть не только в начале семестра.
Исходя из уже имеющегося опыта работы колледжа в направлении реализации обучения по индивидуальным планам, можно определить необходимый минимум дидактического обеспечения. В него входит теоретический материал, разбитый на учебные модули в рамках конкретной темы дисциплины, практические задания, оформленные в виде проектного задания, охватывающего один или несколько учебных модулей и задания тестового контроля. Все эти материалы желательно иметь в электронном виде. Например, теоретический материал лучше воспринимается, если он подготовлен в форме видео-слайд лекций. Они представляют собой запись закадрового голоса лектора (или диктора), сопровождаемую показом набора слайдов (15-20 на одну лекцию). Специально подготовленные и анимированные слайды дают текстовое и графическое сопровождение лекции.
Видео-слайд лекции должны отвечать следующим дидактическим требованиям.
1. Во вводной части видео-слайд лекции должны быть поставлены цель и задачи изучения дисциплины (раздела), показаны ее связи с другими дисциплинами профессиональной подготовки, отмечены особенности изучаемого предмета (раздела2. Для лучшего усвоения материала видео-слайд лекция должна быть разбита на отдельные части длительностью 10-20 минут. Эти части разрабатываются как дополнение к имеющимся печатным учебным пособиям и не должны быть простым озвучиванием бумажного варианта.
3. При создании видео-слайд лекции используется как естественный, разговорный язык общения, так и условный язык графических изображений и математических, химических, логических формул и выражений.
4. Представление учебного материала не должно быть равномерным, монотонным. Как правило, в пределах одной темы можно выделять несколько акцентов, привлекающих внимание зрителя.
5. В видео-слайд лекцию с соблюдением авторских прав и принятого порядка цитирования и ссылок можно включить кино- и видеосъемки различных опытов, съемки современных технологических процессов на реальных производственных предприятиях, материалы, доступные по сети Интернет; демонстрационные модели физических, химических, технологических и других процессов; фотографии, иллюстрации, графики и другие материалы из научных статей, периодических изданий.6. В аннотации, прилагаемой к видео-слайд лекции для обучающихся, должны быть даны ответы на следующие вопросы:
для кого предназначено пособие? Какова структура пособия в целом?
с чего начать работу с пособием? Что потребуется сделать в течение занятия?
методические советы и указания по работе. (Завести ли тетрадь? Конспектировать? Сколько раз просмотреть и (или) через какие интервалы вновь обратиться к пособию? На что обратить особое внимание? и т.д.)Проектные задания содержат в себе проблему, требующую решения и формулируют одну или несколько задач. Данная задача должна быть привлекательна своей формулировкой и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Проектные задания создаются по самым разным областям профессиональной деятельности, благодаря чему исследователи знакомятся с профессиональными проблемами, а так же приобретают навыки решения актуальных проблем в области профессиональной деятельности. Например, для строительных специальностей проектные задания по математике включают в себя различные расчеты устойчивости конструкций, использование стереометрических моделей и т.п.
Тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний обучающихся и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут позволяет обучающемуся реализовать индивидуальные образовательные потребности, способствует дифференциации процесса обучения, но в то же время требует от обучающегося более самостоятельного, ответственного отношения к получению профессионального образования. Не секрет, что обучающимся трудно самостоятельно распределить свое время рационально, чаще всего возникает ситуация аврала, когда нужно все и сразу сдать. В рациональном распределении времени необходима помощь преподавателя и тщательное составление графика выполнения работ. И не смотря на трудности, формирование индивидуальных образовательных маршрутов является очень перспективным, так как позволяет обучающемуся не только получить некоторый объем знаний, но и учит добывать эти знания самостоятельно, а потом и применять их на практике, что, в конечном счете, и является главной целью образовательного процесса.