Формы и методы формирования здорового образа жизни у детей в процессе физического воспитания
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Шолоховский Центр внешкольной работы
Методическая разработка воспитательного мероприятия
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
72961558420
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Тодавчич Игорь Владимирович
Резкое ухудшение состояния здоровья детей младшего школьного возраста в России стало общепризнанным фактом. Медицине и образованию не удается адекватно реагировать на эти перемены. В связи с этим особую актуальность приобретает профилактическое направление работы — формирование здорового образа жизни через физическое воспитание, а система образования остается тем временем единым доступным каналом, через который дозволено воздействовать не только на ребенка, но и на его окружение.
Существует несколько определений понятия ЗОЖ. Зачастую упоминаются различные характеристики ЗОЖ, например, Воскресенский Б.А. считает, что ЗОЖ содержит:
нравственно-гигиеническое воспитание,
правильно организованный физиологически оптимальный труд, физкультуру,
психогигиену,
закаливание,
продуманную организацию досуга,
активный двигательный режим,
экологическое воспитание
и отказ от вредных привычек . Формирование стандартов здорового образа жизни, привычка заниматься спортом формируется у человека в раннем возрасте, в детстве, и это накладывает особую ответственность на систему образования.
Д. В. Ливанов, министр образования и науки РФ считает, что в настоящее время проблема здоровья приобретает особое значение. Несмотря на достижения современной цивилизации, во всех, даже экономически развитых, странах растут заболеваемость и смертность.
К числу основных негативных влияний современной цивилизации на здоровье человека, можно отнести следующее:
– снижение биологически обусловленного режима двигательной активности при одновременном росте психоэмоциональных нагрузок;
– несбалансированное по составу и избыточное по калорийности питание;
– загрязнение окружающей среды;
– вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания и т. п.);
– нарушение режима учебы, труда и личной жизни.
Формирование здорового образа жизни становится доминирующим направлением при совершенствовании системы охраны здоровья детей и подростков. В Шолоховском Центре внешкольной работе (далее Центр) уделяется огромное внимание здоровому образу жизни, дополнительной занятости детей и подростков. Здесь давно функционируют и плодотворно работают опытные педагоги физкультурно-спортиного направления.
Физическое воспитание детей и подростков в Центре представляет систему, включающую дополнительное образование:
гигиеническая гимнастика,
физкультминутки,
спортивные и массовые праздники,
дни здоровья,
воспитательная работа и внеклассные занятия.
Также в эту систему входят формы работы:
физкультурно-спортивные занятия,
спортивная тренировка,
индивидуальные занятия,
массовые занятия,
семейные и групповые занятия.
Школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность, а также осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности .Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей знаний, навыков, взаимоотношений с социальной средой, а также элементов творческой деятельности, которые помогут им быстрее приспособиться и выжить в сложившихся условиях, сохранив и укрепив свое здоровье, а также сделать более здоровым свое окружение.
Физическое воспитание — вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека.
Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Формы занятий физкультурой и спортом в нашей стране очень многообразны. Формами обязательных занятий являются уроки физической культуры по государственным программам учебных заведений, уроки (занятия) в спортивных школах. Занятия в Центре физкультурно-спортивного направлении по месту жительства - самостоятельные, спортивные состязания, утренняя и производственная гимнастика, туристские походы считаются свободными.
Очень важно так проводить занятия, чтобы они приносили наибольшую пользу. Как бы ни были разными формы занятий физическими упражнениями, возводятся они идентично: имеют предварительную, основную и завершающую части.
Одной из важных форм организации занятий в Центре физкультурно-спортивного направления является:
организация учебных занятий,
спортивно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ с активно принимающими участие воспитанников, а также родителей.
Это могут быть:
различные конкурсы,
викторины,
спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья», «День здоровья», «Малые олимпийские игры» и многие другие. Занятия в Центре физкультурно-спортивного направлении составлены так, чтобы укрепить здоровье и сформировать желание стать в будущем спортсменом. В спортивных детских объединениях Центра занятия имеют цель на оздоровление занимающихся, увеличение спортивного профессионализма разнородны и проводятся в форме: Тренировочные занятия.
Товарищеские встречи.
Выполнение нормативов.
Тестирование и мониторинг здоровья.
Просмотр записей матчей с дальнейшим обсуждением.
Проверка теоретических знании, а также в совершенствовании техники игры в волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол.
Соревнования между группами.
Промежуточная аттестация.
Тестирование и мониторинг здоровья.
Индивидуальная отработка.
Итоговая аттестация.
Форма обычного занятия.
Сдачи нормативов турнира, соревнования.
Соревнования дворовых коллективов,
Туристские походы.
Физкультминутку организовывают в особенности с младшими школьниками. Она длится всего 2-5 минут и помогает переключить внимание, отдохнуть.
В последнее время в Центре физкультурно-спортивного направления наиболее обширное распространение получают самостоятельные занятия. Для их эффективного проведения необходимо сначала проверить состояние здоровья, ознакомиться с методическими пособиями. Занятия ЗОЖ воспитывают и физически развивают ребёнка, а также укрепляют здоровье и волю, вырабатывают силу, мужество, выносливость, помогают изучить массу разнообразнейших движений, обучают обладать своим телом.
В Центре физкультурно-спортивного направления на занятиях применяются традиционные дидактические методы:
словесные;
наглядные;
практические.
1. В словесных методах часто используются:
Объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов;
Пояснения и комментарии при выполнении учащимися отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей. Главное требование: конкретность и точность пояснений. При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.
Рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации учащимся на освоение данного материала:
-для повышения активности деятельности учащихся на занятиях применяются:
-команды: для перестроений и построений, движений по залу.
-указания (методические и организационные)
-подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.
Чтобы повысить эмоциональность занятий при проведении разминки используется музыкальное сопровождение.
2. Наглядные методы даются с использованием непосредственного и опосредованного показа.
Кроме выполнения упражнений педагогом применяется показ наглядных пособий: карточек, кинограмм, DVD, и видео материалов.
Показ на занятиях играет особую роль, особенно для детей младшего школьного возраста, так как они запоминают не то, что слышат, а то, что видят, поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Показ педагога часто сопровождается словесными комментариями.
3. Очень большая и важная группа методов — это практическое выполнение упражнений.
Сколько бы учащийся не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание.
4.К практическим методам относятся:
соревнование, игра,
упражнение.
Таким образом, в работе, направленной на формирование ЗОЖ у учащихся Центра, все методы работы с детьми важны для освоения знаний о здоровом образе жизни.
Эффективность формирования ЗОЖ в значимой степени будет зависеть от разнообразия методов, которые педагог дополнительного образования Центра физкультурно-спортивного направления использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей воспитанников детских объединений при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.
Здоровый образ жизни соединяет всё, что способствует успешному выполнению игровой, учебной, общественных и бытовых функций, трудовой деятельности, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности воспитанников детских объединений Центра физкультурно-спортивного направления.
-289560160020
Список литературы:
1.Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя. М: Просвещение, 2005. — 192 с.
2.Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 381 с.
3.Воскресенский В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков. М.: Знание, 1987. — 128 с.
4.Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
5.Здоровый я — здоровая страна / сост. Л.Н. Воронецкая, Е.А. Попок. Минск: Красико-Принт, 2008. — 128 с.
6.О физической культуре и спорте: федер. закон Рос. Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ: принят Гос. Думой 16 ноября 2007 г.: одобр. Советом Федерации 23 ноября 2007 г. // Рос. газ. 2007. 8 декабря.
7.Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. колледжей. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008. — 474 с.
8.Главатских Е. Б. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).