Баранова Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Россия, Самарская обл., г. Самара,
МБОУ СОШ №70
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность.
Бернард Шоу
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Особенно эта проблема актуальна для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью. Кроме того качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Школа не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творческой деятельности учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. На уроках и во внеурочной деятельности основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. На сегодняшний день в этом направлении в моей работе имеется положительный опыт: ежегодно мои учащиеся осуществляют разработку индивидуальных и коллективных проектов, дети становятся победителями не только школьных, но и городских научно-практических конференций. Практическая направленность уроков, занятий позволяет создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать. Все инновационные технологии должны иметь одно неоспоримое качество – своеобразный сертификат безопасности для здоровья, поэтому я всегда стараюсь учитывать здоровьесберегающие технологии в организации проектной деятельности, а именно: соблюдать частую смену видов деятельности, проводить физкультминутки, помнить о доброжелательном настрое и партнёрской атмосфере на уроках, дозировать учебную нагрузку и объём домашних заданий. Но самая здоровьесберегающая технология – это такая, когда учитель, уважая себя, обязательно уважает своего ученика. Когда учитель, прежде всего, требователен к себе, когда он любит то, чем занимается сам и умеет увлечь этим школьников, хорошо понимая при этом, что он никогда не научит знаниям всех детей одинаково.
Разные дети, разные способности, и порой кому-то не преодолеть эту планку трудности, определённую учителем для большинства учеников. Здесь должен сработать индивидуальный подход в обучении, позволивший каждому на уровне своих способностей использовать свои возможности для получения знаний и оценки. А проектная деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, учит формировать адекватную самооценку. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Подбирая определённый тип проекта, учитель, может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у ребенка, таким образом, необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности. Ученические проекты по здоровому образу жизни – дидактическое средство активизации здоровьесберегающей деятельности, формирование личностных качеств. В ходе работы над проектом ученик обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья и обучается принципам сохранения здоровья.
Учебных проектов, реализуемых в учебном году в начальной школе, не может быть много. Я практикую использование трех видов проектов: учебные проекты, цель которых решение практических задач; социальные (информационные) проекты, цель которых сбор информации о каком-либо объекте или явлении; исследовательские проекты, цель которых доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Многообразие типов проектов даёт возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания младших школьников в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять универсальные знания и умения, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды учебной и внеурочной работы.
Так, учебным проектом во втором классе стал «Режим дня», проектным продуктом которого стало составление собственного режима дня, а практическая деятельность была в учебно-предметной области окружающего мира.
«Витаминный рай» - следующий учебный проект, проектным продуктом которого стало составление инструкции о приеме витаминов, составление книги витаминных продуктов, приготовление различных овощных и фруктовых салатов и их дегустация на празднике. Основная цель данного проекта – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Социальным проектом во втором классе стал проект «Мы – за здоровый образ жизни», проектным продуктом которого стали результаты анкет, проведенных в классе, обобщение мнений о здоровом образе жизни и праздник «Чистота – залог здоровья». Проект «Курение или здоровье? Я выбираю здоровье» Плотниковой Ольги был отмечен Дипломом I степени, проект «Цветотерапия» Аношина Дмитрия был отмечен Дипломом III степени на конференции «Физическая культура и спорт» в 2011году, проект «Полезные превращения молока» Аношина Дмитрия был отмечен Дипломом I степени на конференции «Физическая культура и спорт» в 2012 году. За участие в городском конкурсе «Поколение NEXT выбирает» Чайковская Алина получила Диплом лауреата III степени в 2012 году.
В третьем классе был подготовлен классный час «Быть здоровым – это здорово», проектным продуктом которого стал коллективный выпуск газеты «Быть здоровым – это модно» и составление викторины о здоровом образе жизни.
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. На этом этапе (в 1 классе) рекомендуется применять игры - тренинги – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий: развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы. С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Второй этап – второй класс начальной школы. При решении учащимися учебно-исследовательских задач увеличивается количество выполняемых операций и усложняется деятельность от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной.
Третий этап соответствует 3-4 классам начальной школы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий. В 3-4 классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.
К работе над проектом часто привлекаю родителей. Опросы, проведенные среди родителей, свидетельствуют о том, что им нравится такая деятельность, и они начинают активно поддерживать детей в их начинаниях.
Итак, основной вопрос – формирование культуры здорового и безопасного образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Я считаю, что исследовательская деятельность школьников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. Реализация метода проектов позволяет мне повысить у школьников мотивацию учения, помогает реализовывать проблемное обучение, развивает у школьников познавательные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. Дифференцированный подход к обучению младших школьников способствует выявлению и максимальному развитию ключевых компетентностей учащихся. Кроме того, у ребёнка формируется нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым. Он начинает осознавать, что каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать ребенка на ведение здорового образа жизни, нужно было заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, использовать положительные примеры из окружающего мира, личный пример родителей. В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.- Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Литература
1.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Издательский дом Федоров. Учебная литература 2.Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.: ВАКО, 2007. 3.Захарова Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград: 2007.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Москва.: ВАКО, 2007.
5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара:
Учебная литература, 2005.
6.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М: 2000.
7.Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 3 класс. Внеклассные мероприятия. 4 класс. Внеклассные мероприятия. 2 класс. М.: ВАКО, 2007, 2008. 9.http://rudocs.exdat.com/docs/index-249669.html Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
15