Доклад на тему Выявление и развитие детской одаренности средствами предметных областей
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Работа с одарёнными детьми на уроке
В каждом ребёнке – солнце,
только дайте ему светить…
Шалва АмонашвилиРешая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, дающим возможность углубиться в учёбную тему или откорректировать в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.
В современной педагогике уже давно поднимается вопрос о необходимости усиления степени автономности способных учащихся. Таким детям крайне важно учиться определять и планировать свою учебную деятельность. Однако на уровне существующих учебных программ и традиционно практикуемых форм обучения вариативность еще не стала реальностью. В этих условиях несомненный интерес представляет работа по индивидуальным образовательным программам (ИОП), так как школьники в этом случае получают реальную возможность выбрать индивидуальный путь обучения.
Я исхожу из того, что индивидуальная образовательная траектория в изучении учебного предмета может быть представлена в виде индивидуальной образовательной программы для одаренных детей, которая призвана- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбираемых учащимися;
- обеспечивать самостоятельность в учении;
- развивать методы и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
- поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов, форм;
- способствовать развитию самопознания и самопонимания, осознанию своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей других людей;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.
Основное достоинство этой формы обучения одарённых детей в том, что она даёт возможность
1.Построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка.
2. Увеличить темп изучения учебного материала.
3. Обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма.
4. Повысить интенсивность обучения.
Индивидуальная образовательная программа может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, освоение одного учебного модуля, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочными (связанные с подготовкой к экзаменам или создание УИР).
Вне зависимости от этого этапы проектирования индивидуальной образовательной программы ученика таковы:
1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования.
2-й этап– постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности.
3-й этап– экспертиза ИОП ученика, ее презентация автором.
4-й этап– реализация индивидуальной образовательной программы и подведение итогов работы. Результатом реализации индивидуальной образовательной программы может быть доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, контрольная работа, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции.
Нацеливание самого ученика на результат — главное при выполнении индивидуальной программы. А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль, помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий, в умении составлять алгоритм собственных действий, в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном, что потребует от ученика усвоения знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка.
Главное для учителя — помочь ученику одержать победу над самим собой. А индивидуально-образовательная программа — реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане.
Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором успешности ребёнка в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, нужно следует остановиться на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения и воспитания. Я использую те их них, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны.
1. Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»
2. Проектный метод обучения
3. Разноуровневое обучение
4. Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
5. Исследовательские методы обучения
6. Технология «Дебаты»
7. Технология проблемного обучения
8. Система инновационной оценки «портфолио»
9. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
10. Технология модульного обучения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МКОУ Джогинская СОШ
Доклад на тему
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Исаева Ольга Юрьевна
с. Джогино, декабрь 2013 г.