Выявление одаренности у учащихся в процессе школьного обучения 
Выявление одаренности у учащихся в процессе школьного обучения
             В условиях массового обучения, недостаточного внимания к индивидуальности ребенка одаренные дети могли рассчитывать на эпизодическое внимание со стороны учителя. В то же время необходимо отметить пристальность внимания к проблеме детской одаренности.
В связи с осознанием необходимости дифференцированного подхода к обучению различных по психолого – педагогическим характеристикам детей учителя обратили свое внимание на практическую сторону с одаренными детьми : на способы выявления одаренных детей, методы и методики их обучения и воспитания.
             Современные исследователи проблемы одаренности различают интеллектуальную и творческую одаренность, связывая ее с особенностями познавательных потребностей. Одна из важнейших задач изучения проблем одаренности и применение результатов исследований – выявление одаренных детей в классе.
             Большинство учителей не ставят своей целью выявление одаренных детей, скорее они признают факт наличия  их в классе, если таковые есть.  На одаренного ребенка учитель обращает пристальное внимание в том случае, если его одаренность  проявляется  в условиях изучения конкретного учебного предмета, если ученик проявляет интерес к этому предмету, например к химии. Учитель в условиях массового обучения не имеет возможности организовать индивидуальное обучение одаренного ребенка. В классе, где есть такие учащиеся им интересно работать,  это стимулирует их при подготовке к урокам, влияет на интеллектуальный фон класса.; в некоторых случаях учителя подбирают специальные задания для одаренных детей, особенно на этапе контроля знаний и умений.
              Учителя химии отмечают, что одаренные дети быстро усваивают химический язык, химическую символику, теоретические положения, у них развито пространственное воображение, способность к мысленному экспериментированию и оперированию химическими формулами. Они отмечают, что одаренные дети даже на начальных этапах изучения химии при небольшом объеме знаний стремятся привести нестандартные примеры, высказывают неожиданные суждения и умозаключения, характерными для них являются опора на межпредметные связи и стремление к прогнозированию протекания химических процессов.
             Среди одаренных детей встречаются и такие, которых считают « трудными « детьми.» Трудность» их заключается в стремлении поступать и делать выбор самостоятельно, избегая опеки, наставлений и нравоучений. Нередко у них обострено чувство самосознания и собственного достоинства – это проявляется и у младших учащихся, и в среднем школьном возрасте, и у старшеклассников. Не следует стремиться переломить  эту «трудность» педагогическим авторитаризмом, гораздо лучше найти общий язык с ним через сотрудничество, это относится к общению и с другими учащимися.
             Изучая одаренных детей, учитель имеет возможность убедиться и в том, что у них совмещаются противоположные  качества ума: быстрота и неторопливость, осторожность и смелость. Во всех случаях проявляется высокая степень умственных качеств, которые проявляются в различных областях деятельности: научной, художественной, изобретательской.                Задача школы – настойчиво искать и выявлять таких детей, помогая им в самопознании, развитии, самовоспитании,  поощрять детское творчество, привлекать внимание родителей к феномену одаренности, вырабатывать гуманную стратегию по отношению к обучению и воспитанию одаренных детей.
            Для определения достаточно надежных данных для осуществления дифференцированного подхода к учащимся можно воспользоваться данной анкетой.
              Анкета для определения познавательной потребности:
1.Как часто ученик подолгу занимается какой – либо умственной работой(1,5 -1 ч )
    Ответы:     часто,   иногда,   очень редко
2.Что предпочитает ребенок , когда задан вопрос на «сообразительность»: помучиться самому, но ответ найти, когда как, получить готовый ответ от других
3. Много ли читает дополнительной литературы?
(Постоянно много, неровно –иногда много, иногда ничего не читает, мало и совсем ничего не читает)
4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
(Очень эмоционально, когда как,  эмоции ярко не выражены)
5. Часто ли ребенок задает вопросы
(часто,  иногда, очень редко)
Следующая анкета для старшеклассников:
1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей  профессии
(Связаны очень тесно, но мало сопровождаются деятельностью, никак не связаны)
2. Обращается ли ученик к серьезным  источникам: пользуется научной, а не только научно –популярной литературой, работает со словарем?
(Постоянно, иногда, очень редко)
3. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, а требует кропотливой работы в течение многих дней и месяцев?
(Большинство занятий подчинено этому принципу, ставит такие задачи, но редко выполняет, не ставит долговременных задач)
4. В какой мере , занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу, например , длительные вычисления при решении задач?
(Делает всегда, сколько нужно, делает периодически, не любит  выполнять неинтересную для него работу)
5. Способен ли при необходимости заниматься интеллектуальной деятельностью продолжительное время, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?
(Всегда, когда это нужно, только изредка, не способен)
15