Программа развития интеллектуальной одаренности детей младшего школьного возраста (7-8 лет)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МАКЕЕВСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №47
Программа развития
интеллектуальной одаренности
детей младшего школьного возраста
(7-8 лет)
Разработчик:
Гелюх И.К. – педагог дополнительного образования Макеевской муниципальной школы I-III ступеней №47
г. Макеевка, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………….3
Научно-теоретическое обоснование интеллектуальной одаренности………………………………………………………………………..6
Примерный тематический план по развитию интеллектуальной одаренности младших школьников……………………………………………...9
Ожидаемые результаты и способы их проверки………………………..11
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
Существует особая группа детей, качественно отличающихся от сверстников – одаренные дети.
Современное состояние системы образования в Донецкой Народной Республике характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию их личности. Это объясняется, во-первых, значимостью одаренности для развития личности, во – вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах деятельности.
В числе разнообразных видов одаренности, которые могут проявляться уже в детстве – интеллектуальная одаренность.
Для детей с интеллектуальной одаренностью характерны следующие показатели:
высоко развитая любознательность, пытливость, склонность, к активной исследовательской деятельности;
раннее проявление умения классифицировать предметы и явления, обнаруживать причинно-следственные связи, использовать ранее усвоенные знания, сформированные умения и навыки в нестандартных условиях;
хорошо развитая речь, хорошая память;
оригинальность суждений;
высокая обучаемость.
Для того, чтобы вышеперечисленные показатели одаренности постоянно развивались и обеспечивали высокие результаты в различных видах детской деятельности требуется постоянное целенаправленное внимание педагогов к этим детям.
Предлагаемая программа развития интеллектуальной одаренности детей младшего школьного возраста (7-8 лет) является дополнительной образовательной общеразвивающей программой.
Цель программы: выявление и поддержка детей, проявляющих значительные интеллектуальные способности, а также удовлетворение их потребности в интеллектуальном развитии, соответствующим уровню их индивидуальных особенностей.
Задачи программы:
развитие диалектичности, ассоциативности, системности мышления, через игру;
развитие восприятий, воображения, понятий через игру;
развитие способности релаксировать через игру;
развитие коммуникативных навыков через организацию общения детей.
При структурировании учебного материала Программы был учтён принцип концентричности. Благодаря такой структуре одно и тоже содержание занятия повторяется многократно с учётом реальных достижений детей на предыдущих занятиях. При таком способе структурирования материала содержания всех занятий в программе не определяется, а является результатом творческой деятельности педагога.
Опираясь на результаты диагностику и зная методику проведения занятий, педагог самостоятельно разрабатывает содержание занятий, включая в него дидактические и подвижные игры, решение проблемных ситуаций, изобразительную и другие виды продуктивной деятельности, придумывание сказок, загадок.
Рекомендуемые формы проведения занятий:
занятия путешествия;
занятия по мотивам художественных произведений;
занятия соревнования (КВН, конкурсы);
занятие-поиск;
занятие-исследование;
творческая мастерская;
По результатам обучения на итоговых занятиях могут быть конкурсы, соревнования, турниры, интеллектуальные марафоны, фестивали и другие формы работы.
Программа будет реализовываться в 3 этапа:
диагностический. Цель: выявление исходного уровня развития интеллектуальных способностей детей;
развивающий. Цель: развитие интеллектуальных способностей детей на специально организованных занятиях;
заключительный. Цель: выявление результативности развивающих занятий.
Содержание программы реализуется на протяжении 48 занятий, которые проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятий до двух часа. Количество детей в подгруппе – 5-10.
При организации занятий следует придерживаться следующих принципов:
принцип системности;
принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
принцип активности и самостоятельности детей.
Необходимым условием для достижения положительного результата проведения занятий является взаимосвязь между педагогом, проводящим специальные занятия, учителями начальных классов, родители.

2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Интеллектуальная одаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье — «умники» и «умницы», а в школе — отличники, но среди них есть такие, которые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим.
Интеллектуальная одаренность (по М. А. Холодной) — состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т. д.Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Интеллект - относительно устойчивая структура способностей, обеспечивающих переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку.
Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим — нет.
Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени — сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.
Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».
Успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.
Что же касается психологических исследований интеллектуальной одаренности, то, как всегда, вопрос упирается в многозначность этого термина и соответственно в существование разных критериев, на основе которых тот или иной человек идентифицируется как «интеллектуально одаренный».
На данный момент можно выделить как минимум шесть типов интеллектуального поведения, которые в рамках разных исследовательских подходов соотносятся с проявлением интеллектуальной одаренности:
1) лица с высоким уровнем развития "общего интеллекта", имеющие показатели IQ > 135-140 единиц; выявляются с помощью психометрических тестов интеллекта ("сообразительные"); 
2) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; выявляются с использованием критериально-ориентированных тестов ("блестящие ученики");
3) лица с высоким уровнем развития дивергентных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей; выявляются на основе тестов креативности ("креативы");
4) лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных конкретных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей предметной области ("компетентные");
5) лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в некоторых реальных, объективно новых, в той или иной мере общепризнанных формах ("талантливые"); 
6) лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей ("мудрые"). 
Традиционные подходы в диагностике интеллектуальной одаренности отчетливо продемонстрировали то обстоятельство, что ни высокий уровень IQ, ни высокий уровень учебных достижений, ни высокий уровень креативности - каждый сам по себе - не может быть индикатором интеллектуальной одаренности.
Понимание данного обстоятельства привело к появлению комплексных теорий интеллектуальной одаренности. Ярким примером является концепция одаренности Дж. Рензулли, который выделяет три "составные части" одаренности:
1) интеллектуальные способности выше среднего уровня, в том числе общие способности (вербальные, пространственные, цифровые, абстрактно-логические и т.д.) и специальные способности (возможности усвоения знаний и навыков в конкретных предметных областях - химии, математике, балете и т.д.);
2) креативность (гибкость и оригинальность мышления, восприимчивость ко всему новому, готовность к риску и т.п.);
3) высокая мотивационная включенность в задачу (значительный уровень интереса, энтузиазма, настойчивости и терпения в решении тех или иных проблем, выносливость в работе и т.д.).
Интеллектуальная одаренность, говоря условно, - это "место пересечения" трех указанных факторов. 
Принципы обучения интеллектуально одаренных детей: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учета возрастных особенностей.
Стратегии обучения: ускорение обучения, углубление обучения, проблематизация обучения.
2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (7-8 ЛЕТ)
№п/п Направление работы Содержание работы Количество часов Ответственные
-1- -2- -3- -4- -5-
1. Диагностика уровня развития высших психических функций, интеллектуальных способностей детей Создание банка данных детей группы (анкетно-биографические сведения, психодиагностическое обследование, тестирование детей, диагностическая работа во время проведения дидактических и подвижных игр.1 Психолог,
Педагог дополнительного образования
2. Диагностика уровня развития у детей творческих способностей Психодиагностическое обследование, тестирование детей, диагностическая работа во время проведения дидактических игр, заданий по придумыванию новых вариантов сказок, загадок, изобразительной деятельности. 1 Психолог,
Педагог дополнительного образования
3. Диагностика уровня развития коммуникативных навыков Психодиагностическое обследование, тестирование детей, решение жизненных ситуаций, анализ поведения детей в процессе выполнения заданий в парах, малых группах, в подвижных играх. 1 Психолог,
Педагог дополнительного образования
4. Развитие диалектичности мышления Использование дидактических игр: «Хорошо – плохо», игра – продолжение «Что было бы – если…), какими предметами можно заменить необходимые игрушки (для игры в больницу, семью, библиотеку и др.), игра «Диспут».Использование логических упражнений («Размести иллюстрации по порядку», «Найди лишнее», «Найди сходство, отличие», «Это хорошо, потому что…», «Цепочка хороших следствий»2
(количество часов определяет педагог по результатам выполнения заданий детьми) Педагог дополнительного образования
5. Развитие ассоциативного мышления Использование дидактических игр: «Что на что похоже», Волшебные кляксы», «Слова ассоциации», «Разгадывание друдлов», «Необычные ассоциации», «Составление ментальных карт», «Составление цепочки ассоциаций», «Поиск недостающих ассоциаций», «Игра-перевоплощение», «Сюрреалистическая игра»
2 Педагог дополнительного образования
6. Развитие системности мышления Использование дидактических игр «Теремок», «Собери фигурки», «Нелепицы», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Что посередине?». 2 Педагог дополнительного образования
7. Развитие интеллектуальных способностей Использование дидактических игр: «Перевертыши», Угадай, что придумали взрослые», Игра «Чемодан», «Ребусы», «Игра в города», 2 Педагог дополнительного образования
8. Развитие воображения и релаксации Использование упражнений: «Что мы представляем, когда слушаем музыку», «Отдохнем», «Мысленные картинки», «Новое назначение предмета» , «Несуществующее животное», «Нарисуй настроение», «Отгадывание теней», «Гений фантастики», «Пришелец», «Мюнхгаузен», «Так не бывает!», «Смеяться запрещено», «Прикосновение», «Солдат и тряпичная кукла». 2 Педагог дополнительного образования
9. Развитие восприятия и памяти Использование упражнений: «Назови предметы, похожие на геометрические фигуры», «Дорисуй», «Нарисуй по образцу», Игра «Измеряем на глазок», Игра «Развиваем глазомер», Игра «Угадай голоса», Игра «Угадай мелодию», Игра «Развиваем чувство времени», «10 слов», «Запомни пары слов», «Запомни и нарисуй», Игра «Снежный ком».2 Педагог дополнительного образования
10. Развитие коммуникативных навыков Использование упражнений: «Расскажи о своем товарище», «Вежливые слова», «Кто здесь кто?», игры – ситуации, «Менялки», «Мост дружбы», «Комплемент», «Лесные братья», «Волшебные водоросли», «Пресс-конференция», «На балу у короля», «Позвони другу», «Сиамские близнецы»,  Войди в круг — выйди из круга, «Тропинка».2 Педагог дополнительного образования
11. Проведение мероприятий, направленных на обобщение и систематизацию полученных умений и навыков Познавательно- развлекательное мероприятие «Умники и умницы»;
Интеллектуальная игра «Самый умный»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Интеллектуально-творческий аукцион «Аукцион шуток и загадок»;
КВН;
Интеллектуальная игра « Элитный клуб знатоков»;
Интеллектуальное казино. Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май Культорганизатор,
Педагог дополнительного образования
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Ожидаемые результаты – увеличение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
Благодаря реализации данной программы у детей младшего школьного возраста (7-8 лет) будут более развиты: диалектичность, ассоциативность, системность мышления, восприятие, воображение, внимание, память, коммуникативные навыки.Проверка полученных умений и навыков будет осуществляться при проведении познавательных мероприятий, интеллектуальных игр, викторин, блиц – опросов.