ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ. ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ.

проблема способностей и одаренности. Выявление одаренных детей и особенности работы с ними.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Первоначальные представления о высоком коэффициенте интеллектуальности как единственном критерии выдающихся достижений в наши дни обоснованно подвергается сомнению. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.
Понимание сути одаренности исключительно важно. От этого зависит, кого и на основании каких критериев школа будет отбирать в специализированные школы, как будет обучать; зависит выбор методик, которыми психологи будут пользоваться для того, чтобы подтвердить предположения об одаренности ребенка.
Кроме понятия «одаренность», часто используются понятия «дар», «талант», «гений», «способность», «дети с особыми возможностями», или «дети с признаками одаренности» (Н. С. Лейтес). Все вышеприведенные понятия подразумевают различные подходы к одаренности, различные ее степени .
Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
В настоящее время существует более ста определений одаренности.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:
1) высокий интеллект – высокая креативность;
2) высокий интеллект – низкий уровень креативности;
3) низкий интеллект – высокая креативность;
4) низкий интеллект – низкий уровень креативности.
Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.
Определение одаренности ребенка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка.
На развитие одаренности и ее своеобразие влияет много факторов. К основным факторам (Мюнхенская многофакторная модель одаренности) относятся: личностные характеристики, характеристики окружения, мотивация достижения, ожидание успеха, готовность к напряжению, стремление к знаниям, критические события жизни, способность к преодолению стресса, ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности, успешный и неуспешный опыт, образование родителей, микроклимат в семье, микроклимат в классе и на уроке.
В отечественной и зарубежной литературе одаренность выступает как сложное, интегральное явление, включающее как интеллектуальные, так и личностные аспекты. Кроме того, явление одаренности это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Поэтому наиболее важными способностями и умениями, подлежащими развитию у одаренных детей, являются: познавательные способности и навыки; творческие способности; особенности эмоциональной сферы, среди которых указываются: представления о самом себе, доброжелательное отношение к людям, настойчивость в выполнении заданий, чувство юмора и др.
Дифференциация видов одаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение своеобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие: многообразие видов деятельности; вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики; степень сформированности одаренности; особенности возрастного развития; степень выраженности. Я остановлюсь подробнее на типах одаренности. Типология одаренности неоднозначна.

Попытаемся систематизировать типы одаренности в зависимости от классификационных признаков:
По многообразию видов деятельности: общая, специальная.
По особенностям возрастного развития: ускоренное развитие; развитие, согласно возрасту; замедленное развитие.
По степени сформированности: скрытая, наличная (явная).
По степени выраженности (по уровню): яркая (особая), средняя (высокая норма).
По уровню достижений (обучаемости): академическая одаренность.
По видам деятельности: интеллектуальная, академическая (к усвоению), художественная (в сфере искусства), творческая, психомоторная, социальная (лидеры-организаторы, эмоциональные лидеры), духовная одаренность.
Дети с общей одаренностью овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Более совершенные способы переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Специальная одаренность проявляется в ярко выраженной способности к какому-либо виду деятельности.
Важно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка и те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований далеко не всегда предопределяют высокие достижения в старшем возрасте. Вместе с тем их отсутствие в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети-«вундеркинды».
Одаренность ребенка может проявляться ярко или быть среднего уровня. Так, способности некоторых детей превышают средний уровень способностей их сверстников, но в незначительной мере. Их одаренность не всегда бросается в глаза. Однако и эти дети должны соответственно оцениваться учителями и психологами.
Интеллектуальную одаренность связывают с высокими показателями развития интеллекта. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию, преуспевают во многих областях знаний. Однако интеллект ограничивает верхний уровень достижений в любой деятельности, но не детерминирует ее результат. С ростом общего интеллекта растет и круг достижений.
Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Этот вид одаренности выявляется стандартными тестами достижений. Академически одаренные дети могут обладать обычным уровнем интеллекта и повышенными способностями по какому-то отдельному предмету или ко всем школьным наукам. Они хорошо усваивают материал, им легко
учиться. Особенности познавательной сферы академически одаренных детей таковы, что делают учение для них достаточно легким. Для академической одаренности особенно важны мотивационно-личностные ориентиры.
Разница между интеллектуально и академически одаренными детьми заключается в том, что интеллектуалы самостоятельны в мышлении критичны, обладают потребностью в понимании и осмыслении мира. А академическая одаренность более адаптативна: интеллект детей служит им для приспособления и соответствия требованиям среды.
Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре; актерские способности.
Говорить о творческой одаренности или творческом, продуктивном мышлении можно с нескольких позиций. Одни ученые считают, что всякая одаренность творческая, другие настаивают на существовании творческой одаренности как самостоятельного вида. Творческая одаренность .порождается способностью выдвигать новые идеи, изобретать.
Психомоторная одаренность связана со скоростью, точностью, ловкостью движений и координацией. Проявляется в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде.
Социальная одаренность рассматривается как сложное явление, которое определяет успешность в общении, развивается до 1718 лет. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими людьми.
Лидерство предполагает наличие таких черт как самоуважение, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие, чувство ответственности, гибкость в сочетании с настойчивостью. Можно выделить два типа лидерской одаренности. Первый тип это лидеры-организаторы. Они энергичные, занятые в различных общественных делах. Второй тип эмоциональные лидеры. Они открытые, с чувством юмора, привлекательные, терпимые и терпеливые, способны на длительные взаимоотношения с людьми.
Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. В настоящее время данный тип мало разработан.

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:
– у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
– работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
– необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов – поддержать их и помочь самореализоваться.
Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию, предупреждать конфликты, неврозы. При необходимости проводить психотерапевтическую и психокоррекционную работу как с детьми, так и с педагогами и родителями.
Работа с такими школьниками диктует определенные требования к личности педагога:
– желание работать нестандартно;
– поисковая активность, любознательность;
– знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
– готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, – одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований сделаны выводы: развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества, – создавать ситуации незавершенности, поднимать вопросы, использовать различные виды мышления, использовать оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения, обеспечивать атмосферу понимания, стимулировать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.
Уровень сотрудничества в учебной деятельности – актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.
Здесь уместна работа психолога по ознакомлению учителей с условиями, стимулирующими развитие творческого мышления детей.
В работе с одаренными детьми нужно использовать следующие концептуальные положения: опережающее обучение через стимуляцию индивидуально-исследовательского интереса, стимуляция группового творчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности.
Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся – проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Креативность возможна в любых видах творчества – технического, научного, художественного, при условии сформированности у ребенка самостоятельности выбора решения.
На уроках регулярно возникает вопрос о том, как занять отдельных учащихся, имеющих повышенный уровень способностей, увлеченных исследованиями в определенной области, обладающих наклонностями к самообразованию и самообучению.
Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметной недели, в конкурсах научно-исследовательских работ. Для реализации и развития способностей учащихся можно использовать дополнительную систему образования в форме клубов, студий, секций и т. п.

15