Тематический день День Конституции


Методическая разработка общешкольного тематического дня
«День Конституции»
Автор:
Бирючева Елена Андреевна
Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №25
Екатеринбург
2016

Пояснительная записка
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Без знания основ конституционного строя и принципов правого государства невозможно говорить о гражданско-патриотическом воспитании. От знания основного закона государства зависит понимание заложенных основ демократического общества. С помощью мероприятий, направленных на изучение основ конституционного строя у учащихся развиваются интересы, формируется достоинство личности. Помимо этого приходит осознание обязанностей, долга, ответственности гражданина перед обществом и государством.
Мероприятие проводится 4 декабря – День принятия Конституции Российской Федерации. Подготовка к мероприятию начинается за 2-3 недели до этого.
Тема мероприятия: Тематический день «День Конституции»
Цель мероприятия: создание условий для развития способностей осмысливать события и явления истории и действительности,а также становления многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
Задачи мероприятия:
Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей.
Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края
Формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
Активизация работы педагогического коллектива и семьи по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся
Формирование навыка поиска информации;
Развитие творческих идей и потенциала у учащихся.
Форма поредения мероприятия.
В мероприятии участвуют учащиеся 5-11 класса. «День Конституции» носит не только просветительский характер, но и соревновательный. За выполнение каждого задания на различных этапах класс получает баллы. Баллы суммируются и определяется победитель.
Мероприятие проводится в 4 этапа:
1 этап «Подготовительный»- учащихся знакомят с концепцией мероприятия, целями и задачами. Также происходит описание самого дня. На 3 этап формулируется задание для подготовки каждого класса к нему. Активное участие в подготовке должны принять и родители, которые помогают в поиске информации, составлению номеров на концерт и организации выступления.
2 этап «Интеллектуальная игра» - данная игра проводится на переменах. В начале дня учащиеся (по классам) получают маршрутные листы (см. Приложение) по которым они двигаются выполняя поставленные задания. Всего необходимо пройти 5 станций, задания которых направлены е только на контроль знаний статей Конституции, но еще и особенностей развитии России, а также ее современного политического развития.
Названия станций и задания, выполняемые на них:
1. «Области, края, округа» - обозначить на карте предоставленные субъекты Российской Федерации с их вкладом в развитие РФ.
2. «Народная мудрость» - продолжить пословицы и поговорки.
3. «Право имею» - решение проблемных ситуаций с правильной формулировкой нарушенного по Конституции права гражданина.
4. «Ода России» - из предложенных слов необходимо составить оду Российской Федерации.
5. «Известные политики и правители России» - на данной станции учащимся необходимо узнать известных политиков и правителей современности и в истории России, портреты которых расположены на дверях кабинетов. Необходимо написать не только кто этот человек, но и каков его вклад в истории России.
3 этап «Творческий» - проведение концерта «Горжусь тобой Россия». Концерт проводится в 14.00 после занятий. Классы заранее готовят номера патриотического содержания для выступления. Жюри выбирает лучшие номера и ставит баллы от 1-10 в соответствии с критериями выступления.
4 этап «Подведение итогов» - в конце дня организаторами подсчитываются баллы каждого класса за игру и концерт. Определяются победители, которые награждаются грамотами и благодарственными письмами. Также проводится мониторинг посредствам анкетирования о результатах достижения поставленных целей.
Условия проведения мероприятия.
В данном мероприятии задействована вся средняя школа. В начале дня в холле на ТВ показываются информационные и патриотические ролики про Конституцию и Россию. Классам-участникам раздаются маршрутные листы дл прохождения игры (см. Приложения).
На перемене участники выполняют задания, проходя станции по маршрутным листам.
Во второй половине дня проходит концерт (сценарий концерта смотреть в Приложении). Учащиеся заранее готовились к данному конце с помощью учителей и родителей. Целесообразно на концерт пригласить родителей.
Для проведения игры необходимы:
Маршрутные листы;
Листы с заданиями;
Портреты известных политиков и управленцев России;
Для проведения концерта необходимы:Проектор;
Экран;
Видео и презентации для заставок в промежуток между словами и во время слов ведущих;
Микрофоны и звуковая техника необходимая для концерта.
Наградные документы;
Листы оценивания для жюри.
Задания игры оценивались по 1 баллу за каждый правильный ответ на станции.
Концерт не оценивался, так как был мероприятием, закрывающим День.

Список литературы.
Конституция РФ. М.: 2013. – 40 с.
Конвенция “О правах ребёнка”. – М.: Издательство “Омега - Л”, 2014 г. – 19 с.
Конституционный строй России // Вопросы парламентского права.— М., 1995.
Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения.— М., 1997.
Мухаев Р.Т. Политология. М.: Изд-во "Приор", 2000. - 400 с.
Янковский-Максимов Н. Сквозь магический кристалл. – М.: Просвещение. 1975.
Машковцева Н.Г. История русского искусства.– М.: Искусство. 1960.
Королева С. Левитан. – М.: Директ-Медиа. 2009.
wikipedia.org

Приложение 1.
Пример маршрутного листа интеллектуальной игры «День Конституции»
Маршрутный лист 6__________ класса
В игре
«День Конституции»
Перемена на которой выполняется задание станции Станция Руководитель станции
Перемена после 2 урока 1. «Области, края, округа»
2. «Народная мудрость» 1. Шустова Анна Владимировна (36 каб.)
2. Горбунова Елена Петровна (35 каб.)
Перемена после 4 урока 1. «Право имею»
2. «Ода России» 1. Бирючева Елена Андреевна (36 каб.)
2. Попова Ольга Сергеевна (36 каб.)
Ответы на задание станции «Известные правители и политики»
Номер портрета Имя Фамилия и Отчество политика или руководителя страны
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Все ответы сдаются до 14.00 в 36 кабинет Бирючевой Е.А.

Приложение 2.
Варианты заданий на станциях
Станция
«Право имею…»
Напишите какое право или обязанность нарушили герои ситуации.
1. Гражданин Н. в драке нанёс смертельное ранение гражданину М.
Ответ:________________________________________________________
2. Мама Ивана постоянно просит его посидеть с младшей сестрой. При этом естественно школу Иван прогуливает. Какое право нарушает мама Ивана?
Ответ:________________________________________________________
3. Юной журналистке Анне главный редактор запретил печатать статью в газете, в которой критикуется современная власть.
Какое право нарушил редактор газеты?
Ответ:________________________________________________________
4. Маша переписывалась в социальной сети с подругой. В этой переписке она рассказывала о симпатии к однокласснику Мише. Ребята из класса на перемене взяли телефон Маши и прочитали данную переписку при всех.
Какое право нарушили ребята?
Ответ:________________________________________________________
5. На уроке истории шестикласснике разбирали тему «Появление мусульманства». В классе были представители данной религии. Но это не помешало Сереже высказаться не самым лучшим образом о них и их религии.
О нарушении какой свободы идет речь?
Ответ:________________________________________________________
6. Максиму исполнилось 18 лет. Из военкомата ему пришла повестка о прохождении медицинской комиссии и прохождении военной службы. Максим при этом в военкомат не идет и скрывается от представителей военного комиссариата.
От выполнения какой обязанности уклоняется Максим?
Ответ:________________________________________________________
7. Алина хотела подзаработать на новый телефон. Обучалась она уже в институте на 4 курсе. Нашла подработку по вечерам. Но мама Алины категорически запретила ей работать, сославшись на возможное снижение результатов учебы.
Какое право не позволяют реализовать Алине?
Ответ:________________________________________________________

Станция «Народная мудрость»
Продолжите пословицу.
Класс_________________
Сделал дело – __________________________________.
Без труда не вынешь ____________________________.
Щи да каша — _________________________________.
Яблоко от яблони _______________________________.
Рыбак рыбака __________________________________.
Не гордись званием, а ____________________________.
Хвалился, хвалился, да ___________________________.
Делу – время, ___________________________________.
Не имей сто рублей, а ____________________________.
Чужим умом ________________________________.
Старый друг лучше __________________________.
Назвался груздем – __________________________.
По платью встречают, ________________________.
Жизнь прожить – ____________________________.
Лодырь да бездельник – им праздник ___________.
Дело мастера _______________________________.
Береги платье снову, а _______________________.
Грамоте учиться ____________________________.
Старый конь борозды ________________________.
Рука руку моет, а ____________________________.

Приложение 3.
Портреты известных политиков (располагались на всей территории школы)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ответы :ПетрIЯрослав Мудрый
Владимир Мономах
Борис Ельцин
Сергей Шойгу
Рамзан Кадыров
Ирина Хакамада
Валентина Матвиенко
Александр II
Александр III
Владимир Путин
Сергей СобянинСергей Лавров
Петр Столыпин
Сергей Витте
Оценивание:
1 балл – команда назвала только ФИО представленной личности
2 балла – команда назвала и ФИО и роде деятельности, в возможно должность.

Приложение 4.
Сценарий концерта «Я горжусь тобой, Россия»
Выступление 5-6 классов.
Песня «Ты живи моя Россия»
Вед. Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня наша страна отмечает праздник День Конституции! Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
Вед. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
Вед. За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали – Россия.
На сцену приглашается ученица 10 класса Скорнякова Анастасия со своим классным руководителем Соколовой Анной Валерьевной.
Вед. Много чудесных стран на Земле, но Россия – необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.
Вед. Сейчас наша страна переживает тяжелое время. Ей, как никогда, необходимо почувствовать любовь и поддержку всего народа.
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”
Свое выступление нам покажет 6а класс.
Концерт продолжает 7б своим выступлением против войны
Вед. (в это время на экране через проектор как заставки показываются портрет людей и фотографии мест о которых идет речь) Россия может гордиться таким огромным количеством вещей, что перечислить их все будет очень трудно, но некоторые все-таки необходимо.
Во-первых, своей литературой и наукой, говоря вообще, культурой. Во второй половине 19-го века Россия дала столько великих писателей и ученых, композиторов и балетмейстеров, сколько не дала ни одна другая страна.
Во-вторых, своей историей. Россия - это Гагарин, это победа во 2-й мировой войне, победа над Наполеоном...
В-третьих, Россия имеет САМУЮ БОЛЬШУЮ ПЛОЩАДЬ территории в мире.
В-четвертых, на русском языке говорит более 400 млн людей, т.е. русский - один из самых распространенных в мире языков.
В-пятых, наш президент Путин признается во всем мире как очень влиятельный политик.
В-шестых, своими спортивными достижениями. Лев Яшин, Владислав Третьяк, Елена Исимбаева, Мария Шарапова, Евгений Малкин, Алина Кабаева, Алексей Ягудин – эти имена говорят сами за себя
И, говоря словами Пушкина, подведем итог: "Сильна ли Русь? Война и мор, и бунт, и внешних вод напор ее, беснуясь, пробегали... Смотри те ж! Все стоит она! " Мы можем гордиться тем, что мы сильны!
На сцену приглашается 5в класс. (танец кадриль)
Вед. Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы, которые являются отличительным знаком государства.
Вед. Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. 
Вед: Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.
Вед: Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос:
верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.
Цвету флага придается особый смысл.Белый цвет означает мир и чистоту совести;Синий – небо, верность и правду;Красный – огонь и отвагу.
Вед: (заставка на экране- видео развивающегося флага) Государственный флаг Российской Федерации постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом.
Вед: Флаг свидетельствует о принадлежности к России, обозначает её территорию, подтверждает государственные функции органов, над зданиями которых он реет
На сцену приглашаются участники
Ты гордость наша и слава, Трёхцветный российский флаг. Крепнет наша держава, Врагов превращая в прах. Живи и цвети Россия. Пусть будет неведом страх, А души твои босые Прикроет российский флаг. И гордость волною нахлынет. В веселье, в труде и в бою Страна над собою поднимет Святую трёхцветность свою. 
Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы и мудрости.Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распушенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите - серебряный всадник, в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Спокоен за наше Отечество, Его охраняет не год –Двуглавый орёл человечествоРоссии на крыльях несёт.В когтях его скипетр с державой,Корона венчает его.Увенчан он русскою славойЕдинством народа всего.
Как символ Европы и Азии, Украшен медалью златой,Копьем поражает драконаГеоргий – наш всадник святой.Наш герб – крепленье Отечества,Оплот он богатства его.Пусть помнит Руси человечество – Святыня дороже всего!
А сейчас свое выступление покажет 6а класс.
На сцену приглашается 5а класс.
Вед.: Есть у каждого государства и гимн.
Гимн - это официально принятая торжественная песнь в честь государства. Текст гимна России принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка композитору А. В. Александрову.
Вед.: Государственный гимн Российской Федерации был утверждён Государственной Думой в декабре 2000 г. Текст гимна утверждён указом президента РФ В. В. Путина 30 декабря 2000 г.
Так накануне Нового года и нового века у России появился новый гимн.
Вед.: Государственный гимн — один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения — все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.
На сцену приглашается 8б класс.
Вед.: Сегодня исполняется 21 год со времени принятия конституции Российской федерации.
Вед.: Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. 
Права, свободы человека —Таков приоритет страны.Мы Конституции навекиКанонам следовать должны.Мы честь отчизны охраняем,Мы все едины, мы — народ!Россия, матушка родная,Тебя спасем от всех невзгод.Нам Конституция дана,Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна, А вместе с ней и весь наш путь!
Выступление 9а класса. (Песня «Выйду ночью в поле с конем» а капелльно)
Финальная песня про РоссиюВед.: Спасибо классам за участие, учителям за помощь, родителям за поддержку.
До новых встреч друзья!