статья Мониторинг воспитательного процесса в работе классного руководителя С(К)ОШИ VIII вида»
Мониторинг воспитательного процесса в работе классного руководителя
Самыми сложными проблемами для классных руководителей являются: умение анализировать воспитательную работу, умение проводить педагогическую диагностику, эффективность классных воспитательных мероприятий.
Необходимым условием изучения эффективности воспитания является непрерывный, регулярный учет, изучение и фиксирование результатов воспитания и регулярное получение достоверной информации о влиянии процесса воспитания на воспитанников, что дает возможность выявлять тенденции и темпы осуществления задач их развития.
Одной из главных проблем является подбор методик для выявления эффективности воспитательного процесса в классе, так как большинство существующих методик разработаны для детей без ОВЗ, многие методики нужно адаптировать «под себя».
Работая над этой проблемой, я выбрала несколько основных методик, подходящих и для коррекционной школы VIII вида.
Подбирая методики, я опиралась на такие показатели отношения к:
- к обществу;
- к природе;
- к людям;
- к себе;
2) ценностные ориентации, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения:
- к спорту;
- к художественной самодеятельности;
- к самоуправленческой деятельности;
- к учебе;
- к дополнительному образованию
Диагностические средства, которые можно применить в коррекционной школе:
1. Методика Н.П. Капустина (Приложение 1) по изучению воспитанности учащихся (для 1-2 класса – подойдет для всей начальной школы, для 4-6 класса – подойдет для среднего звена 5-7 класса, и адаптированная методика Н.П. Капустина и М.И. Шиловой для старших классов 8-9 классы). Данные методики ценны тем, что в средних и старших классах обучающиеся учатся оценивать себя и производится это в сравнении с оценкой педагога.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (занятость в творческих объединениях, направленность интересов, профилактическая работа с учащимися).
4. Методика «Пословицы» (Приложение 2) (разработана С.М. Петровой и адаптирована мной для коррекционной школы). Цель данного исследования: определить уровень нравственной воспитанности и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
5. Методика «Прояви сочувствие» (более подходит для начальных классов коррекционной школы) (Приложение 3).
6. Методика Выявление коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой. Цель данной методики: выявление коммуникативных склонностей учащихся (Приложение 4).
7. Методика «Наша школа», направлена на изучение уровня сформированности учебных интересов воспитанников, отношения к различным сторонам школьной жизни. (Приложение 5).
8. Методика Р.В. Овчаровой «Сформированность классного коллектива».
9. Социометрическое анкетирование для выявления отношений в коллективе. (Приложение 6).
Подбор методик основан на оценке результатов воспитания через качества личности и определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идёт и практически завершается формирование индивидуальности и характера. Качества личности в обобщённой форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и определяют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к труду, к окружающим людям и самому себе. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. С позиций методологии системного подхода отдельные качества, раскрывающие отношение человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям и принципиально-требовательное – к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новое свойство – воспитанность личности.
В результате проведения данной работы мной определен пакет диагностических методик, необходимых для работы классного руководителя.
Апробированная система показателей и диагностических средств может быть использована в практической деятельности администрации школы, классных руководителей, воспитателей коррекционной школы VIII для эффективной организации отслеживания жизнедеятельности классного коллектива и классного руководителя и всей воспитательной системы школы в целом.
Приложение 1
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 1-2 классов (методика Н.П.Капустина)
критерии
Я оцениваю себя
Меня оценивают родители
Меня оценивают учителя
Итоговые оценки
1.Любознательность:
-мне интересно учиться;
-я люблю мечтать:
-мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
-мне нравится выполнять домашние задания;
-я стремлюсь получить хорошие отметки
2.Трудолюбие:
-я стараюсь в учебе;
-я внимателен;
-я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;
-мне нравится помогать в семье, выполнять домашнюю работу;
-мне нравится дежурство в школе.
3.Бережное отношение к природе:
-к земле;
-к растениям;
-к животным;
-к природе.
4.Мое отношение к школе:
-я выполняю правила для учащихся;
-я добр в отношениях с людьми;
-я участвую в делах класса и школы.
5.Красивое в моей жизни:
-я аккуратен в делах;
-я опрятен в одежде;
-мне нравится все красивое вокруг меня;
-я вежлив в отношениях с людьми.
6.Как я отношусь к себе:
-я самоуправляю собой;
-я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;
-у меня нет вредных привычек.
Оценивание проводится в 5-балльной системе:
5- это есть всегда
4- часто
3- редко
2- никогда
1- у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл:
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (4-6 классы)
Я оцениваю себя
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми
Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Изучение уровня воспитанности учащихся
(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )
Долг и ответственность
1
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
4
3
2
1
0
2
Вношу предложения по работе класса.
4
3
2
1
0
3
Помогаю организовать мероприятия в классе.
4
3
2
1
0
4
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших мероприятий.
4
3
2
1
0
Бережливость
1
Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
4
3
2
1
0
2
Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах).
4
3
2
1
0
3
Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью).
4
3
2
1
0
4
Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради)
4
3
2
1
0
Дисциплинированность
1
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.
4
3
2
1
0
2
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.
4
3
2
1
0
3
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе).
4
3
2
1
0
4
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.
4
3
2
1
0
Ответственное отношение к учебе
1
Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.
4
3
2
1
0
2
При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.
4
3
2
1
0
3
Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета).
4
3
2
1
0
4
Аккуратен, исполнителен, точен.
4
3
2
1
0
Отношение к общественному труду
1
Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.
4
3
2
1
0
2
Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы, пришкольного участка, работе на школьном огороде).
4
3
2
1
0
3
Выполняю трудовые поручения родителей.
4
3
2
1
0
4
Добросовестно выполняю все поручения.
4
3
2
1
0
Коллективизм, чувство товарищества
1
Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
4
3
2
1
0
2
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
4
3
2
1
0
3
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.
4
3
2
1
0
4
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
4
3
2
1
0
Доброта и отзывчивость
1
Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
4
3
2
1
0
2
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.
4
3
2
1
0
3
Не реагирую на случайные столкновения в школьных коридорах, помогаю младшим.
4
3
2
1
0
4
Ко мне всегда можно обратиться за помощью.
4
3
2
1
0
Честность и справедливость
1
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
4
3
2
1
0
2
Честно сознаюсь, если что-то натворил.
4
3
2
1
0
3
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.
4
3
2
1
0
4
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.
4
3
2
1
0
Простота и скромность
1
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
4
3
2
1
0
2
Понимаю, что человека уважают не за деньги.
4
3
2
1
0
3
Иногда люблю похвастаться.
4
3
2
1
0
4
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности
4
3
2
1
0
Культурный уровень
1
Посещаю музеи, выставки, театры.
4
3
2
1
0
2
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино) Слушаю не только современную музыку, но и классическую.
4
3
2
1
0
3
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.
4
3
2
1
0
4
Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте)
4
3
2
1
0
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное количество баллов)
( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников). Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале. Так же оценивают родители. Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
Низкий уровень:
слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень:
свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень:
положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень :
устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Приложение 2
Методика «Пословицы»
(разработана к. психол. н. С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 30 пословицами.
Каждому воспитаннику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) хорошо тому живется, у кого денежка ведется;
3. а) кто хорошо живет, тот долго живет;
б) жизнь прожить – не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженного Бог бережет;
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь как вода;
13. а) ученье – свет, неученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
15. а) на что законы писать, если их не исполнять;
Б) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 15 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а – духовное отношение к жизни,
б – бездуховное отношение к жизни;
2) а– незначимость материального благополучия в жизни,
б – материально благополучная жизнь;
3) а– счастливая, хорошая жизнь,
б– трудная, сложная жизнь;
4) а – оптимистическое отношение к жизни,
б– пессимистическое отношение к жизни;
5) а – решительное отношение к жизни,
б– осторожное отношение к жизни;
6) а– самоопределение в жизни,
б – отсутствие самоопределения в жизни;
7) а– стремление к достижениям в жизни,
б – отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а – хорошее отношение к людям,
б – плохое отношение к людям;
9) а– коллективистическое отношение к людям,
б – индивидуалистическое отношение к людям;
10) а – эгоцентрическое отношение к людям,
б – эгоистическое отношение к людям;
11) а– альтруистическое отношение к людям,
б – паритетное отношение к людям;
12) а – значимость дружбы,
б – незначимость дружбы;
13) а– значимость ученья,
б– незначимость ученья;
14) а – значимость труда,
б – незначимость труда;
15) а– значимость соблюдения законов,
б– незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов отдельно по ответам «а» и отдельно по ответам «б».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», тем он ниже.
Приложение 3
Методика «Прояви сочувствие»
Упал в лужу:
А. У тебя такой вид, что со смеху умереть можно!
Б. Ничего, бывает.
В. Быстрее беги, переодевайся, и продолжим игру.
2. Наказали за проступок:
А. Так тебе и надо!
Б. Забудь, все уже прошло.
В. Не расстраивайся, думаю, больше не будет повода тебя называть.
3. Потерял любимую вещь:
А. Не будешь бросать, где попало!
Б. Она все равно никуда не годилась.
В. Давай поищем вместе.
4. Испортилось настроение:
А. На твою кислую рожу смотреть противно!
Б. Не грусти, ведь все хорошо.
В. Ты хочешь побыть один, или, может, погуляем?
5. Что-то не получилось:
А. Сразу было понятно, что это занятие не для тебя.
Б. Ерунда, не стоило тратить время.
В. Может, попробуешь сделать что-нибудь другое?
Все компоненты «А» включают вариант отрицательного сопереживания (злорадство). Выбор такого высказывания оценивается в 0 баллов. Варианты высказывания под буквой «Б» отражают пассивное сопереживание, не основанное на понимании всей глубины чувств другого человека, выбор оценивается в 0,5 балла. Оптимальное проявление активного сопереживания показывают высказывания, помещенные под буквой «В» (1 балл).
Подсчитываем общую сумму баллов и приравниваем ее к оценке по 5-бальной шкале. Если сумма составляет 4-5 баллов, у данного школьника способность к сопереживанию проявляется на высоком уровне. Он правильно оценивает ситуацию. 3 балла отражают средний уровень развития этого необходимого в общении с людьми качества личности. Сочувствие такого рода нередко оказывается формальным, проблемы людей не вызывают активного эмоционального отклика. 1-2 балла свидетельствуют о низком уровне выполнения задания, о неспособности к сопереживанию – это говорит о необходимости своевременной коррекционной помощи.
Приложение 4
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет».
Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «».
Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро.
Вопросы
Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовываться своими товарищами различные игры и развлечения?
Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
низкий уровень 0,10,45;
ниже среднего 0,460,55;
средний уровень 0,560,65;
выше среднего 0,660,75;
высокий уровень 0,761.
Приложение 5
Методика «НАША ШКОЛА»
Направлена на изучение уровня сформированности учебных интересов, отношения к различным сторонам школьной жизни. Школьники выбирают один из четырех вариантов ответов:
Для уточнения данных, полученных в процессе анкетирования, с каждым испытуемыми можно побеседовать о том, нравится ли ему учиться, какие учебные предметы он предпочитает и почему, доволен ли своими успехами в школе, может ли учиться лучше и т.д.
Ответы группы «А» указывают на несформированность интересов к обучению, они не оцениваются (0 баллов). Ребенок ходит в школу потому, что его заставляют, учится не для себя, а для родителей. В школе ему нравится лишь общение с товарищами, от учителя он хочет лишь одного - чтобы его оставили в покое.
Ответы группы «Б» отражают интерес к внешней стороне обучения и оцениваются в 1 балл. Школьнику нравится статус ученика, ему доставляют удовольствие хорошие оценки, он охотно отвечает у доски и вообще выполняет интересные по форме задания.
Варианты ответов, обозначенные буквой «В» отмечаются оценкой 2 балла, поскольку они показывают интерес к содержанию обучения. Ребенку нравятся отдельные учебные предметы, его увлекает материал, интересный не столько по форме, сколько по содержанию.
О наиболее высоком уровне выполнения задания свидетельствуют ответы группы «Г», которые отражают интерес к процессу обучения и оцениваются в 3 балла. Испытуемому интересно учиться, узнавать новое, решать трудные задания, находить новые решения проблем, пробовать свои силы в разных областях знания.
По окончании работы подсчитывается сумма баллов, и если она составляет 20-30 баллов, то уровень сформированности учебного интереса является высоким. Такие школьники осознают социальную и личностную значимость учебной деятельности, ответственно относятся к своим обязанностям ученика, различные ситуации, связанные с учебой, вызывают у них положительные переживания. Отметим, что для умственно отсталых учащихся высокий уровень учебных интересов не характерен.
Итоговая оценка 11-19 баллов указывает на средний уровень интереса к учебной деятельности. Отношение таких учащихся к школе, к своим обязанностям в целом позитивное, но недостаточно осознанное. Учебный интерес неустойчивый и нуждается в постоянной стимуляции.
10 баллов и менее говорят о низком уровне интереса к обучению. Учеба не вызывает у этих школьников выраженного неприятия, но активное положительное отношение также отсутствует. К учебной деятельности их побуждают взрослые.
Структура и содержание учебных интересов того или иного школьника определяется путем подсчета ответов по группам «А», «Б», «В» и «Г». Полученные данные переводятся в проценты. Например, по группе «А» было получено 3 ответа, по группе «Б» - 4, «В» - 2, «Г» - 1. Таким образом, у данного школьника интерес к обучению сформирован на 70 %, при этом 40 % интереса относится к форме учебных занятие 20 % - к их содержанию; 10 % - к процесс обучения. Суммарная оценка работы данного школьника равна 11 баллов, что соответствует среднему уровню сформированности учебных интересов.
«НАША ШКОЛА»
1. Я хожу в школу, потому что:
A) заставляют родители;
Б) так положено, все учатся;
B) хочу получить знания и в будущем хорошую профессию;
Г) мне нравится учиться.
2. Если бы можно было не ходить в школу, то я:
A) с удовольствием не ходил бы;
Б) ходил бы, мне нравится считать себя учеником;
B) ходил бы на те уроки, которые мне интересны;
Г) обязательно ходил бы, так как мне нравится узнавать новое о самых разных вещах.
3. Когда меня спрашивают о школе, я рассказываю:
A) о друзьях, о забавных случаях;
Б) о том, что мы делали на уроках, какие оценки получил я и мои друзья;
B) о том, что я узнал интересного для себя;
Г) о том, чему я научился и чему еще хочу научиться.
4. Я считаю, что день в школе прошел удачно, если:
A) учительница не обращала на меня внимания;
Б) я получил хорошие оценки;
B) были мои любимые уроки;
Г) я научился чему-то новому.
5. В школе мне нравится:
A) на перемене играть с друзьями;
Б) быть учеником, носить портфель, отвечать на уроках.
B) заниматься любимым предметом (каким?)
Г) узнавать новое, находить ответы на трудные вопросы.
6. Особенно мне нравятся уроки, на которых:
A) мне удается незаметно заниматься своим делом;
Б) меня хвалят, ставят в пример другим;
B) я узнаю то, что мне интересно;
Г) я могу научиться мыслить самостоятельно.
7. Я считаю, что урок скучный, если:
A) приходится много писать, считать, работать;
Б) заниматься однообразным, неинтересным делом;
B) этот предмет мне не нравится (какой?)
Г) во время урока не возникает вопросов, для решения которых нужно узнать еще что-то.
8. Во время каникул я:
A) отдыхаю от школы и никогда о ней не думаю;
Б) иногда играю в школу, мне не хватает ее;
B) читаю кое-что по своим любимым предметам;
Г) часто пытаюсь найти объяснение разным явлениям, пользуясь знаниями, полученными в школе.
9. Когда я выполняю домашнее задание:
A) очень спешу и иногда забываю про некоторые задания;
Б) не очень стараюсь, но пытаюсь сделать все;
B) аккуратно делаю то, что мне нравится и кое-как остальное;
Г) делаю все с удовольствием, мне нравится работать самостоятельно.
10. В школе мне не нравится:
A) сидеть на уроках;
Б) выполнять трудные задания;
B) то, что приходится учить и предметы, которые мне не нравятся;
Г) то, что не все задания учат мыслить самостоятельно.
Приложение 6
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в нашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?...................................................................................................................
.
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?................................................................................................................
.
3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?................................................................................................
..
После каждого вопроса напиши по 3 фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Классный руководитель МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида», учитель 1 квалификационной категории Егорова Т.М.
Заголовок 1Заголовок 315