Индивидуальная образовательная траектория как средство достижения школьниками метапредметных результатов на уроках математики

Индивидуальная образовательная траектория как средство достижения школьниками метапредметных результатов на уроках математики
Каждый ребёнок, который учится в школе, обладает знаниями разного уровня, поэтому восприятие нового материала для групп с разным уровнем подготовки происходит не одинаково эффективно. Учащиеся с высоким уровнем развития воспринимают материал, адаптированный для всей группы с небольшими «затратами». При таком подходе интеллектуальный потенциал учащегося не используется в полной мере: при этом, достигнутый результат его полностью удовлетворяет и не дает мотивации для форсирования обучения, не создает мотивированных основ для полного раскрытия потенциальных возможностей ученика. Если же корректировать степень сложности задач в интересах сильных учеников, то учащиеся со слабыми возможностями, не успевающие за товарищами своего класса с более высокой подготовкой, осознают невозможность достичь их уровня и теряют интерес к дальнейшему обучению. Условная дифференциация обучающихся на эти группы не отражает строго психологических критериев классификации детей. Она нужна лишь для того, чтобы помочь учителю организовать дифференцированное обучение с учетом необходимой детям помощи и выбрать оптимальные формы и методы взаимодействия в ходе учебной деятельности. Учеников с разным опытом и уровнем знаний необходимо обучать в одном коллективе и нацеливать каждого ученика на достижения максимального результата, путём предоставления условий и мотиваций на основе выстроенных индивидуальных траекторий.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции выбора, разработки реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации. В рамках  индивидуальных траекторий образования определяются  следующие основные элементы индивидуальной образовательной деятельности определенной группы учащихся: смысл образовательной деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели образования (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка собственной образовательной деятельности и ее результатов; корректировка или переопределение образовательных целей.
Условием достижения целей и задач  индивидуальной траектории образования является сохранение индивидуальных особенностей учеников, развитие их уникальности и неповторимости.  Для этого применяются следующие способы: индивидуальные задания на уроках; организация парной и групповой работы; формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым ребёнком; предложение учащимся составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.
Рассмотрим несколько приемов работы с разными группами детей. Предположим, что в классе есть группа обучающихся с ослабленным здоровьем, у которых из-за частых попусков занятий есть пробелы в знаниях. А нам необходимо изучить тему с опорой на предыдущий материал. Как построить работу в этом случае? Предполагаем, что изучаем тему по математике в 5 классе «Прямоугольный параллелепипед». На этом уроке дети должны научиться вычислять площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, то есть сумму площадей его граней. Но учащиеся из-за болезни пропустили базовые темы: «Площадь. Формула площади прямоугольника», без которых изучение темы «Прямоугольный параллелепипед
·» невозможно. Таким детям можно предложить работу по индивидуальному маршруту. Пока остальные ребята занимаются заданиями на актуализацию знаний, детям с ослабленным здоровьем надо добыть базу знаний.

Прочитай материал п. 18 на с. 108-109. Заполни пропуски в правой колонке.
Чтобы найти площадь прямоугольника надо ____________________________________________

2. Выпиши формулы
Формула площади прямоугольника _______________
Формула площади квадрата______________________

3. Выполни задание № 716 стр. 110
Решение:
__________________________________


Практически в каждом классе есть учащиеся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении. Актуальным вопросом на сегодня является подготовка к ОГЭ по математике. Большую трудность вызывает задание 17 из блока «Реальная математика». Многие даже не приступают к нему. Для решения этого задания нужно применить знания признаков подобия треугольников. Для того, чтобы помочь учащимся разобраться в этом задании, можно использовать приём моделирования. Детям предлагается прочитать отрывок из известного романа Жюль Верна "Таинственный остров". В нем рассказана ситуация измерения высоты скалы без измерительных инструментов, зная свойство подобия треугольников. После прочтения отрывка, учащиеся составляют алгоритм действий.
Взять шест известной длины.
Соотнести начало зрительного луча и вершину измеряемого предмета.
Получив два прямоугольных треугольника, узнать расстояние от начала зрительного луча до шеста и до измеряемого предмета
Составить пропорцию: высота измеряемого предмета так относится к длине шеста, как расстояние от начала зрительного луча до предмета к расстоянию от начала зрительного луча до шеста.
Находим неизвестное.
Затем пользуясь моделью и применяя алгоритм, дети уверенно решают задачи ОГЭ.

Еще один прием построение индивидуальных маршрутов – это тьюторское сопровождение изучения материала. Тьюторское сопровождение – это материал, в котором предлагаются основные правила и методы решения, приведены конкретные примеры задач с решениями и пояснениями. В соответствие с этим составляются индивидуальные образовательные маршруты, которые позволяют учащимся самостоятельно отобрать виды и количество упражнений для улучшения и закрепления тех умений, уровень усвоения которых оказался недостаточно высоким. В начале изучения каждого раздела учащиеся получают оценочные листы. В которых они оценивают свои умения по основным темам раздела. Такая же работа проводится и после изучения раздела. В листе предусмотрена колонка и для выставления оценки учителем. Оценочный лист позволяет учащимся проследить динамику развития их общеучебных и математических умений в течение учебного года. После изучения темы учащиеся выполняют проверочную работу, которая предлагается учащимся в двух уровнях.
Обучение математике – это искусство, направленное вовсе не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, пролетает для двадцати пар глаз одновременно, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит пробираться через дебри и овраги к пониманию, к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важным я считаю найти путь к пониманию и сердцу ребенка.






·