Методические материалы для формирования и оценки планируемых результатов освоения программы по русскомц языку в 5 классе


ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
Итоговая аттестационная работа (проект)
ТЕМА
«Методические материалы для формирования и оценки планируемых результатов освоения программы по русскому языку в 5 классе.
(раздел «Морфология. Имя прилагательное»)
Автор: Мингазова Рамиля Камилевна
Научный руководитель: Волкова Ольга Валерьевна, доцент ПМЦ ПК и ППРО КФУ, кандидат педагогических наук
Казань, 25 марта- 12 апреля 2013 года

Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Актуальность разрабатываемого проекта заключается в том, что в условиях внедрения ФГОС основного общего образования встала необходимость разработки комплекта дидактических материалов по русскому языку для оценки достижения планируемых образовательных результатов.
Цель проекта:
Разработать задания по развитию УУД учащихся на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное» с учетом ФГОС.
Задачи проекта:
1.Изучить требования ФГОС к заданиям по формированию УУД учащихся на уроках русского языка в 5 классе.
2.Разработать дидактические материалы для формирования предметных УУД учащихся по разделу «Имя прилагательное» в 5 классе.
3.Определить структуру и содержание заданий по теме «Имя прилагательное».
4.Разработать задания на предметные и метапредметные универсальные учебные действия.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному самообразованию; проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность учащихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
Системно-деятельностный подход обусловливает определение цели обучения как умения учиться; включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач; целенаправленную организацию и планомерное формирование учебной деятельности учащихся; решающую роль учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Целью образования, в соответствии с системно-деятельностным подходом, является развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира с помощью организации системы универсальных учебных действий.    
В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития. Выделяют четыре блока универсальных учебных действий с соответствующей им номенклатурой: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т. д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельностьюее мотивом (между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется).
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. Целеполагание — постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено, известно учащимся и того, что еще не известно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик; контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция — способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, т. е. к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Планирование учебного сотрудничества с учителями сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. 
В ходе работы над проектом были разработаны методические материалы для формирования и оценки планируемых результатов освоения программы. Комплекс заданий нацелен на формирование личностных качеств, коммуникативных, регулятивных и познавательных действий, поможет учителю точно и качественно провести диагностику и проанализировать уровень усвоения учащимися тем по данному разделу, а учащимся закрепить материал и провести коррекцию знаний по пройденным темам.
Контрольно-диагностический лист по разделу программы русского языка«Морфология» по теме « Имя прилагательное» в 5 классе.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные планируемые результаты
1) Составлять пошаговое руководство к какому-либо заданию.
2) Планировать учебную деятельность на уроке.
3) Извлекать фактуальную информацию из текста, содержащего теоретические сведения.
Текст
Березовая роща.
(1)Хороши березовые светлые рощи! (2)Как только сойдет в лесу снег, набухнут на березах смолистые душистые почки. (3)В эти весен… дни березки угощают нас сладк… соком.
(4)Далеко разносится в роще весел… песенка голосист… дрозда. (5)С дерева на дерево перелетают шустрые синички. (6)Чудесным ковром расстилаются под березами голубые и белые подснежники.
(7)Хорошо в березовой роще и в летнюю знойную пору! (8)Под легким прохладным ветерком шелестит сочная молодая листва. (9)Пахнет спелой душистой земляникой. (10)Хочется лечь в высокую густую траву и смотреть на вершины берез, где по синему летнему небу плывут белоснежные облака.
(по И. Соколову-Микитову)
Задания
Составьте инструкцию по правописанию падежных окончаний прилагательных в 3-4 предложениях. Оцените ответ своего товарища.
Ключи к заданиям:
определите, к каким существительным относятся прилагательные;
определите род, число и падеж этих существительных и прилагательных;
поставьте для проверки вопросительное слово какой?
Образуйте краткие формы от полных прилагательных в 8 предложении. Составьте план действий, чтобы объяснить правильную постановку ударения в кратких прилагательных.
Ключи к заданиям:
Выпишите имена прилагательные в полной форме: легким (ветерком), прохладным (ветерком), сочная (листва), молодая (листва);
Образуйте от них краткую форму:
легкий – лЕгок, прохладный – прохлАден, сочная – сочнА, молодая – молодА;
3) Объясните постановку ударения в краткой форме имен прилагательных: в кратких именах прилагательных мужского и среднего родов ударение падает на основу, а в кратких прилагательных женского рода - на окончание.

Прочитайте предложение, найдите ошибки в написании согласной в корне слова, объясните орфограммы. Составьте алгоритм своего ответа.
В эти весенние дни берески угощают нас слатким соком.
Ключи к заданиям.
Алгоритм ответа:
- нахожу слова с ошибками в написании согласной в корне слова;
- изменяю слово или подбираю такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р;
- березки – березы, сладким - сладок
Познавательные планируемые результаты
1) Работать со словарями.
Проводить сравнение грамматических форм слов.
Определять роль прилагательных в речи
Текст
Березовая роща.
(1)Хороши березовые светлые рощи! (2)Как только сойдет в лесу снег, набухнут на березах смолистые душистые почки. (3)В эти весенние дни березки угощают нас сладким соком.
(4)Далеко разносится в роще веселая песенка голосистого дрозда. (5)С дерева на дерево перелетают шустрые синички. (6)Чудесным ковром расстилаются под березами голубые и белые подснежники.
(7)Хорошо в березовой роще и в летнюю знойную пору! (8)Под легким прохладным ветерком шелестит сочная молодая листва. (9)Пахнет спелой душистой земляникой. (10)Хочется лечь в высокую густую траву и смотреть на вершины берез, где по синему летнему небу плывут белоснежные облака.
(по И. Соколову-Микитову)
Задания.
Прочитайте текст. С какой целью использованы в нем прилагательные?
Подберите:
группа: антонимы к выделенным прилагательным;
группа: синонимы к выделенным прилагательным;
Ключи к заданиям.
Прилагательные в тексте использованы для красочного описания березовой рощи.
1 группа:
в знойную пору – в прохладную пору; веселая песенка – грустная песенка;
2 группа:
в знойную пору – в жаркую пору; веселая песенка – радостная песенка
Выпишите словосочетания, в которых прилагательные являются эпитетами. Определите по толковому словарю значение слов-эпитетов. Оцените работу партнера по плечу, опираясь на эталон. За правильный ответ поставьте плюс, за неправильный –минус.
Ключ к заданию:
Эталон + -
светлые рощи душистые почки сладким соком веселая песенка голосистого дрозда чудесным ковром шустрые синички в знойную пору прохладным ветерком сочная молодая листва душистой земляникой белоснежные облака Вспомните грамматические признаки прилагательного и составьте кластер
Обозначает признак предмета

Изменяется по падежам

Изменяется по родам

Имя прилагательное

Может иметь полную и краткую форму
Изменяется по числам


В предложении является определением, сказуемым

Верные – неверные утверждения».
Прочитайте утверждения и отметьте ответы точками в таблице, соедините их. Какая буква получилась? Как вы думаете, что она означает?
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи.
Имена прилагательные спрягаются по падежам.
В окончаниях имен прилагательных после шипящих под ударением пишется О, без ударения буква Е
Имена прилагательные в предложении являются только определением.
У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется.
1 2 3 4 5
неправильное правильное Ключ к заданию:
1 2 3 4 5
неправильное . . правильное . . .
После соединения точек появится буква М. Это означает - МОЛОДЕЦ!
Коммуникативные планируемые результаты
Создавать текст в устной и письменной форме с учетом замысла, соблюдая нормы его построения.
Оценивать чужую письменную и устную речь.
Свободно излагать свои мысли.
Задания.
Составьте небольшой текст-рассуждение «Почему прилагательное именно так называется?» Оцените текст своего соседа по парте.
Ключи к заданиям:
Имя прилагательное в русском языке почти всегда употребляется при существительном и зависит от него. Оно помогает определить какой-либо признак предмета, дать характеристику предмету, явлению, событию. Прилагательное получило свое название, так как прилагается к слову, обозначающему предмет.
Составьте монолог «Кто важнее?»:
1 группа - монолог существительного
2 группа - монолог прилагательного.
3 группа оценивает работу групп.
Ключи к заданиям.
1 группа:
Мы с прилагательным часто ходим рядом. Но Я важнее, а прилагательное всего лишь прилагается ко мне. Обойдусь и без него, я и так хорошо выгляжу.
Ой, почему солнце стало всего лишь солнцем, небо каким-то обыкновенным, а вот настроение стало грустным. Неужели рядом со мной не хватает прилагательного?
2 группа:
Существительное считает, что может обходиться без меня. Очень уж хочется мне показать свою важность и необходимость. Существительное никак не хочет понять, что без меня оно будет выглядеть бедненько. Пусть попробует рассказать о себе без меня.
Ой, никак не могу понять, кто же это идет красивый, умный, смелый? Что это такое яркое, светлое, теплое? Нет, без существительного мне не обойтись!
3) Внимательно прочитайте текст «Березовая роща». Рассмотрите картину А. И. Куинджи «Березовая роща». Что объединяет текст и картину? Выразите свои чувства. Выпишите из текста предложения, созвучные с картиной А.И.Куинджи.
Березовая роща.
(1)Хороши березовые светлые рощи! (2)Как только сойдет в лесу снег, набухнут на березах смолистые душистые почки. (3)В эти весенние дни березки угощают нас сладким соком.
(4)Далеко разносится в роще веселая песенка голосистого дрозда. (5)С дерева на дерево перелетают шустрые синички. (6)Чудесным ковром расстилаются под березами голубые и белые подснежники.
(7)Хорошо в березовой роще и в летнюю знойную пору! (8)Под легким прохладным ветерком шелестит сочная молодая листва. (9)Пахнет спелой душистой земляникой. (10)Хочется лечь в высокую густую траву и смотреть на вершины берез, где по синему летнему небу плывут белоснежные облака.
(по И. Соколову-Микитову)
Ключ к заданию:
Картина и текст имеют одинаковое название и тему. И писатель, и художник изображают березовую рощу. Оба произведения поднимают настроение, вызывают восхищение родной природой.
1, 7,8,9,10 предложения текста созвучны с картиной.
(1)Хороши березовые светлые рощи! (7)Хорошо в березовой роще и в летнюю знойную пору! (8)Под легким прохладным ветерком шелестит сочная молодая листва. (9)Пахнет спелой душистой земляникой. (10)Хочется лечь в высокую густую траву и смотреть на вершины берез, где по синему летнему небу плывут белоснежные облака.

Планируемые предметные результаты
Знать, на какие вопросы отвечают прилагательные.
Согласовывать прилагательные с существительными.
Учитывать лексическую сочетаемость прилагательного и существительного.
Знать о правописании безударного окончания прилагательного.
Знать об изменении прилагательных по родам, числам, падежам.
Находить отличие между прилагательным и существительным.
Отличать прилагательное от других частей речи.
Определять роль прилагательных в речи.
Задания базового уровня
Березовая роща.
(1)Хороши березовые светлые рощи! (2)Как только сойдет в лесу снег, набухнут на березах смолистые душистые почки. (3)В эти весенние дни березки угощают нас сладким соком.
(4)Далеко разносится в роще веселая песенка голосистого дрозда. (5)С дерева на дерево перелетают шустрые синички. (6)Чудесным ковром расстилаются под березами голубые и белые подснежники.
(7)Хорошо в березовой роще и в летнюю знойную пору! (8)Под легким прохладным ветерком шелестит сочная молодая листва. (9)Пахнет спелой душистой земляникой. (10)Хочется лечь в высокую густую траву и смотреть на вершины берез, где по синему летнему небу плывут белоснежные облака.
(по И. Соколову-Микитову)
Прочитайте текст сначала с именами прилагательными, затем без них. Можно ли без имен прилагательных представить красоту этой березовой рощи? Почему?
Прочитайте текст. Найдите в нем однокоренные слова различных частей речи. Выпишите их, укажите морфологическую характеристику. Только ли имена прилагательные передают яркость, многоцветье мира?
Ключи к заданиям.
Березовые – березки – береза; снег – подснежники – белоснежный;
Березовые (прилагательное) – березки (существительное с уменьшительно-ласкательным значением) – береза (существительное);
снег (существительное) – подснежники ( существительное) - белоснежный (прилагательное).
В 5-6 предложениях опишите ваш любимый уголок природы. Сможете ли вы обойтись без имен прилагательных? Почему?
Ключи к заданиям.
Мой любимый уголок природы.
Летом я часто бываю у реки. Там есть очень красивое место. У самой воды растет развесистая ива, ветки которой тянутся до самой воды. В жаркую летнюю пору я люблю сидеть в прохладной тени этого дерева и наблюдать за природой. Весь берег реки пестреет луговыми цветами, а в воздухе порхают разноцветные бабочки. Зеркало воды переливается на солнце. Птицы весело щебечут, перебивая друг друга. Я возвращаюсь домой бодрым и веселым.
Без имен прилагательных сложно будет передать впечатления о красоте любимых мест в природе, так как прилагательные позволяют передать признак редмета, способны дать характеристику тому или иному явлению, факту, событию.
4.Определи, в какой форме употреблены имена прилагательные в предложении.
Какое русское, какое милое дерево - береза(Н. Жуков)
1) краткая форма,ж.р, твор. п.
2) полная ф, ср. р.. им. п.
3) полная форма, м. р., вин.п.
4) полная форма, мн. ч., им. п.
Ключ к заданию: 2
5.Укажи строку, в которой не все слова являются именами прилагательными.
1) высокий, могучего, скверная
2) хвостатые, хорош, золоченому
3) мамин, деревянный, солнечного
4)тобой, вишневый, маленький
Ключ к заданию: 4
Задания повышенного уровня
Тестовая работа
А 1. Какое имя прилагательное может употребляться в роли существительного?
1)столовая ложка
2) собачья будка
3) зеленая листва
4) песочные часы
А 2. В каком словосочетании есть прилагательное в В.п.?
1) на безлюдной улице
2) купил новый компьютер
3) устал от громкой музыки
4) по голубым волнам
А 3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) о лучш.йреч.
2) на горяч.м пляж.
3) с быстроног.молен.м
4) о поздн.м возвращении.
А 4. В каком словосочетании вместо слова зерновойнужно употребить зернистый?
1) зерновой хлеб
2) зерновые культуры
3) зерновое хозяйство
4) зерновой снег
В 1. Из данного предложения выпишите имя прилагательное в В.п.
Русская народная сказка сыграла большую роль в развитии литературы.
Ключи к заданиям:
А 1. Какое имя прилагательное может употребляться в роли существительного?
1)столовая ложка
2) собачья будка
3) зеленая листва
4) песочные часы
А 2. В каком словосочетании есть прилагательное в В.п.?
1) на безлюдной улице
2) купил новый компьютер
3) устал от громкой музыки
4) по голубым волнам
А 3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) о лучш.й реч.
2) на горяч.м пляж.
3) с быстроног.м олен.м
4) о поздн.м возвращении.
А 4. В каком словосочетании вместо слова зерновой нужно употребить зернистый?
1) зерновой хлеб
2) зерновые культуры
3) зерновое хозяйство
4) зерновой снег
В 1. Из данного предложения выпишите имя прилагательное в В.п.
Русская народная сказка сыграла большую роль в развитии литературы.
Кто больше?
Лингвисты установили, что чемпионом по количеству эпитетов в литературных текстах является слово лицо. В «Словаре эпитетов русского литературного языка» к этому существительному приведено почти 600 эпитетов. А сколько сумеете записать вы?
Ключи к заданиям.
Лицо: красивое, располагающее, недовольное, равнодушное, круглое, узкое, злое, приятное, умное, румяное, загорелое, смуглое, добродушное, широкоскулое, бледное, аристократическое, простое, знакомое, известное, привычное.

Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Создание комплекта методических материалов для достижения и оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку в 5 классе по разделу «Имя прилагательное».
2. Достижение предметных и метапредметных результатов обучения учащихся по разделу «Имя прилагательное» (5 класс).
3. Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам внедрения ФГОС.
5. Тиражирование опыта работы по ФГОС в основной школе
Литература

Примерные программы по русскому языку (Стандарты второго поколения).
А.Г.Асмолова. Пособие для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий»; Москва «Просвещение» 2010;
Н.Ю.Кадашников, В.Н.Пташкина. Русский язык. 5 класс. Тесты, проверочные задания, контрольные работы. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
4.Русский язык . 5 класс . Учеб. Для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч 2
( Т.А. Ладыженская , М . Т. Баранов , Л . А . Тростенцова и др. ; науч . ред .
Н . М . Шанский ) . - М . : Просвещение , 2012 . – 176 с . :
5. И.П.Цыбулько. Русский язык. Тематический контроль. 5 класс. Москва «Национальное образование» - 2012;
6. Н . В. Егорова. Контрольно – измерительные материалы . Русский язык . 5 класс. Москва, издательство ВАКО, 2009.
7. Т.В.Шкляров. Русский язык. Сборник упражнений, издательство «Грамотей» - 2009;
8. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 5 класс.- Москва, 2003