КИМы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу Местоимение в 6 классе
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«ФГОС ООО – основа достижения нового качества гуманитарного образования»
Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение» в 6 классе
Автор проекта:
Гарипова Л. Р.- учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Большеатнинская СОШ» Атнининского района
Научный руководитель: Волкова О. В.
Проект допущен к защите «21» октября 2015 г.
Казань, 2015
Оглавление стр.
Введение..3
Актуальность проекта.. 3
Цель и задачи проекта 3-4
Сроки реализации проекта.4
Список использованных источников информации..4-5
Приложение 1. Контрольно-диагностический лист 6-9
Приложение 2. Задания9-23
1.Введение
Внедрение ФГОС ОО – важнейшая задача нынешней школы. Цель сегодня - переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.
Для решения новых задач, стоящих перед учителями, необходимо разработать новый подход к обучению. Использование новых технологий влечет за собой необходимость разработки новых критериев оценки, и, как следствие, разработку нового контрольно-диагностического материала.
Разработка контрольно-диагностических материалов по разделам русского языка 6 класса является особенно актуальной сейчас, когда осуществляется переход учащихся на обучение по новым стандартам и ощущается недостача диагностических материалов нового поколения.
2.Актуальность проекта
В связи с реализацией ФГОС ООО необходимо осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, метапредметных , личностных результатов, используя контрольно-измерительные материалы. Учитель сталкивается с проблемой разработки контрольно-измерительного материала для формирования и оценки учебных достижений учащихся в условиях ФГОС в связи с недостаточностью материала. Данная тема поможет реализовать на уроках русского языка в 6 классе контрольно-измерительный материал для оценки УУД по теме «Местоимение».
3. Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта
Разработка и реализация комплекта контрольно-измерительных материалов для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку в 6 классе в рамках освоения раздела «Местоимение».
3.2 Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС ООО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные практические материалы и методические рекомендации по оценке и контролю планируемых результатов в рамках реализации СДП.
2.Разработать тест(ы) для оценки знаний обучающихся по разделу «Местоимение».
3.Подобрать тексты и сформулировать вопросы к ним для оценки предметных умений и навыков.
4.Разработать систему творческих (исследовательских, познавательных, развивающих, комплексных, интегрированных) заданий к разделу для оценки УУД обучающихся.
5.Реализовать комплект КИМов на практике и определить его эффективность для оценки планируемых результатов обучения в соотв. с треб ФГОС ООО.
3.3 Целевая группа проекта:
Учащиеся 6 классов
4. Сроки реализации проекта: октябрь 2015г. – март 2016г.
5.Список использованных документов и источников информации:
1.Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в школе:от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под редакцией А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
2. Воронцов А. Б. Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе/ А. Б.Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, А. С. Малышева; под редакцией А. Б. Воронцова – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-208с.
3. Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И. Г. Добротина. М.: Просвещение, 2014. 192 с.
4. Казбек-Казиева, М. М. Русский язык. 6 класс: тесты. Дидактичкские материалы / М. М. Казбек-Казиева. – М.: Айрис-пресс, 2008. 176 с.
5. Кленицкая И. Я. Весёлые горошины: сборник для комментированного письма и диктантов. 2-7 классы/ И. Я. Кленицкая .- М.: Новая школа, 1996.-80с.
6. Кульневич С. В. Современный урок. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК./ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов-н/Д: «Учитель»,2005. - 288с
7. Пашнина В. М. Интеллектуально – познавательные игры для школьников/ В. М. Пашнина.- Ростов-н/Д: 2008,- 346 с.
8. Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результаты. Сиситема заданий/ И. П. Цыбулько . – М: Просвещение: 2014.- 192с.
9. Чермашенцева О. В. Русский язык: 6 класс: технологические карты уроков по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой./ О. В. Чермашенцева, Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель: 2015.- 211с.
10. Криворотова Э.В. Познавательные задачи на уроках грамматики /Э. В. Криворотова // Русский язык в школе. 2005. № 3. С. 10-14
11. Опарина Н. А. Творческая мастерская./ Н. А. Опарина // Русский язык в школе. – 2005.- № 6. – с. 31-32.
12. Словарь фразеологизмов, авт.-состав. М.А. Котова,-М.:РИПОЛ классик.,2014.
13.Конкурсные стихотворения учащихся 5-6 классов МБОУ «Кощаковская СОШ» Пестречинского района РТ.
Приложения
Приложение 1.
Контрольно-диагностический лист по разделу «Морфология. Местоимение»
Тематическое планирование
Планируемые результаты ООП
Местоимение как часть
речи.
Местоимения и другие
части речи.
Знать морфологические признаки местоимений; знать о текстообразующейроли местоимений; об употреблении местоимений в речи.Уметь рассказать о местоимении в форме научного описания; доказать принадлежность слова к местоимению; находить местоимения в предложении и в тексте; определять синтаксическую роль местоимений; различать местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные; использовать местоимения для связи предложений в тексте.
Разряды местоимений.
Личные местоимения.
Знать разряды местоимений, особенности склонения личных местоимений; правило раздельного написания предлогов с местоимениями; написания буквы Н у местоимений 3-го лица после предлогов; об употреблении ТЫ и ВЫ в речи.
Уметь правильно склонять личные местоимения; писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать условия выбора написаний; употреблять ТЫ и ВЫ в речи; употреблять личные местоимения для преодоления неоправданного использования одних и тех же существительных
Возвратное местоимение себя
Знать особенности склонения местоимения СЕБЯ, лексическое значение. Уметь правильно употреблять местоимение СЕБЯ в предложениях
Вопросительные и относительные местоимения
Употребление вопросительных и относительных местоимений
Знать назначение вопросительных местоимений; особенности их склонения. Уметь употреблять вопросительные местоимения в речи с учетом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями.
Знать назначение относительных местоимений, особенности их склонения, опознавать в тексте, различать относительные местоимения в сложном предложении; уметь употреблять относительные местоимения в речи с учетом их склонения; различать вопросительные и относительные местоимения. Уметь находить относительные местоимения, употреблять относительные местоимения как средство связи простых предложений в составе сложных.
Неопределённые местоимения.
Правописание и и употребление неопределённых местоимений.
Знать признаки неопределенных местоимений, способы образования, правила написания.
Уметь находить в тексте и правильно писать неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении.
Знать особенности образования и склонения неопределенных местоимений; условия выбора слитного написания НЕ в неопределенных местоимениях; условия написания дефиса в неопределенных местоимениях; об употреблении неопределённых местоимений в речи.
Уметь правильно образовывать неопределенные местоимения; склонять местоимения; правильно писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать условия выбора написаний, употреблять местоимения в речи.
Отрицательные местоимения. Правописание и и употребление отрицательных местоимений.
Знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются.
Уметь находить отрицательные местоимения в тексте.
Знать особенности образования и склонения отрицательных местоимений; знать, что отрицательное местоимение с НИ может выражать усиление отрицания; условия выбора приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях; условия выбора слитного и раздельного написания НЕ- и НИ- ; об употреблении отрицательных местоимений в речи.
Уметь правильно образовывать отрицательные местоимения; склонять местоимения; правильно писать слова с изученными орфограммами; различать приставки НЕ- и НИ; графически обозначать условия выбора написаний.
Притяжательные местоимения.
Употребление притяжательных местоимений в речи.
Знать признаки притяжательных местоимений, различия личных и притяжательных местоимений. Уметь склонять притяжательные местоимения, отличать их от личных.
Уметь находить притяжательные местоимения в тексте; различать личные и притяжательные местоимения в косвенных падежах; употреблять местоимения в речи; находить и исправлять речевые ошибки.
Указательные местоимения. Употребление указательных местоимений в речи.
Знать значение указательных местоимений; особенности склонения; об употреблении предлогов О и ОБ с указательными местоимениями; о роли указательных местоимений в речи.
Уметь находить указательные местоимения в тексте; использовать их как средство связи в предложении; склонять указательные местоимения; употреблять предлоги О и ОБ с указательными местоимениями; правильно употреблять в речи указательные местоимения.
Определительные местоимения. Употребление определительных местоимений в речи.
Знать значение определительных местоимений, особенности склонения местоимений каждый, всякий, сам, самый; об употреблении местоимений в речи.
Уметь находить определительные местоимения в тексте; склонять их; определять смысловые оттенки указанных определительных местоимений; определять синтаксическую роль; правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор местоимения
Знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчиненном предложении, осуществлять синонимичную замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.
Повторение.
Знать морфологические признаки местоимений; знать о текстообразующей роли местоимений; о синтаксических функциях местоимений; разряды местоимений; об употреблении местоимений в речи.
Уметь рассказать о местоимении в форме научного описания; доказать принадлежность слова к местоимению; находить местоимения в предложении и в тексте; определять синтаксическую роль местоимений; использовать местоимения для связи частей текста
Приложение 2.
Регулятивные планируемые результаты
Задания
1. Прочитайте стихотворение.
Я о себе такого мнения:Огромна роль местоимения!Я делу отдаюсь сполна:Я заменяю имена.
Заменяю именные части речи,Взвалив обязанности их к себе на плечи.Когда приходится слова другие замещать,На их значение всегда мне надо указать.
- Подчеркните ключевые слова. По ключевым словам составьте рассказ о местоимениях в научном стиле. Откройте учебник и сравните свой рассказ с определением местоимения на стр. 64. Оцените свою работу. Что нового узнали, прочитав материал учебника? Если нужно, внесите корректировки в свою работу.
2.Изучите материал для самостоятельных наблюдений на стр. 64. Определите цель. Составьте план изучения темы «Местоимение как часть речи». Обсудите работы в парах.
Примерный план: 1) Местоимение как часть речи.
2) Разряды местоимений. Образование, правописание.
3) Грамматические признаки.
4) Синтаксическая роль.
3.Поработайте редактором: исправьте ошибки в предложениях, связанные с употреблением местоимений. Чему вы можете научиться,(прогнозирование) правильно выполнив данное задание? (научиться правильно употреблять местоимения в речи)
Алексей напомнил другу заказать для себя книгу в библиотеке.
Как ты сегодня чувствуешь, мама?
Бабушка присела около печки: возлееё было теплее.
Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление.
Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок
4.Найдите местоимения, обозначьте их разряд.
По рецепту древнемуПредков старины
Я пеку румяныеВкусные блины.
(Ох, и любим их!)Знает его тайнуБабушка моя,По наследству – мама,И, конечно, я!
- Почему выделены местоимения его, их?
- Какую ошибку мы можем сделать, определяя разряд этих местоимений? - Постройте алгоритм определения разряда местоимений его, её, их и примените к конкретным местоимениям.
Примеры ответа: а) его тайну – на какой вопрос отвечает? (чью?) – на что указывает?(на принадлежность)- какую синтаксическую роль выполняет (определение)-это притяжательное местоимение; б) любим их- на какой вопрос отвечает?(что?)-на что указывает (на предмет)- какую синтаксическую роль выполняет (дополнение)- это личное местоимение.
5.Соотнесите местоимение с его разрядом. Сверьте работу с контрольным листком (эталоном). Оцените свою работу. Скажите, какие разряды местоимений Вам нужно повторить?
1. Мне а) определительное
2. Что б) возвратное
3. Собой в) притяжательное
4. Некто г) личное
5. Чему? д) указательное
6. Некому е) относительное
7.Этот ё) неопределённое
8. Каждый ж) отрицательное
9. Наш з) вопросительное
Контрольный листок (эталон).
- Мне – личное
- Что – относительное
- Собой – возвратное
- Некто – неопределенное
- Чему? – вопросительное
- Некому – отрицательное
- Этот – указательное
- Каждый – определительное
- Наш – притяжательное
6.Самостоятельно изучите правописание приставок не- и не- в отрицательных местоимениях (орфограмма №45(стр.80))- 1 варианты, слитно-раздельного написания не- и ни- с отрицательными местоимениями (орфограмма №46(стр.81))- 2 варианты. Составьте алгоритм использования орфограмм, объясните друг другу в паре.
Алгоритм для орфограммы №45:
Приставка в отрицательном местоимении ударная?
Да Нет
Пиши НЕ Пиши НИ
Алгоритм для орфограммы №46:
НЕ и НИ отделяются от отрицательного местоимения предлогом?
Да Нет
Пиши раздельно Пиши слитно
7.Составьте план работы над исследованием «Что общего между притяжательными местоимениями и притяжательными прилагательными?»
Прочитайте работу партнёра в паре, оцените его работу. Оцените свою работу, если нужно, внесите корректировки.
Примерный план: 1 Тезис. Общие признаки.
2. Аргументы.
а)На какие вопросы отвечают?(примеры)
б) Как склоняются?(примеры)
в) Как согласуются с существительными?(примеры)
3. Вывод. Актуальность. Как отличить данные части речи?
8.Закончи предложения, сверив ответы с учебником.
местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________
к 1-му лицу относятся местоимения________________
ко 2-му лицу относятся местоимения__________________
к 3-му лицу относятся местоимения______________________
по родам изменяются только местоимения __________ лица ________________ числа
предлоги с местоимениями пишутся ____________________
9.Цифровой диктант.
Расставьте номера высказываний в соответствующие колонки. Ответ проверьте по ключу.
Существительное
Местоимение
1. Указывает на предмет
2. Отвечает на вопросы кто? что?
3. Изменяется по родам в 3 лице ед.числе
4. Изменяется по падежам
5. Имеет постоянный род
6. Имеет лицо
7. Изменяется по падежам и числам
8. Бывают единственного и множественного числа
9. Обозначает предмет
10.С предлогами пишется раздельно
- А теперь давайте проверим, что получилось
Прогнозируемый результат:
Существительное
Личное местоимение
2, 5, 7, 9, 10
1, 2, 3, 4, 6, 8, 10
10. Восстанови фразеологические обороты, определи разряд местоимений. В случае затруднения обращайся к фразеологическому словарю.
после себе на носу
заруби во что горазд
нести свой крест
кто своей воле
Кричать нечем
на всех перекрёстках
подчинять кого-либо
крыть меня-хоть потоп!
Ответ:
Личные местоимения: после меня-хоть потоп!
Возвратные: заруби себе на носу
Притяжательные: нести свой крест
Относительные: кто во что горазд
Определительные: кричать на всех перекрёстках
Неопределённые: подчинять кого-либо своей воле
Отрицательные: крыть нечем
11. Цифровой диктант
а) 1 – местоимение-существительное.
2 – местоимение-прилагательное.
3 – местоимение-числительное.
4 – местоимение-наречие.
1. Веди нас, дорога, вперед! 2. Наша радость не остынет. 3. Запевай веселей эту песенку новых бойцов. 4. Братишка убит, так написали подруги. 5. Вспомни песенку мою. 6. Просто нравятся песни, потому и пою. 7. И с самым нежным видом квитанцию ей выдал. (В. Лебедев-Кумач.) 8. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна. (И. А. Крылов.) 9. Пошел Топтыгин в магазин, на ногу чью-то наступил. (Г. Козлова.)
Код: 1, 2, 2, 4, 2, 4, 1, 3, 2;
б) 1 – личное местоимение.
2 – возвратное местоимение.
3 – притяжательное местоимение.
4 – вопросительное местоимение.
1. Природа дверь свою открыла. 2. Для нас душою расцвела. (Е. Слезкина.) 3. Но о себе совсем забыла. 4. Откуда приходит рассвет? 5. Ужасен зверя хищный вой – но люди боле мне ужасны. 6. Скрывают верх от глаз моих. 7. Да где ж твой барин? (И. Крылов.) 8. Сдачу оставьте себе. 9. Зачем тревожишь мой покой?
Код: 3, 1, 2, 4, 1, 3, 3, 2, 4;
в) 1– притяжательное местоимение.
2 – определительное местоимение.
3 – указательное местоимение.
4 – личное местоимение.
1. Там горы, может быть, богатств несчетных. 2. Один, ленивее других, всегда по берегу скитался. 3. Сей мыслию пленяясь, безумец вскоре в открытое пустился море. 4. Мой чудак пустился вдруг назад. 5. Увидевши ее свирепую осанку, едва промолвить мог бедняк. 6. А тень за ним уж гнаться стала. 7. Ворона с кровли на всю тревогу спокойно, чистя нос, глядит. 8. Ее как будто позабыли. (По И. А. Крылову.)
Код: 3, 2, 3, 1, 1, 4, 2, 4.
12. Найдите «четвертое лишнее»:
1.Мной, собой, тобой, о ней
2.Я, ты, меня, себя
3.Некого, некто, никому, не с кем
4.Чего, кем, нам, чей
- Объясните Ваши действия при выборе лишнего слова.
- Составьте свой вариант аналогичного задания с любыми местоимениями
13. Выполните на листочке работу с деформированным текстом: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Проверьте в парах.
Жило-было (Н...)чего, Не имело (н...)чего, Не хотело (н...)чего.Взад - вперёд оно ходило,И( н...) с (кем) (н) говорило,(Н...)кого не замечало,Лучше всех себя считало. А про это (Н...)чегоИ сказать - то (Н...) чего!
Задания к тексту по развитию аналитических способностей.
- Какие орфограммы нужно было знать для выполнения данного задания?
- Докажите важность знания правописания отрицательных и неопределённых местоимений.
- Объедините местоимения из текста в две группы. Одинаковые ли получатся группы.(нет) Почему? ( можно объединить по разрядам, по слитно –раздельному написанию)
14.Восстановите текст стихотворения, поставив личные местоимения в нужный падеж.
Глупая кошка.
Дождик с крыши
Кап, да кап-
Сыро для кошачьих лап.
Надо бы сапожки
Смастерить для кошки.
Я взяла пакетики,
Пришила к (они) резиночки,
Стала кошку обувать,
Чтоб (она) лапки не марать.
А (она), махнув хвостом,
Убежала босиком!
Ответ
Дождик с крыши
Кап, да кап-
Сыро для кошачьих лап.
Надо бы сапожки
Смастерить для кошки.
Я взяла пакетики,
Пришила к нимрезиночки,
Стала кошку обувать,
Чтоб ей лапки не марать.
А она, махнув хвостом,
Убежала босиком!
(Страничка сестер Лиды и Лизы Оспенниковых)
15. Слитно, раздельно или через дефис? Проверь себя по правилу в учебнике.
(Не) кто шёл по какой (то) дороге, нашёл (не)что. (Кое) что он оставил себе, а (не) которую часть где (то) для кого (то) припрятал.
Познавательные планируемые результаты
Задания
1.Решите пропорцию:
Звук – фонетика
Предложение – синтаксис
Местоимение - ________________________
(Местоимение-морфология)
2. Сравните функции местоимений в предложениях (поисковая работа):
Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их.
Учащиеся должны самостоятельно решить, какие операции с языковым материалом и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы выполнить задание и сделать вывод.
3.Восстановление текста по таблице.
Ученые многих стран возвр.щались из Арктики, н.чем не об.гатив науку.
В течение столетий н.кто (не)бывал на Северном полюсе и н.кем он (не)был изучен.
Осн.вательное изучение Северного полюса было начато в России в тридцатые годы дв.дцатого века.
В начале дв.дцатого века (кое)кто из полярных путешественников сумел добраться до полюса, но н.кому (не)удалось там продержаться более двух суток.
Порядок предложений в тексте
Разряды местоимений
личные
неопределённые
отрицательные
№1
1
-
2
№2
-
-
1
№3
-
1
1
№4
-
-
-
- Восстановить порядок предложений в тексте, руководствуясь таблицей
Во время записи вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
- Объясните правописание неопределённых и отрицательных местоимений.
4. «Цифровой диктант». На партах лежат карточки с предложениями. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте их. На доске написан шифр:
1 – неопределенное
2 – возвратное
3 – относительное
4 – вопросительное
Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
Посмотри, какая красота!
Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости
О себе дед рассказывать не любил.
Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
Код: 13124
5.Расскажите о местоимениях, опираясь на правило учебника. Примеры приведите из стихотворения В. Волиной.
ОН, ОНА, ОНИ и МЫ. ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ. С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я – Что же это за слова? Это, без сомнения, слова- МЕСТОИМЕНИЯ. Как названье дать словам: Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ, КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО, НАШ, и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ, ИХ, ЕГО, ЕЕ и Свой? Это, без сомнения, Всё МЕСТОИМЕНИЯ! (В.Волина)
6. Вспомните и запишите 5-7 фразеологизмов, пословиц или поговорок с возвратным местоимением, при необходимости сверьтесь со словарём.
Ответ.
"Сам себе на уме", "Прийти в себя", "Само собой"(например, решится дело) , "Про себя" (читать) , "На себя не похож" (изменился)
8. Работа с таблицей .
некто
нечто
некоторый
несколько
кое с кем
кое оком
кое по кому
кое для кого
кто-то
чей-либо
кое-какой
когда-нибудь
- Изучите таблицу. По какому принципу разделены слова в три столбика?(это неопределённые местоимения, разделены по принципу слитно-раздельно-дефисного написания )
- Заполните пустые строчки в таблице. (Первая строчка –принцип написания, последняя –правило. Могут быть варианты, но ученик должен уметь объяснить свой выбор)
9. Заполнить квадрат, знаками шифра указывая разряды местоимений в данных сочетаниях:
1.Следить за собой.2. Подготовить кое-что.3. Кто здесь? 4.Остановиться у них. 5.Не загорел никто. 6.Сколько-нибудь книг. 7. У кого спросить? 8.Дружить с ними. 9.Никаких трудностей. 10Увидеть нечто.11. Сколько сделал?12. Сходить к вам. 13.Ничего не знать.14. Владеть чем-либо.15. Дом, который стоит у дороги. 16.Прийти за тобой.17. Ни к каким преградам.18. Кое с кем посоветоваться. 19.Узнать, кто сделал. 20.Сходить ко мне. 21.Не с кем поговорить. 22.Какой-то шорох 23. Определить, чье гнездо. 24 Стоять возле нее. 25. Возьми себя в руки.
Шифр: Л-личные
В-возвратное
? –вопросительное
О – относительное
Н- неопределённое
- - отрицательное
1
6
11
16
21
2
7
12
17
22
3
8
13
18
23
4
9
14
19
24
5
10
15
20
25
После выполнения задания производится самопроверка и оценка результата. Ситуация успешности для ученика создается через отсутствие среди критериев оценивания оценки «2».
Критерии оценивания:
0 ошибок – «5»
1-6 ошибок – «4»
7-12 ошибок – «3»
Рефлексия. Намного важнее на данном этапе самоанализ обучающимися полученных результатов по итогам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Вопросы для рефлексии:
Доволен ты своим результатом или нет и почему? Какие разряды местоимений не удалось определить и почему? Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой? Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.
Эталон:
в
н
?
л
-
н
?
л
-
н
?
л
-
н
о
л
-
н
о
л
-
н
о
л
в
10.Расставь ударения и распредели по двум колонкам словосочетания с местоимениями.
Н_кто не знал, н_ с кем говорить, н_ в чём не нуждаться, н_в чем выйти, н_чего стесняться, н_ о чём не заботиться, н_кого бояться, н_кем дорожить.
ни не
____________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
7.Прочтите притчу и выполните задания.
Два друга много дней шли по пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н...чего не сказал.
Молча он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к...тором решили искупаться. Тот, к...торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил:
- Когда кто(нибудь)нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это.
- Озаглавьте притчу.
-Выпишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.
- Выпишите слова с пропусками и скобками, графически обозначьте орфограмму.
Коммуникативные планируемые результаты
Задания
1.Прочитайте стихотворение ученицы, выполните задания.
(Презентация книги Т. Левановой «Сквозняки»).
Каждый знает, сквозняки-
Дело неприятное.
Их боятся очень люди,
Это всем понятно.
Вдруг мне мама
ЭСэМэСку переслала:
-« Сквозняки» тебе купила.
- Как так, мама, объясни?
Я домой летела пулей,
Все боялась опоздать,
Мне, ребята, так хотелось
Со сквозняками поиграть!
Целый месяц вечерами
Я сижу со «Сквозняками».
Вместе с мамой
Мы читаем,
То смеемся, то грустим.
И от книги оторваться
У нас просто нету сил.
Т. Леванова так много
В ней сумела рассказать!
Вам, ребята, захотелось
Повесть – сказку прочитать?
-Найдите местоимения , которые связывают предложения в тексте, определите их разряд.
- Составьте свою презентацию любимой книги.
Ответы: Вам, в ней ,нас, мы,я, мне,все, тебе, это, всем, их, каждый
2. Прочитайте стихотворение, определите его тему. Напишите воззвание на данную тему, используя местоимения.
Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пустыИ деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
3.Прочитате текст песни, выполните задание.
Алексей Рыбников. Песенка о звёздах.
Когда вам одиноко,
И грустно отчего-то,
И что-то охота понять.
Пойдите и найдите
Седого звездочета,
Он рядом, рукою подать.
На все вопросы в мире есть у него ответы,
Прочел он две тысячи книг.
И выучил все небо, измерил все планеты,
И позволит вам взглянуть на них.
Там, на большой высоте,
Даже сказать страшно где,
Звезды висят, как будто апельсины.
А между звезд, между звезд,
Задравши хвост, пышный хвост,
Ходят кометы важно, как павлины.
А на Луне, на Луне,
Едет медведь на слоне,
Лунный медведь - голубенькие глазки.
Не замечая того,
Как мы глядим на него,
Он сам себе вслух читает сказки.
Он сам себе вслух читает сказки
Определите, как часто в тексте встречаются местоимения, к каким разрядам они относятся, в какой форме употреблены (прилагается таблица разрядов) . Сделать выводы: какие местоимения чаще употребляются.
Название разряда
Местоимение
Личные
Возвратное
Притяжательные
Определительные
Вопросительные
Относительные
Отрицфтельные
Неопределённые
Указательные
4 Прочтите начало лингвистической сказки В.В.Волиной «Злая колдунья», придумайте своё продолжение о том, как местоимения исправили ситуацию.
В далёкие времена в одном царстве жили добрые и весёлые люди. Однажды забрела к ним злая колдунья и решила лишить их радости. При помощи страшного заклятья заставила она людей забыть все имена.
В царстве наступил беспорядок
5.Отгадайте загадку и выполните задание.
Он, она, оно
Мое стихотворениеПро местоимение.Утром –Так заведено –Разомкнешь ресницы,И к тебе идет оноРозовой жар-птицей.А стемнеет – он придет,Тоненький,Смущенный, –Он на цыпочках войдетДолькою лимонной.Срок прошел – плывет онаВ пелене тумана,Круглолица и грустна,Будто Несмеяна...Кто же он, оно, она?Месяц, солнце и луна!
(Е.Кай)
-Ответьте, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь?
-Какие выразительные средства использует автор?
-Придумайте свою загадку, используя местоимения.
6.Напишите сочинение-миниатюру , выбрав одну из пословиц с возвратным местоимением.
Других осуждать - себя не уважать. Доброе дело само себя хвалит. От себя не убежишь.
7.Ассоциации. Нарисуйте портреты возвратного, личных указательных, отрицательных местоимений. Защитите свою работу.
8.Прочти слова великого русского писателя Л.Н. Толстого :
« Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.»
- Как ты понимаешь это высказывание? Объясни соседу по парте суть этих слов. Своевременны ли они сегодня?
-Какие местоимения помогли тебе справиться с заданием?
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 14215
·