Статья Расширение педагогических средств взаимодействия музеев, педагогов и учащихся


Районная научно-практическая конференция
«Роль, место, возможности музейной педагогики в системе современного образования».
«Расширение педагогических средств взаимодействия музеев, педагогов и учащихся»
Татиевская
Татьяна Григорьевна,
учитель начальных классов (СЗД)
МКОУ Хреновская СОШ №1

г.Бобров
2013г.
В последнее время заметно увеличился интерес к историческому прошлому. Этому способствует и увеличение телевизионных передач, и широкий доступ к историческим интернет-сайтам. Но в ходе обсуждения какой-либо исторической темы можно заметить одну закономерность: выступающий человек чаще всего не владеет всесторонней информацией об исторической ситуации, не может привести в качестве доказательств своего мнения какие-либо достоверные источники. Чаще всего он в своих знаниях опирается на высказывания современников, телепередачи или прочтённую художественную литературу. Всё это формирует искажённое представление об историческом прошлом.
Любовь и интерес к истории необходимо развивать с малых лет. Пётр I в своё время говорил: «Человек, незнающий своего исторического прошлого – не может быть достойным гражданином своего общества». Так, чтобы сформировать это гражданское общество, необходимо развивать культуру познания. Не опираться в своих высказываниях на сомнительный источник, а обратиться к первоисточнику (если это возможно). Прочитать не только художественную, но и документальную литературу на интересующую тему. А лучше всего «прикоснуться» к этому прошлому. И здесь неоценимую помощь окажут музеи, где можно «увидеть» прошлое.
О том, что необходимо развивать интерес у учащихся к историческому прошлому, говориться давно. Вопрос только в том, а как это сделать правильно? Как сделать так, чтобы интерес и потребности в познании только возрос, а не угас?
Вспоминая свою учёбу в школе, хочу сказать, что урок истории не были моим любимым предметом, т.к. уроки всегда проходили по одному сценарию: опрос домашнего задания, затем монотонное изложение нового материала. Но так как я очень любила читать, то заметила, что с интересом читаю книги об исторических событиях, меня эта тема так заинтересовала, что я стала искать не только историческую художественную литературу, но и документальную. В дальнейшем я, имея педагогическое образование, поступила на исторический факультет ВГУ и закончила его с отличием. Тем самым я сама себе доказала, что изучение исторического прошлого – увлекательный процесс.
Так что же конкретно может дать педагог в развитии у ученика интереса к истории?! Дать ребёнку «потрогать» прошлое. Вы видели, как у ребёнка «загораются» глаза, когда он видит предметы старины? Сколько вопросов возникает у него?
Можно бесконечно долго рассказывать о том, как, например, делали гвозди ещё 100-150 лет назад. А можно просто показать этот гвоздь детям, дать подержать его в руках. И тогда уже они не отстанут от вас с расспросами. Какой метод работы окажется эффективней? Конечно, второй.
Развивая исторический интерес у детей, необходимо свою работу строить в тесном сотрудничестве с музеями. Отличительной чертой такого обучения является то, что оно проходит в неформальной обстановке на основе добровольности.
Взаимодействие школьных музеев с педагогами и учащимися может быть очень разнообразно. Это: внеклассные мероприятия, экскурсии; консультации; исследовательская деятельность, кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины, реконструкции исторического прошлого. Использовать экспозиции музея можно и в учебной деятельности. Например, в начальных классах, на уроках окружающего мира, литературного чтения. Уроки, проведённые в музее, предполагают получение дополнительных знаний, которые невозможно получить в полной мере, используя только учебник и учебно-методическую литературу. Обучение может осуществляться в форме экскурсий или музейных уроков. Такие уроки принимаются учащимися с радостью и запоминаются надолго.
Другим видом деятельности, ставшим очень популярным в последнее время, является проектно-исследовательская деятельность. Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы — воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению.
Участие учащихся в исследовательской работе развивает у учащихся коммуникабельность, навыки публичного выступления, умение дискутировать, и что немаловажно, аргументировано доказывать своё мнение, опираясь на источник. Такая работа способствует развитию творческого потенциала школьника, углублению знаний и в дальнейшем, умению правильно найти ответ на возникающий вопрос. Знания и практические навыки, полученные учащимися, расширяют их кругозор, обогащают их внутренний мир и способствуют развитию культурного уровня.
Изучив учебный материал таким образом, можно быть уверенным, что ученик его уже никогда не забудет. Но, как правило, в дальнейшем у него возникает желание поделиться этими знаниями с другими. И одно дело, когда рассказывает учитель, и совсем по другому воспринимается материал, когда его освещает ученик, который не просто подготовил доклад по указке учителя, а проникся этой темой, сам собрал материал, нашёл различные вещественные или документальные подтверждения своих слов.
Участие школьников в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Большую помощь в познании исторического прошлого могут оказать встречи с людьми, которые принимали непосредственное участие в изучаемых событиях. Например, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Конечно, сейчас пригласить такого человека на встречу большая проблема. Но я своим ученикам предложила подготовить небольшое выступление о своих родственниках в годы войны. В эту работу, к моему удивлению, активно включились родители учеников. Работа началась с того, что родители стали рассказывать своим детям о самой войне, используя различную детскую литературу по теме. Использовали в своих поисках интернет ресурсы, чтобы нагляднее продемонстрировать весь ужас той войны. Затем обмен и обсуждение полученных знаний начался среди учеников на переменах и после уроков. Они приносили книги, фотографии, иллюстрации о войне. В назначенный день выступления учащихся в классе стало тесно от количества желающих послушать эти выступления. Пришли родители и родственники учащихся. А один ученик, который не посещал школу в эти дни по болезни, потребовал, чтобы родители обязательно привезли его на выступление, и он с гордостью рассказывал о своём прадедушке. Ребята принесли из дома бережно хранимые фотографии и личные вещи ветеранов, рассказывали о своих родных, участвовавших в боях. Собранный таким образом материал мы оформили и передали в школьный музей. Такая работа способствует пополнению экспозиций школьного музея. Но самой главное – это воспитание так необходимого патриотизма.
Ещё один способ совместной деятельности школьных музеев и учащихся является реконструкция событий прошлого. Когда учащиеся в ходе подготовки театрализованного представления должны не только изучить само событие, но и изучить быт, обычаи, одежду того времени. Конечно, подготовка такого представления требует долгой и кропотливой работы, но результат того стоит. В такую деятельность вовлекаются педагоги дополнительного образования, родители, которые помогают подготовить костюмы и декорации для выступления. Посмотрев такое представление, учащиеся, которые до этого по каким-то причинам не прониклись интересом к прошлому, как правило, включаются в деятельность по познанию исторического прошлого во внеурочной деятельности.
Большую помощь в воспитании патриотизма оказывают не только школьные музеи, но и краеведческие. В ходе работы над проектами именно они оказывали большую помощь в осознании исторического прошлого малой родины, способствовали формированию любви к родному краю. Я со своими учениками неоднократно посещала местные музеи: конного завода, лесного колледжа им. Г.Ф.Морозова. Посещение музеев вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их. Школьники, посредством работы с местным материалом, глубже, на мой взгляд,  усваивают полученные сведения, а их последующие выступления уже не носят формальный характер.
Таким образом, внеклассная работа по истории в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формированию гражданственности. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма у молодого поколения.