Статья Преодоление речевой агрессии в педагогическом общении как фактор здоровьесберегающего обучения
Гейда Е. А.
Учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ № 166 им. А. А. Микулина г.о. Самара
ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Одной из концепций современного образования является здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровьесберегающей основе). Самая главная ценность человека – это его здоровье. Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а, напротив, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека. Это во многом зависит от характера педагогического общения. От личных качеств учителя, от его кругозора, мировоззрения, личной культуры зависит духовное здоровье общества, ибо учитель влияет своим поведением, речевой деятельностью на внутренний мир школьника. [2, 274].
Образование – это сфера слова. От речевой культуры педагога, в которой проявляется внутренняя культура его личности («Каков человек, такова и его речь», – писал Цицерон) зависит эффективность умственного труда учащихся, рациональное использование времени на занятиях, этическое и эстетическое воспитание, формирование общей речевой культуры школьников. Педагог должен создавать атмосферу доброго, творческого сотрудничества, духовного общения, душевного тепла и комфорта, чтобы учащиеся могли свободно и спокойно размышлять, думать, мыслить, говорить, не бояться высказывать свои мысли.
Ученик – главная цель воспитания. Каким он будет человеком, гражданином зависит от педагога, ибо «ученик смотрит на мир глазами учителя» (К. Ушинский).
Приведу лишь один пример, взятый из анкеты старшеклассника. «У нас в школе был учитель истории, стоило классу не приготовиться хорошо к тесту, она кричала: «Инвалиды ума, идиоты, придурки, я таких дураков, как вы, не видела, вы пик тупости этой школы, ваш чердак пуст». Типичным последствием такой тактики «насилия» и речевой агрессии со стороны учителя становится так называемый «дидактогенный невроз», вызванный непедагогическим поведением учителя. В результате у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретным учителем, а потом и перед школой вообще, ухудшается психосоматическое состояние. Вербальная агрессия педагога создаёт множество барьеров психологического и коммуникативного характера, препятствующих осуществлению эффективного учебного процесса. [1, 101]. В психолого-педагогической литературе существует много подходов, дающих возможность осуществления профилактики и устранения агрессии в педагогическом общении:
1. Овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуникативной компетенции педагога. Общение с детьми предполагает повышенную речевую ответственность и не допускает грубости, бестактности. Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения. Существуют конкретные жанры и средства речевого этикета, направленные на предупреждение и преодоление речевой агрессии, которые должен применять педагог в общении с учащимися (извинение, скрытое выражение побуждения, вежливое выражение несогласия, эвфемистические замены и др.). [1, 163].
2. Риторизация учебно-воспитательного процесса.
Риторика – наука об эффективном речевом общении. Использование законов риторики в обучении и воспитании способствует гармонизации взаимоотношений педагога и ученика и оздоровлению отношений внутри детского коллектива.
Один из основных законов общей риторики – «закон гармонизирующего диалога» – гласит: задача оратора – «установить гармонические двусторонние отношения с адресатом». Данный закон выражает этический аспект процесса коммуникации и предполагает внимательное, заинтересованное, дружеское отношение говорящего к адресату;
учёт говорящим воздействия своей речи на слушающего;
отношения равноправия и сотрудничества между участниками общения;
взаимную вежливость и доброжелательность.
Применительно к данной проблеме можно предложить следующие направления в работе:
1). Обращение на уроках русского языка и литературы к специально отобранным текстам, в которых рассматриваются нормы речевого поведения.
2). Использование в качестве дидактического материала фразеологизмов, пословиц, афоризмов, кратких изречений о слове, языке и речи как форм осмысления постулатов доброжелательного, вежливого, неагрессивного общения.
3). Использование ролевых игр, предполагающих анализ и инсценирование различных ситуаций общения, создания разных моделей речевого поведения. Это предоставляет учащимся прекрасную возможность научиться находить наиболее оптимальные пути разрешения сложных конфликтных ситуаций. [1, 181].
3. Контроль над речевой агрессией психолого-педагогическими приёмами, позволяющими предупредить или устранить речевую агрессию в конкретных ситуациях общения: (переключение внимания, метод проецирования положительных личностных качеств, использование положительных оценочных высказываний, открытое словесное порицание, убеждение, внушение, коррекционно-профилактическая беседа и др.). [1, 136].
Современное образование предъявляет высокие требования к речевому общению учителя. Он должен быть культурным, интеллигентным, высокообразованным, психологически уравновешенным, умеющим владеть собой, обаятельной личностью. И тогда с помощью такого учителя ученики могут осознать, что каждый из них – личность, вместившая в себя культуру своего народа и являющаяся его частью. От качеств педагога зависит благополучие личности учащегося, а следовательно, будущее благополучие нашего Отечества.
Литература
1. Щербинина, Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути её преодоления [Текст]. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 224 с.
2. Юнина Е.А. Педагогическая риторика как эффективная технология здоровьесберегающего обучения. [Текст]. Риторика в модернизации образования/ Материалы докладов участников восьмой международной научной конференции по риторике (Москва, 2-4 февраля 2004 г.). – М., 2004. – 295 с.