Проектная деятельность как эффективный метод развития детской одаренности

Развитие детской одаренности средствами дополнительного образования
Г.Абакан
Методист МБОУ ДОД
«Центр детского творчества»
Картина Н.И.

В отделе декоративно-прикладного и технического творчества МБОУ ДОД “Центр детского творчества» города Абакана созданы условия для оптимального развития одаренных детей
Педагоги отдела проводят индивидуальную и дифференцированную работу, оказывают консультативную помощь в выполнении индивидуальных творческих работ, проводят систематическую работу по подготовке обучающихся к участию в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня. Ежегодно обучающиеся отдела ДПИ занимают призовые места в городских, республиканских и всероссийских конкурсах
Важнейшим принципом обучения и подготовки одаренных детей к участию в конкурсных мероприятиях является индивидуализация процесса обучения. Этот принцип в отделе ДПИ реализуется через внедрение индивидуальных маршрутов освоения образовательных программ.
Примерами такого обучения может послужить работа детей по электронным учебникам, разработанными руководителями творческих объединений «Дизайн кожи» - Дияновой Л.Л., «Калейдоскоп рукоделий» - Ягло С.Г., педагогами студии моды «Стиль» - Ивановой Л.И., Маркиной М.Г.
Особое значение имеет для одаренного ребенка проектная и исследовательская деятельность.
В студии моды «Стиль» проектная деятельность осуществляется при создании коллекций одежды. Педагоги студии учат создавать коллекции не по схеме, а искать для каждого свой неповторимый путь. Девочкам нужно найти те элементы, формы, на которых и будет строиться вся коллекция. Например, коллекция «Фольклорные вариации» разработана Асочаковой Марией под руководством Л.И. Ивановой в фольклорном стиле. Задуманная коллекция целостна и в то же время каждая модель индивидуальна. При создании каждой отдельной модели учтены особенности фигуры девочки, одежда должна скрывать недостатки и подчеркивать достоинства. Чтобы найти решение данной проблемы, воспитанницы самостоятельно исследуют законы зрительных иллюзий с целью корректировки костюма и делают выводы, какая конструкция костюма будет способствовать улучшению внешнего вида. Коллекция одежды «Мир контрастов», коллективная работа, выполнена в стиле авангард под руководством педагога Маркиной МГ. В результате поисково-исследовательской деятельности каждая девочка создала модель, соответствующую по цвету, характеру отделки, конструктивному решению только ее личности. Весь найденный материал собирается в отдельной папке.
Изготовление любого изделия в творческих мастерских студии «Харитина» невозможно без проведения пусть самых простых исследований. На занятиях создаются проблемные ситуации, которые подтолкнули бы обучающихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда дети в значительной степени работают сами.
Вот как это выглядит в творческом объединении «Бисерное разноцветье» (педагоги Шикунова Е.В., Аладина Н.Н.): проблема берется из реальной жизни, например, необходимо разработать и изготовить изделие для конкретного случая: украшение к вечернему платью, на каждый день, в подарок близким. Дана схема основы, а дальше ребенок работает самостоятельно, завершая изделие по собственному замыслу.
Дети разрабатывают эскиз украшения, подбирают материал по цвету, определяют форму, решают, какой будет дополнительная отделка. Это может быть ожерелье (длинное, короткое, висячее, прилегающее к шее), браслет, выполненный в технике ткачества или плетения, брошь к сумке, шляпке, обуви.
При ведении поисково-исследовательской деятельности дети учатся самостоятельно работать с литературой, изучают историю ремесел, распространение традиционных ремесел в разных областях России, подбирать цветовую гамму, изучают основы композиции, русские узоры, сувениры, традиции и многое другое.
В студии изобразительного искусства «Волшебные краски» педагоги считают, что ставить жизненно-важную проблему перед детьми совершенно обязательно, чтобы обеспечить интерес к материалу и развитие обучающихся. С первых занятий дети учатся открывать новые знания самостоятельно.
При изображении сюжетов на историческую тему ребенку необходимо изучить особенности национального костюма, традиции и предметы быта, исторические факты, а так же найти и подобрать иллюстративный материал. Для более яркого освещения той или иной темы на занятиях используются видео и аудиокассеты, учащиеся посещают музей.
Для повышения эффективности образовательного процесса педагоги Иванова Л.И., Диянова Л.Л., Шикунова Е.В., Казакова Е.В., Фанштейн Н.Г., Черчинский Ю.А., Маркина М.Г., Байкалова С.Н. проводят часть занятий с использованием возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов. С использованием компьютерных технологий проводятся занятия «Виртуальный стилист», «Построение базовых конструкций одежды, чертежей выкроек», учащиеся знакомятся со специализированными программами в области дизайна одежды, совершают виртуальные экскурсии в дома моделей ведущих модельеров России, в Эрмитаж, Лувр и другие картинные галереи мира, знакомятся с творчеством великих художников, скульпторов, мастеров народного творчества, изучают фотоархивы международных выставок «Хобби – планета увлечений». Эти занятия способствуют развитию у детей образного мышления, воображения, творческих способностей. Для повышения мотивации к обучению, качества образовательного процесса педагогами разработаны электронные образовательные ресурсы.
Ежегодно в Центре детского творчества внедряются новые формы организации деятельности детей. В студии моды «Стиль» с 2010 года проводится конкурс творческих проектов моделей одежды «В поисках истины и красоты», который способствует развитию творческой активности детей, их желанию самовыразиться и реализовать свой замысел, так как обучающиеся над разработкой проекта изготовления коллекций одежды от начала и до конца работают самостоятельно. В студии художественных ремесел «Харитина» с 2008 года проводится фестиваль народных праздников «Традиции русского народа вчера и сегодня». Праздники - конкурсы, проводимые в рамках фестиваля, связаны с изучением традиций, культуры и ремесел русского народа. Это такие праздники: «Осенние посиделки», «Праздник день рождения Харитины», «Раз в крещенский вечерок», «Раздольная масленица», «Праздник святой пасхи». Массовые мероприятия, целью которых является сохранение народных традиций учат детей ориентироваться в традициях народной культуры, использовать элементы народного творчества при изготовлении работ в творческих мастерских, в повседневной жизни.
Обучающиеся технических творческих объединений активно занимаются проектной деятельностью. Темы разрабатываемых ими проектов чаще всего относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Результаты выполненных работ представляются на выставках и конкурсах различного уровня: городском конкурсе технических проектов и разработок «Фабрика технической мысли», республиканском Фестивале научно-технического творчества, республиканской выставке технических идей и разработок «Техносалон-2012», республиканском конкурсе детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке», Всероссийской выставке НТТМ.

Достойную оценку своего труда получили следующие воспитанники нашего отдела, становясь лауреатами Премии Главы города Абакана одаренным детям в номинации художественно-прикладное творчество:
Тудоякова Азарика (2009), педагог Тудоякова Э.К.;
Карпенко Саша (2010), педагоги Диянова Л.Л., Байкалова С.Н., Будикова Е.Ф.;
Нормова Юля (2012г), педагог Иванова Л.И.
Лауреатами в области технического творчества конкурса на соискание Премии Хакасского республиканского общественного Фонда поддержки одарённых детей стали:
Андронов Вячеслав (2010) – премия 3 степени, педагоги Аникин В.П., Балакин А.И.;
Балакин Николай (2011) – премия 1 степени, педагог Балакин А.И.;
Лопатин Александр (2011) – премия 2 степени, педагог Аникин В.П.;
Самойлов Дмитрий (2012) – премия 2 степени, педагог Аникин В.П.;
Юдинцев Юрий (2012) – премия 1 степени, педагог Балакин А.И.
Балакин Николай в 2010 году стал победителем Всероссийской выставки НТТМ.
Одаренные дети – особая категория детей, которые обладают высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядной креативностью и в тоже время имеют специфические проблемы в развитии, трудности в социальной адаптации в целом и в адаптации к условиям школы в частности. Решение данной проблемы возможно в дополнительном образовании. Здесь предоставляется каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса, применение инновационных форм, методов и технологий, участие детей в творческих конкурсах, выставках, фестивалях интеллектуальных играх и прочее способствует успешному развитию детской одаренности.
15