Доклад Новые педагогические технологии, как средство развития детской и подростковой одаренности
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 27
Доклад
Новые педагогические технологии, как средство развития детской и подростковой одаренности
Выполнила: Прохорова Е.Н.
Дзержинск
2014г.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (от 05.11.2008) один из основных акцентов был сделан на школьном образовании, в том числе указано, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Министерство образования Российской Федерации обратилось к отечественным ученым с просьбой разработать рабочую концепцию одаренности, отражающую результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми.
По возрастному темпу выделяются три группы одаренных детей: 1) с ускоренным темпом развития способностей. Сюда относятся так называемые вундеркинды, которые легче всего выявляются как одаренные дети. К сожалению, во многих случаях только они и рассматриваются как одаренные дети; 2) с нормальным темпом развития способностей. Дети именно с этим типом возрастного развития никак не отличаются по темпу развития от своих сверстников и составляют большинство одаренных детей; 3) с замедленным темпом развития способностей. Этот тип развития одаренности отмечается сравнительно редко, но тем не менее он встречается у людей, которых общество относит к гениям, например, Альберт Эйнштейн или Стивен Хокинг.Выделены основные характеристики личности одаренных молодых людей: 1. Высокий энергетический уровень, активность в овладении интересующей их сферой деятельности или знаний. 2. Негармоничность развития в различных сферах. 3. Отличия в когнитивной сфере. 4. Развитое воображение, что является, как известно, необходимым условием творчества. 5. Характерной чертой одаренных людей является нонконформизм. Им всегда сложно привыкать к устоявшимся нормам и правилам, и некоторые из них решаются на противостояние. 6. Обостренное чувство справедливости. Такой человек стремится всегда быть правым, ведь в детстве его особенно хвалили и награждали за то, что он прав. Следовательно, он полагает, что другим также неприятно оказаться неправым (проявление присущего одаренным людям эгоцентризма). Подобные стратегии поведения ведут к серьезному нарушению психологической адаптации одаренных подростков и выработке ими неадекватных механизмов психологической защиты.Ключевые проблемы, которые оказывают негативное влияние на развитие одаренности: - первым и основным препятствием для реализации одарённости является конформизм — желание быть похожим на другого. Причина возникновения данного препятствия — прежде всего непонимание, возникающее со стороны других людей. - второе препятствие — внутренняя цензура, возникающая в том случае, когда человек ощущает страх перед собственными идеями. Этот страх приводит к тому, что он начинает пассивно реагировать на все происходящее вокруг и не пытается решать возникающие проблемы. - третье препятствие — ригидность, возникающая чаще всего в процессе школьного обучения. Принципы выявления и пути развития одаренных детей.
Одним из наиболее продуктивных направлений развития одаренности в образовательных учреждениях является учебно-исследовательская деятельность, в рамках которой одаренная молодежь постигает основы научных исследований – от постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора материалов, их анализа до системных обобщений и выводов. Наиболее подходящими формами организации работы с одаренной молодежью являются конференции, олимпиады, турниры, научно-методические сборы, научные объединения учащихся, малые академии наук (МАН). Ключевые направления деятельности по выявлению, поддержке и сопровождению одаренной молодежи в субъектах РФ: - систематическая подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, поисковой и исследовательской деятельности; - совершенствование содержания образования в соответствии с принципом вариативности, создание учебно-методических комплексов для работы исследовательских объединений молодежи; - развитие очно-заочных форм образования, ориентированных на интеллектуальный потенциал личности ребенка на базе государственных (федеральных, областных, краевых, республиканских) учреждений образования детей при активном участии ведущих вузов страны; - разработка эффективных тематических и междисциплинарных межрегиональных проектов организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся; - совершенствование нормативной правовой базы, в том числе по вопросам внеконкурсного поступления в вузы победителей и призеров федеральных и региональных конкурсов, соревнований, творческих олимпиад, научно-исследовательских конференций и других мероприятий, проводимых в рамках системы дополнительного образования детей; - развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и вузов, заключение соглашений о сотрудничестве в работе с одаренными детьми; - совместное проведение курсов повышения квалификации специалистов и педагогических работников ОУ, работающих с одаренными детьми; - поддержка олимпиад, конкурсов, фестивалей, турниров, соревнований по всем направлениям деятельности общенациональной системы поиск и содействия развитию одаренных детей и молодежи. Педагогическая технология развития творческой одаренности детей и подростков – оптимальная организация педагогического процесса, интегрирующая ресурсы творческой образовательно-воспитательной среды вуза и творческой одаренности студента как субъекта творческой деятельности, позволяющей ему перейти на более высокий уровень реализации творческой одаренности. Подготовка профессионалов требует создания условий, в которых одаренные учащиеся могут реализовать свою творческую одаренность, а для этого необходимо: – разработка и внедрение технологии выявления и поддержки одаренных детей, разработка системы заданий для самостоятельной работы повышенной сложности; – привлечение талантливых учащихся к разработке проектов – в методической работе перенос акцента на организацию самостоятельной работы; – овладение учителями школ активными методами в решении учебных задач: дебаты, мастер-класс, метод проектов, кейс-метод, а также нетрадиционными видами лекций: лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция-консультация, программированная лекция-консультация, управляемая лекция и др.; - овладение навыками ведения уроков в режиме телеконференций; – учет интересов, запросов одаренных учащихся; - совершенствование механизмов и форм мониторинга творческой деятельности подростков. Отмечается, что важным условием жизнетворчества одарённых детей является грамотная организация исследовательской деятельности в зоне ближайшего развития ребёнка. Именно исследовательская деятельность создаёт условия для психического развития, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем − в самореализацию. Исследователи одарённости считают, что необходимо с большим вниманием отнестись к самым первым проявлениям познавательной потребности ребёнка – потребности в новых впечатлениях, которая проявляется уже с рождения. Выделены условия, способствующие приобретению статуса субъекта исследовательской деятельности одарённого ребёнка: 1. Свободное выражение своего «Я» в раннем детстве. 2. Способность производить свободный выбор мнения, деятельности, средств, целей. 3. Склонность к рискованным действиям. 4. Нонконформизм (ребёнок не должен ощущать неудобств от статуса «белой вороны» в социуме). Оценивая содеянное и корректируя производимое, субъект восходит до ступени стратега жизни, обретая способность планировать, модернизировать, творчески преобразовывать её содержание и форму. Подчеркнуты показатели качества личного творческого продукта одарённого ребёнка в исследовательской деятельности: – индивидуальный «почерк» творческого продукта, выражающийся в своеобразии манеры выполнения и характера выражения своего отношения к процессу, результату, объекту; – нахождение креативных средств для реализации творческого замысла в изобразительной деятельности, сочинительстве, конструировании, игре, разыгрывании небольших театральных сценок-сюжетов и т.д.; – направленность личного творческого продукта на созидание.Творческая одаренность учащегося отображает творческую сущность его личности и проявляется в творческой деятельности, взаимодействии с другими. Творческая одаренности учащейся молодёжи в результате обучения в школе развивается и изменяется в зависимости от условий организации учебно-воспитательного процесса, активности и интересов обучающихся. Эффективное развитие творческой одаренности детей и подростков требует:– обновление содержания образования за счет переподготовки учителей с учетом требований современной жизни;– обеспечение образовательного процесса курсами по выбору, учебно-методическими комплексами, ориентированными на увеличение доли самостоятельной работы, на выполнение творческих заданий;– внедрение новых технологий обучения. К этим технологиям принято относить: Проективные технологии, разрабатываемые на основе концепции проективного образования (проективной педагогики): формирование проективных компетенций посредством интеграции метода проектов с информационными технологиями. Рефлексивные технологии (способ самопознания и самооценки личности и профессионального роста). Реализуются посредством применения таких форм: тренинг делового общения, личностного роста, коммуникативных умений. Коммуникативно-деловые технологии. Формы: виртуальные конференции, диалог, полилог, пресс-конференция, диспуты, дискуссии, направленные на развитие академических и научно-исследовательских компетенций, опыта творческой деятельности. Проблемно-поисковые технологии. Формы: электронный семинар, проблемный видеопрактикум, Сократов диалог, кейс-методы, научный серпантин и др.; способствуют развитию критического и творческого профессионального мышления, формируют навыки научно-практической, исследовательской деятельности. Педагог, работающий с одаренными детьми должен:- быть доброжелательным и чутким;- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;- обладать высоким уровнем интеллектуального развития, широким кругозором;- быть готовым к выполнению различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;- обладать живым и активным характером, чувством юмора, крепким здоровьем и жизнестойкостью;- иметь специальную послевузовскую подготовку к работе с одаренными детьми, быть готовым к дальнейшему повышению квалификации;- быть сдержанным, в меру строгим, воспитанным и порядочным;- иметь позитивную Я-концепцию.
Рекомендации по воспитанию и обучению одаренных детей и подростков Обзор специальной литературы позволил составить следующие рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения одаренных детей:– принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его индивидуальность;– не пытаться сделать его «удобным», похожим на других, а помогать ему, опираясь на знания о собственных особенностях, вписывать себя в социум;– создавать условия для выявления индивидуального стиля деятельности, успешных стратегий учебной деятельности;– устанавливать партнерские отношения, обсуждать проблемы, ситуации, стратегии деятельности;– учитывать индивидуальный график работоспособности, не допускать переутомления;– поощрять проявления познавательной активности;– предоставлять альтернативные предложения, учить ребенка делать свой выбор;– обучать навыкам саморегуляции, приемлемым способам выражения негативных эмоций;– предоставлять образец конструктивного поведения в конфликтных, экстремальных ситуациях;– создавать вариативную, обогащенную и индивидуализированную образовательную среду;– признавать право на склонность к определенному виду деятельности в ущерб другим учебным предметам;– подкреплять позитивное поведение, акцентировать внимание на успехах, а не на проблемах;– использовать проблемное обучение, т.е. предлагать ребенку самостоятельно решать учебную проблему (которая должна быть интересной, посильной для него и не требовать длительного исполнения);– давать дифференцированные домашние задания, включающие решение логических задач, задач с несколькими вариантами решения, задания на опережение;– одобрять нестандартные способы решения учебных задач;– составлять совместно с детьми правила взаимодействия в группе, классе;– избегать категорических запретов, использовать «мягкое» руководство;– контролировать выполнение заданий;– оказывать помощь в структурировании времени и пространства;– получать обратную связь от ребенка, свидетельствующую о понимании им проблемы, инструкции, сущности и деталей задания;– делить большое задание на части, использовать смену видов деятельности, переключение внимания;– формировать единое воспитательное и образовательное пространство ребенка, которое он ощущает как безопасное.
С позиции развития одаренности особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось раннее, а мотивацию деятельности.
Интересные вопросы рассматривает к. п. н. Шпрангер Л.В. в своем докладе «Педагогические технологии в работе с одаренными детьми». Он говорит о том, что образование ребенка (в широком смысле) – создание условий, специальной развивающей среды, в которых у ребенка появляется потребность в движении именно в том направлении, которое эта среда задает.
Система основных потребностей одаренных детей и подростков:
-познавательная потребность
-потребность в интеллектуальной сложности (потребность в повышенной трудности умственной деятельности)
-потребность в креативности (творческой деятельности)
-потребность в самовозрастании (самореализации).
Далее Л.В. Шпрангер в своем докладе выделяет основные законы развития способностей (одаренности):
Необходимость биохимического коррелята (выраженных положительных эмоций) для развития любых способностей
Необходимость повышения уровня оптимальной сложности деятельности
Высокий ранг ценности развития (саморазвития) в общей системе ценностей личности
Исходя из этих теоретических основ он использует следующие технологии:
Информационно-коммуникационная технология обучения (ИКТ) с использованием проектно-исследовательской формы деятельности.
Интегральная образовательная технология (деятельностное обучение с индивидуальными траекториями освоения материала)
Когнитивная (познавательная) технология(технология интеллектуального развития учащихся)
Образовательная технология (формирование компетентностей с максимальным использованием ресурсов интернета)
Проблемно-ориентированная технология на базе Общей теории сильного мышления (эффективные методы решения задач и разрешения проблем)
Список литературы
Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 46-68.
Гладилина И.П., Сергеева С.А. Инновационная технология развития одаренности студенческой молодежи // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №7. - С.71-74.
Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одарённых детей // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 12. - С. 21-23.
Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/news/14907.
Кузнецова, Г.Д. Психологические особенности одаренных молодых людей // Наша молодежь. - 2011. - № 10 - С. 42-43.
О методических рекомендациях: [письмо Министерства образования и науки РФ] от 17. 12. 2010, N 06-1260 // Администратор образования. - 2011. - № 4 - С. 22-29.
Пасечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 14-21.