Современный урок. Ведущая технология «Коллективный способ обучения – КСО: вертикальная и горизонтальная методики.
Современный урок. Ведущая технология «Коллективный способ обучения – КСО:
вертикальная и горизонтальная методики.
Произошедшие в последние годы изменения в практике образования не оставили без изменения ни одну сторону школьного дела. Внедрение стандартов второго поколения – новое интересное и ответственное направление в деятельности школы. Результаты освоения стандартов – метапредметные, личностные, предметные. Их можно добиться лишь при условии, если из позиции информатора, дающего знания, учитель перейдет в позицию фасилитатора, создающего условия для организации процесса познания на основе системно-деятельностного подхода.
В настоящее время существует ряд педагогических технологий. Новейшая педагогическая технология (КСО - « по вертикали»), разработанная В.К. Дьяченко, является уникальным средством реализации стандартов ФГОС. Есть достойный опыт проведения коллективных учебных занятий «по вертикали » в Якутии. На данных занятиях учащиеся обучают друг друга с опорой на программы - вопросники ( далее – ПВ), разработанные учителем. ПВ представляет собой индивидуальную программу учащегося, где темп прохождения и усвоения предметного содержания зависит от природных способностей ребенка. (Существуют Красноярский и Лангепасский варианты новейшей педагогической технологии). Как разрабатываются ПВ?
Учебный материал делится на блоки (разделы программы), каждый блок состоит из тем, количество которых зависит от трудности материала. В одну тему может входить содержание одного параграфа, двух или содержание одного параграфа разбивается на две темы. В ПВ входят теоретические вопросы и практические задания, главное условие - указать параграфы изучения и повторения ( если оно есть в задании).
При организации обучения «по вертикали» выстраивается «лесенка», на которой один из школьников, назовем его А, может на одну или несколько тем опережать школьника В. Их взаимодействие будет следующим: ученик А, которого обучает и проверяет учитель, по отношению к В становится обучающим и проверяющим, ученик В к А - только проверяемым и обучаемым, но к ученику С в свою очередь ученик В может стать учителем, если опережает его по темпу в освоении материала. Количество « лесенок» зависит от числа учащихся в классе, но желательно в одной
«лесенке» до 6 человек. В классе, следовательно, будет 4-5 « лесенок», если число учеников до 30. Сегодня мы не говорим подробно об особенностях технологии КСО в целом, но нельзя не сказать, что « …каждый ребенок может усваивать содержание любого предмета на «4» и «5», если ему предоставить требуемое по его способностям время»,- так утверждает М.А. Мкртчян, ученик В.К. Дьяченко, современный методолог технологии КСО. Организация взаимообучения положительно сказывается на формировании нравственных качеств школьников и всех видов УУД.
Учитель, создавая условия для самостоятельной деятельности учащихся через ПВ, получает возможность рационально распределять свое время и внимание, помогая индивидуально каждому ребенку, а ученики, имеющие собственный опыт учительства, относятся уважительно к педагогической деятельности.
Можно выделить основные преимущества данной методики КСО:
в процессе постоянной активной речи развиваются навыки мыследеятельности,
каждый работает в индивидуальном темпе,
повышается ответственность за свои успехи и за успех коллектива,
отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних, а это успешные ученики, и в понукании других,
формируется адекватная оценка личности, своих способностей и возможностей, достоинств и ограничений,
обеспечивается более прочное усвоение материала через обсуждение информации с несколькими напарниками.
Параллельно с обучением «по вертикали» можно использовать горизонтальные методики, которые имеют свой алгоритм. Через данные методики идет развитие как личностных качеств учащихся , УУД –универсальных учебных действий, так и закрепление учебного материала.
По определению В.К. Дьяченко, обучение - это общение между теми, кто имеет знание и опыт, и теми, кто их приобретает. И в позиции учителя может быть ученик! Существует и укрепилось веками предубеждение: привлекать учащихся к обучению возможно только в отдельных случаях. Вероятно, поэтому мало кто придает серьезное значение словам великого педагога Яна Амоса Коменского, который четыре века тому назад приводил латинское стихотворение, в котором еще древние педагоги раскрывали «тайну великой учености»: « Как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил, обучать других». Эти три правила дают возможность ученику добиваться успехов в социуме.
Примеры ПВ по русскому языку по теме «Имя существительное», 5 класс,
учебник под редакцией М.М. Разумовской.
Вертикальная методика.
ПВ № 1. Параграф № 87 «Имя существительное»,
Ответьте на вопросы:
1.Что такое имя существительное? стр.229
2.Какие морфологические признаки имеет имя существительное?
Выполните задание: «3» - упр.675, 676; «4» - упр.678; «5» - 679.
ПВ № 2. Параграф № 88 «Как образуются имена существительные»
Ответьте на вопросы:
1.Назовите способы образования имен существительных?
2. Назовите приставки и суффиксы, с помощью которых образуются существительные.
3.Назовите группы суффиксов из упр. №687, 688 – приведите примеры.
Выполните задание: «3» - упр.680, 682; «4» - упр.683, 684; «5» - 685, 684.
ПВ № 3. Параграф № 89, 90 «Употребление суффиксов существительных «.
Ответьте на вопросы:
1.Что такое суффикс?
2. Объясни роль суффикса -А- в правописании гласных в корнях с чередованием Е-И, А-О. (Умная тетрадь – далее У/т)
3.Объясните правописание суффиксов –чик-щик-.
4. Объясните правописание суффиксов -ек-, –ик (-чик-)-.
Выполните задание: «3» - упр.689, 691, 692; «4» - упр.690, 693; «5» - напишите сочинение - рассуждение о правописании данных суффиксов.
ПВ № 4. Параграф № 91, «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»
Ответьте на вопросы:
1.Что такое прямая речь, диалог?
2.Объясни ошибку! «Я от тебя этого не ожидал » в обиде сказал друг.
3.Как пишется НЕ с глаголом?
4.Что общего в написании НЕ у глагола и существительного?
5.В чем различие в написании НЕ у глагола и существительного?
Выполните задание:«3» - упр.696, 697; «4» - упр.695, 693; «5» - Сочинение-рассуждение.,
ПВ № 5. Параграф № 92, 93 «Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные»
Ответьте на вопросы:
1.Какие сложные предложения знаете, чем они отличаются друг от друга?
2.Назови наклонения глагола, приведи примеры.
3. В чем смысл терминов «одушевленные» и «неодушевленные», уточни свои рассуждения.
4.Что такое олицетворение?
5.Как отличить имена существительные собственные и нарицательные?
Выполните задание: «3» - упр. 700, 702,705; «4» - упр.701, 704; «5» - ответ-рассуждение на упр. 699, 706.
План – конспект урока русского языка, 6 класс, тема «Склонение числительных»,
учебник под редакцией М.М. Разумовской.
Горизонтальные методики (деятельность по алгоритмам)
Идея. Предложенный урок по теме «Склонение числительных» являет собой образец построения учебного занятия по технологии КСО – коллективный способ обучения (В. К. Дьяченко). По данному способу обучения необходимо строить уроки так, чтобы основные этапы урока учащиеся контролировали и обучали друг друга самостоятельно, согласно алгоритмам деятельности. Это дает ребенку возможность ставить перед собой цель, находить самостоятельно или в работе с партнером правильные варианты решения возникающих задач, делать необходимые выводы, опираясь на ответы в карточках-тренажах, «ответниках» учителя.
После каждого вида работы на уроке учащиеся приходят к определённому выводу о правилах склонения числительных
Тема «Склонение числительных».
Цели урока:
обучающая: закрепление знаний и умений учащихся по теме «Склонение числительных»;
развивающая: развитие:
- регулятивных УУД: планирование, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция, оценка; - коммуникативных УУД: работа с партнером, постановка вопросов, умение выражать свои мысли;
- познавательных УУД: формулировка проблемы, поиск информации, смысловое чтение;
воспитывающая : воспитание внимания к слову, ответственности при работе в коллективе.
Оборудование урока: карточки для организации работы по методике ВОЗ – «Ввзаимообмен заданиями», «ответники» учителя, словарики для организации работы по методике УТ – «Устный тренаж», ВД – «Взаимный диктант», ПВ № 1 – 6 по теме «Имя числительное», экран успешности обучения по теме «Имя числительное»,
Методы: репродуктивный, частично – поисковый, словесно – практический.
Организационные формы: индивидуальная, парная, групповая, пары сменного состава
Ход урока.
1 этап урока. Цель: мотивация учащихся к деятельности.
Организационная форма – «групповая» - фронтальная
Метод: репродуктивный, аналитическая беседа по словам, написанным на доске:
четырьмя, девяносто один дециметр, двухтысячный читатель
- Что можете сказать о словах, написанных на доске?
- Что на данном примере можно рассказать о числительных?
(строение, разряды, грамматические признаки,…)- Что обозначают числительные?
- Мы работали с некоторыми из этих слов? ( - Да, записывали в словарики,- отвечают дети.)
2 этап урока. Цель: формирование орфографической зоркости, развитие зрительной памяти учащихся через методику УТ – устный тренаж (приложение №1).
Метод: словесно-репродуктивный.
Организационная форма: работа в парах:
3 этап урока. Цель: формирование орфографической грамотности, развитие слуховой, зрительной памяти учащихся через методику ВД – взаимный диктант (приложение №2)
Организационная форма: работа в парах
- правописание словарных слов из темы «Имя числительное» Б № 13 -14: словарные слова по программе 6 класса, слова записаны в словарик в виде блоков под номерами (в каждом блоке по 10 слов). Взаимооконтроль по результатам ВД.
4 этап урока. Цель: закрепить знания и умения учащихся по склонению числительных через методику ВОЗ – взаимообмен заданиями (приложение №3), отмечая свое продвижение в «карте учета» (приложение №4)
Метод: репродуктивно – практический
Организационная форма: пары сменного состава, индивидуальная работа (приложение №5)
5 этап урока. Цель: рефлексия успешности деятельности на уроке.
Метод: индуктивный (от частного к общему)
6 этап. Цель: Подведение итогов:
-объективная оценка за урок всем учащимся на основе объяснений результатов деятельности за урок,
- информация о домашнем задании с целью подготовки к контрольной работе.
Приложение №1
Алгоритм методики «Устный тренаж» (УТ)
Ученики сидят в паре (за учебным столом)
Первый вариант – «учитель», второй – ученик.
«Учитель» нечетко вполголоса произносит словарные слова из Б-13, ученик четко проговаривает их по слогам.
Обмен «ролями»: второй вариант – «учитель», первый – ученик.
«Учитель» нечетко вполголоса произносит словарные слова из Б-14, ученик четко проговаривает их по слогам.
Приложение №2
Алгоритм методики «Взаимный диктант» (ВД)
1. Ученики сидят в паре (за учебным столом)
2. Первый вариант – «учитель», второй – ученик.
3. «Учитель» нечетко вполголоса произносит словарные слова из Б-13, ученик пишет их в тетрадь
4. Обмен «ролями»: второй вариант – «учитель», первый – ученик.
5. «Учитель» нечетко вполголоса произносит словарные слова из Б-14, ученик пишет их в тетрадь
6. Проводят самоконтроль: проверяют свои диктанты по словарику.
7. Самооценка: «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки, «2» - 5 и более ошибок.
Примечание: словарные слова записываются учащимися в процессе обучение в словарик и организуются по блокам (Б), в каждом блоке по 10 слов.
Приложение №3
Алгоритм методики «Взаимообмен заданиями» (ВОЗ)
Каждый ученик получает карточку с заданием, в которую включена теория и практика.
Выучив теорию, ученик выполняет практику.
Проверяет по «ответу» учителя
Поднимает руку и ищет партнера, выполнившего задание, но под другим номером.
Садятся вместе, договариваются в роли: «учитель» - «ученик».
Обмениваются карточками.
Рассказывают друг другу свой теоретический материал («учитель» контролирует по карточке)
Выполняют практическое задание.
Проверяют по своей тетради, в которой задание проверено по «ответу» учителя.
Ищут нового партнера с другим номером карточки
Примечание: всего четыре задания (ВОЗ№1 – 4), изучение которых отражается в «карте учета»
Приложение №4
ВОЗ - 1 ВОЗ - 2 ВОЗ - 3 ВОЗ – 4
+ +
Приложение №5
ВОЗ №1
Запомните: у сложных количественных числительных при склонении изменяются
обе части! Например: пятьдесят, двести
И.п. (что?) – пятьдесят, двести
Р.п. (чего?) – пятидесяти, двухсот,
Д.п. (чему?) – пятидесяти, двумстам,
В.п. (что?) – пятьдесят, двести,
Т.п. (чем?) – пятьюдесятью, двумястами,
П.п. (о чем?) – о пятидесяти, о двухстах
Выполните задание: просклоняйте по образцу количественные числительные семьдесят, девятьсот, проверьте по «ответу» учителя (приложение №6)
ВОЗ №2
Запомните: у сложных порядковых числительных при склонении первая часть всегда имеет форму Род. п.: двух, шести, семи, девяти (кроме числительных девяносто, сто), а вторая часть имеет окончание, которое зависит от формы (рода, числа, падежа) порядкового числительного! Например: трехсотый, восьмидесятый
И.п. (что?) – трехсотый, восьмидесятый,
Р.п. (чего?) – трехсотого, восьмидесятого,
Д.п. (чему?) – трехсотому, восьмидесятому
В.п. (что?) – трехсотый, восьмидесятый,
Т.п. (чем?) – трехсотым, восьмидесятым
П.п. (о чем?) – о трехсотом, о восьмидесятом
Выполните задание: просклоняйте по образцу порядковое числительные пятитысячный, четырехсотый, проверьте по «ответу» учителя!
ВОЗ №3
Запомните: у составных количественных числительных склоняются все слова. Например: пятьсот семьдесят пять
И.п. (что?) – пятьсот семьдесят пять
Р.п. (чего?) – пятисот семидесяти пяти
Д.п. (чему?) – пятистам семидесяти пяти
В.п. (что?) – пятьсот семьдесят пять
Т.п. (чем?) – пятьюстами семьюдесятью пятью
П.п. (о чем?) – о пятистах семидесяти пяти
Выполните задание: просклоняйте по образцу составное количественное числительные двести тридцать четыре, проверьте по «ответу» учителя!
ВОЗ №4
Запомните: у составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово. Например: шестьсот девяносто второй
И.п. (что?) – шестьсот девяноста второй
Р.п. (чего?) – шестьсот девяноста второго
Д.п. (чему?) – шестьсот девяноста второму
В.п. (что?) – шестьсот девяносто второй
Т.п. (чем?) – шестьсот девяноста вторым
П.п. (о чем?) – о шестьсот девяноста втором
Выполните задание: просклоняйте по образцу составное порядковое числительное тысяча пятьсот восемьдесят шестой, проверьте по «ответу» учителя!
Приложение №6
Ответ на ВОЗ №1
И.п. (что?) – семьдесят, девятьсот
Р.п. (чего?) – семидесяти, девятисот,
Д.п. (чему?) – семидесяти, девятистам
В.п. (что?) – семьдесят, девятьсот
Т.п. (чем?) – семьюдесятью, девятьюстами
П.п. (о чем?) - о семидесяти, о девятистах
Ответ на ВОЗ №2
И.п. (что?) – пятитысячный, четырехсотый
Р.п. (чего?) – пятитысячного, четырехсотого,
Д.п. (чему?) – пятитысячному, четырехсотому
В.п. (что?) – пятитысячный, четырехсотый
Т.п. (чем?) – пятитысячным, четырехсотым
П.п. (о чем?) – о пятитысячном, о четырехсотом
Ответ на ВОЗ №3
И.п. (что?) – двести тридцать четыре
Р.п. (чего?) – двухсот тридцати четырех
Д.п. (чему?) – двумстам тридцати четырем
В.п. (что?) – двести тридцать четыре
Т.п. (чем?) – двумястами тридцатью четырьмя
П.п. (о чем?) – о двухстах тридцати четырех
Ответ на ВОЗ №4
И.п. (что?) – тысяча пятьсот восемьдесят шестой
Р.п. (чего?) – тысяча пятьсот восемьдесят шестого
Д.п. (чему?) – тысяча пятьсот восемьдесят шестому
В.п. (что ?) - тысяча пятьсот восемьдесят шестой
Т.п. (чем?) – тысяча пятьсот восемьдесят шестым
П.п. (о чем?) – о тысяча пятьсот восемьдесят шестом.