Применение логопедического массажа в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.


ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.В сознании педагогов современной России сложилось неизменное представление о формировании и социализации человека как о процессе его образования. В связи с этим не заканчивается поиск оптимальных путей педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе образования ребенка с особыми образовательными потребностями используется многообразные методы обучения, воспитания, коррекции, совокупность, взаимодополняемость и комплексное использование которых и определяет его результативность. Поэтому справедливо использование понятия «педагогическая технология» как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся.
Под образовательной технологией подразумевается строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. В этом контексте можно говорить о специальных образовательных технологиях для лиц с ограниченными возможностями.
Традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений, активно используются в современной логопедической практике. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные: они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий и привносят новые способы взаимодействия педагога и ребёнка. К их числу можно отнести технологии развития артикуляционной моторики, которыми должен владеть специалист в области логопедии.
Четкое проговаривание звуков осуществляется благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего нарушение речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.
Работа по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата проходит по следующим направлениям:
проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;
проведение работы по борьбе с солевацией;
проведение артикуляционной гимнастики.
Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Теоретическое и практическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой, Е.Ф. Архиповой, И.В. Блыскиной, Е.М. Акименко. Большой вклад в разработку массажа как нетрадиционного и эффективного метода коррекции звукопроизношения у детей и взрослых внесла Новикова Е.В. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и внесена в международный реестр комплиментарной медицины.
В последние годы появились публикации, посвященные описанию приемов логопедического массажа, но в логопедическую практику эти приемы внедряются пока недостаточно. Вместе с тем целесообразность логопедического массажа признают все специалисты, занимающиеся с такими тяжелыми речевыми нарушениями речи, как дизартрия, ринолалия, заикание и др.
«Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии, необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.» (Архипова 2008: 37)
Целью логопедического массажа является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи являются:
– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
– устранение патологической симптоматики, такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;
– стимуляция положительных кинестезии;
– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
– увеличение силы мышечных сокращений;
– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
Е.Ф. Архипова в пособии «Логопедический массаж при дизартрии» представила авторскую позицию в отношении логопедического массажа. Логопедический дифференцированный массаж автор рассматривает как структурную часть индивидуального логопедического занятия, проводимого с ребенком, имеющим дизартрию.
В пособии представлены три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых предлагаются упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики.
I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).
II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).
III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус).
Основные приемы массажа:
• Поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное.
• Растирание.
• Разминание.
• Вибрация и поколачивание.
• Плотное нажатие.
Приемы логопедического массажа дифференцируются в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.
Сила массажа – это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.
Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный снижают.
Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.
Таким образом, приемами массажа изменяют функциональное состояние коры головного мозга, повышая или снижая ее возбудимость.
Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.
Методические указания к проведению расслабляющего массажа:
1.Массаж проводится в медленном темпе.
2.Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:
1)мышцы шеи и плечевого пояса;
2)мимическая мускулатура;
3)мышцы губ;
4)мышцы языка.
Методические указания к проведению активизирующего массажа:
1.Движения логопеда должны быть достаточно ритмичными.
2.Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа может быть следующая:
1) мимическая мускулатура;
2)мышцы губ;
3)мышцы языка;
4)мышцы шеи и плечевого пояса.
Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов сопровождения развития ребенка.
Не стоит забывать, что у логопедического массажа есть противопоказания – это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий, эпилепсия. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.
Большинство практикующих специалистов сходятся во мнении, что более эффективно решить задачи, можно только включив в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.
Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.
Библиографический список
Развивающие технологии в логопедии / Акименко. В.М. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. (Сердце отдаю детям).
Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.Логопедический массаж:Методическое пособие для педагоговдошкольных образовательных учреждений /Блыскина И.В. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / АкименкоВ.М. – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Сердце отдаю детям).
Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие/ Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. – Ставрополь, 2008
Логопедический массаж при дизартрии /Архипова Е.Ф.М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.