Статья Роль родителей в процессе коррекции речевых нарушений
Статья на тему:
«Роль родителей в процессе коррекции речевых нарушений»
В настоящее время отмечается большое увеличение количества детей с различными нарушениями речи. Особенно это хорошо наблюдается у детей дошкольного возраста, но в последнее время речевые нарушения часто стали встречаться у детей на школьном этапе обучения. В связи с этим у детей возникают трудности в овладении письменной речью, чтением, сложности в понимании заданий по другим учебным предметам, также возникают проблемы в общении со сверстниками, даже могут появиться комплексы и снизиться самооценка, которые, в свою очередь, могут привести к замкнутости личности ребенка и вызвать явление дезадаптации к школьному обучению и социальной среде. Таким образом, проблема нарушения речи занимает одно из главных мест в процессе обучения, воспитания и развития ребенка.
В большинстве случаев проблемой нарушения речи детей занимаются специалисты, но совместная деятельность специалистов с родителями приносит более эффективный результат в коррекционной работе. К сожалению часто родители не придают серьезного значения дефектам речи своего ребенка. Это может быть связано со следующими причинами:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьёзного значения, думая, что с возрастом недостатки речи сами исправятся.
Непонимание родителями всей критической ситуации речевого развития ребенка, либо неприятие рекомендаций специалистов в этом вопросе, часто приводят к возникновению различных проблем в дальнейшем развитии и жизни ребенка. Так как речь относится к высшим психическим функциям, то в работах Л.С. Выготского говорится о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Семья, как один из самых важных социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование этих процессов. Система взаимоотношений ребенка со взрослыми, их особенности общения, способы и формы совместной деятельности являются важнейшим фактором социальной ситуации развития ребенка.
Из реальной практики видно, что достижение положительной динамики в коррекционной работе в системе специальных логопедических занятий в образовательном учреждении не гарантирует переноса этих положительных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления приобретенных в процессе коррекционной работы с речевыми нарушениями умений и навыков является вооружение родителей определенными знаниями, необходимыми для грамотной домашней логопедической работы с ребенком, их готовность к полноценному сотрудничеству с образовательным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание важности и необходимости своей помощи в коррекционном процессе, наличие обратной связи со стороны родителей. Комплексный подход к преодолению речевых нарушений предполагает активное участие в нем родителей, которые должны все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с логопедом закреплять в повседневной жизни, во всех совместных с ребенком видах деятельности.
Таким образом, организация логопедической работы совместно с родителями позволяет успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей.
Помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во – первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во – вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
необходимо формировать у родителей круг знаний по коррекционно-развивающей проблематике, привлекать к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком, совместно с ними обсуждать ход и результаты этой деятельности, анализировать причины незначительного продвижения в развитии отдельных сторон (если это имеет место быть), организовывать индивидуальные практикумы по закреплению упражнений артикуляционной гимнастики, психогимнастики, автоматизации поставленных звуков в различных речевых заданиях.Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития ребенка, либо неприятие рекомендаций специалистов в этом вопросе, нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций. А ведь еще Л.С.Выготский говорил о том, что построение и формирование высшей психической деятельности (а речь, как известно, входит в неё составной частью) совершается в процессе социального развития ребенка. Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование этих процессов. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в детском саду не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является вооружение родителей адекватными способами коммуникации, их готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание важности и необходимости этого, наличие обратной связи со стороны родителей, оказание помощи взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды.