Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психомоторного развития по теме: «ЗВУКИ П-ПЬ. БУКВА П. »
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Звуки [П]-[П’]. Буква П»
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психомоторного развития по теме:
«ЗВУКИ П-ПЬ. БУКВА П. »
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз.
Компьютерные технологии: игровая презентация «Звуки П-Пь. Буква П» .
ЗАДАЧИ.
Коррекционно-образовательные:
• Обучение детей технике здоровьесбережения.
• Формирование мотивационной основы речевого высказывания, развитие потребности общения.
• Дать четкую характеристику звуков «П» и «Пь».
• Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.
Коррекционно-развивающие:
• Учить узнавать звуки.
• Учить четко произносить звуки «П», «Пь», дифференцировать на слух и в произношении.
• Развивать фонематические представления.
• Развивать зрительное внимание.
• Обучение приемам расслабления с использованием гимнастики для глаз.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ.
Демонстрационный: компьютерная презентация «Звуки П-Пь. Буква П», таблица характеристики звука
Раздаточный: звуковые символы (кружки красного, синего и зеленого цветов на деревянных шпателях; схемы слов; кружки синего, красного и зеленого цветов; таблички с буквой П (Монтессори, таблицы на нахождение буквы П .
ХОД
Педагог: - Ребята, закройте глазки и послушайте звуки которые нас окружают.
Педагог: - Что, вы услышали?
Дети перечисляют услышанные звуки.
Педагог: - Как называют то, что вы сейчас услышали?
Дети: - Звуки.
Педагог: - Правильно. А какие звуки русского языка вы знаете?
Дети перечисляют звуки.
2 слайд
Педагог: - Что вы видите на экране?
Дети: - Паровоз.
Педагог: - Из трубы выходит пар со звуком – п-п-п-п. Произнесите этот звук и посмотрите друг на друга при произнесении.
- Как вы произносите звук «П»?
Дети: - Губы смыкаются, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха. Горлышко «молчит».
3 слайд
Педагог: - Звук «П» можно пропеть?
Дети: - Нет.
Педагог: - Значит это какой звук?
Дети: - Согласный.
Педагог: - Это звонкий или глухой звук?
Дети: - Глухой.
Педагог: - Твердый или мягкий?
Дети: - Твердый.
Педагог: - Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?
Дети: - Синим.
Педагог: - Кто может повторить характеристику звука «П»?
4 слайд
Демонстрируется таблица характеристики звука и один ребенок повторяет характеристику звука «П», остальные дети помогают ему в случае затруднения.
Педагог: - Давайте проверим, какие вы внимательные. Я буду называть звуки, а вы поднимите вверх кружок, когда услышите звук «П». Какой кружок надо поднять?
Дети: - Синий.
Педагог: - Правильно. Слушайте:
а м п т н к у п п… ; та ко по бо ма пы… ; ап оп ум… ; мох пых кот капуста … .
Педагог: - Молодцы. На какой звук вы поднимали кружок?
Дети: - «П»
5 слайд
Педагог: - Придвиньте к себе схемы слов и посмотрите на экран. Кто это?
Дети: - Пожарный.
Педагог: - В слове «пожарный» есть звук «П»?
Дети: - Да.
Педагог: - Где в этом слове находится звук «П»?
Дети: - В начале слова.
Педагог: - Положите на своих схемах кружок в начало слова.
Аналогичная работа проводится со словами «пылесос», «сапоги»,
6 слайд «подснежники», «капуста»
7 слайд
Педагог: - Какой звук мы услышали во всех этих словах?
Дети: - Звук «П».
Педагог: - Что это за звук?
Дети повторяют характеристику звука.
Педагог: - А сейчас давайте дадим глазкам отдохнуть.
Гимнастика для глаз
Сел медведь на брёвнышко, (сидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения)
Стал глядеть на солнышко.
- Не гляди на свет, медведь!
Глазки могут заболеть! (прикрывают глаза ладонями)
8 слайд
Педагог: - Что нарисовано на экране?
Дети: - Чайник и чашки.
Педагог: - Вода в чайнике уже начала остывать и выходит едва заметный пар: пь-пь-пь- Какой звук издает этот чайник?
Дети: - Пь.
9 слайд
Педагог: - Какой это звук?
Дается характеристика звука «Пь». Работа аналогична работе над звуком «П» на 3 слайде.
Педагог: - Проверим вашу внимательность. Поднимайте вверх кружок когда услышите звук «Пь»: м п пь к т пь… ; пи мы ми пя па ти пю… ; перо пила молоко пироги корова….
10 слайд
Работа по определению места звука «Пь» в словах – аналогична работе во время демонстрации 5 и 6 слайдов.
11 слайд
Педагог: - Про какие звуки мы с вами говорим?
Дети: - Звуки «П» и «Пь»
Педагог: - Какие вы знаете слова со звуком «П»?
Дети называют слова.
Педагог: - Со звуком «Пь»?
Дети называют слова.
Педагог: - Посмотрите на экран. Что изображено на экране?
Дети: - Микроволновая печь.
Педагог: - Правильно. В слове «печь» есть звук «П» или «Пь»?
К экрану вызывается ребенок.
Ребенок: - Звук «Пь».
Педагог: - Куда отнесем эту картинку?
Ребенок: - К зеленому кружку.
Аналогичная работа с остальными картинками.
Гимнастика для глаз «Заяц белый»
Заяц белый, заяц белый Быстро моргают глазами.
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: Наклонять и выпрямлять голову
«Я не бегал, я скакал». вперёд, закрыв глаза.
Заяц белый, заяц белый, Опять быстро сжимать и
Ну а где же ты обедал? разжимать веки.
Заяц белый отвечал: Наклоны головы вправо-влево.
«Я сегодня голодал». Закрыть глаза ладонями,
расслабить глаза.
12 слайд
Педагог: - Звуки «П» и «Пь» обозначает буква П.
По тропинке из ворот
Детский сад пошел в поход.
О. Гофман
- На что похожа буква П?
Перечисления детей.
- Давайте обведем букву П.
Дети обводят букву на табличках Монтессори.
- Пропишем в воздухе букву П.
- Выложим букву из палочек.
13 слайд
- Посмотрите как букву П пишут взрослые, какая буква печатается.
Возьмите листы с буквами и обведите в кружок все буквы П которые на них увидите.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
- Про какие звуки мы сегодня говорили?
- Какая буква обозначает эти звуки?
Оценка работы детей.