План урока по технологии на тему Перевод выкройки на кальку или бумагу из журналов мод. Раскрой брюк (9 класс)
Планирование урока для 9 класса по технологии
Дата:_______
№ урока 12
Тема урока: Перевод выкройки на кальку или бумагу из журналов мод. Раскрой брюк (бриджи, шорты).
Триединая цель
Образовательная: Сформировать знания о правилах перевода выкройки на кальку; продолжить ознакомление учащихся с правилами раскроя изделия на ткани.
Развивающая: развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе выполнения практической работы; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.Воспитательная: формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группах; воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету.
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых знании;
урок закрепления знаний;
урок комплексного применения знаний;
обобщения и систематизации знаний;
урок оценки, проверки и коррекции знаний и др;
комбинированный.
Методы обучения:
Методы организации учебно-познавательной деятельности – Объяснительно-иллюстративный:
Наглядный - демонстрация картин, иллюстрации, таблицы и др.
- Методы организации учебно-познавательной деятельности (Словесный - объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником)-Репродуктивные (способствуют усвоению ЗУН на основе заучивания и через систему упражнений, воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование)
-Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
(Познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально- нравственных ситуаций, неожиданность, занимательность, парадоксальность и т.п.)
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Зачёты: устный, письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный, итоговый, текущий, с применением ТСО, программированный, тесты. - Методы исследовательскй деятельности (когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя)
- проблемное изложение изучаемого материала;
- частично-поисковый, или эвристический метод;
Другие методы обучения: _____________________________________________________________
Оборудование:______________________________________________________________________
Новые понятия, термины: ____________________________________________________________________________________
Структура урока и формирование компетентности учащихся на различных его этапах:
Базовые и ключевые компетентности: ценностно-смысловые (1), общекультурные (2), учебно-познавательные (3), информационные (4), коммуникативные (5), социально-трудовые (6), личностного совершенствования (7), социокультурные (8), природоведческие и здоровьесберегающие (9), поликультурные (10)
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
Приветствие;
Проверка наличия учащихся на уроке;
Проверка готовности учащихся к уроку;
Оглашение темы и цели урока.
II. Ориентировочно-мотивационный этап - формирование компетентности…
III. Актуализация знаний и практических и умственных умений (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала): формирование компетентности…
Расскажите об истории появления журналов мод.
Как определить степень сложности обработки изделия по журналу мод?
Почему нельзя использовать для лекал сам лист выкроек из журнала?
Как правильно работать с журналом мод?
IV. Операционно-исполнительский этап – формирование компетентности…
Раз мы с вами совмещаем все должности сразу – закройщика и портного, то нам потребуются все их инструменты.
Для раскроя тканей нужен большой прямоугольный стол; но если его нет, можно кроить на чистом полу. Шить надо за таким столом, чтобы на нем размещались крупные детали платья, брюк или юбки.
Кроме стола нужны: большая гладильная доска (или стол с подстилкой из толстой ткани и рукавная колодка), проутюжильник (кусок марли или мягкой ткани, например, тонкого льняного полотна 70*70 см).
Перед началом работы (ее начинают после раскроя, с подготовительных операций и сметывания) на столе должны быть только необходимые вещи: слева – детали кроя; справа – ножницы, линейка, мел (мыло), нитки, иголки, булавки, наперсток, колышек для удаления временных строчек. Всегда под руками должны быть: сантиметровая лента, резцы (один с острыми зубцами, другой со сточенными), бумага (лучше миллиметровая) для вычерчивания основных и дополнительных деталей, бумага оберточная или обойная для вырезания лекал, калька для проверки линий, перевода вытачек.Основной способ перевода контуров – с помощью резца (другие способы: через копирку, на кальку). Бумагу с чертежом положить на рабочую бумагу, приколоть канцелярскими кнопками к чертежной доске, фанере, толстому картону. Точно по линиям (прямые участки по линейке), не торопясь, не слишком нажимая, прокатать резцом с острыми зубцами все контуры, горизонтальные и вертикальные конструктивные линии, вытачки, места карманов – в общем, все, что есть на чертеже. Если детали заходят одна на другую (как бока платья), их надо обвести отдельно. Кроме основных деталей скопировать дополнительные. Начертить такие детали, которых нет на чертеже: обтачки и подзоры для входа в карман, мешковины карманов и др.
Если раскрой будем вести на сложенной пополам ткани, лекала нужны на половину изделия. Если все или некоторые детали кроятся на развернутом полотне, то нужен полный набор лекал развернутых и парных деталей.
По проколам на рабочей бумаге нужно обвести карандашом все линии. На лекалах до вырезания делают отметки и надписи (внутри контуров, чтобы не отрезать): направление долевой нити обозначают стрелкой с двумя концами; наименование детали, срезов и контрольных линий; количество данных деталей: если их больше одной пары, то надо сделать лекала на каждую пару. Для развернутого кроя надо указать левую и правую стороны деталей. На деталях, где легко перепутать стороны, верх и низ, надписать у срезов: к спинке, к переду, к горловине и т.д.
У каждого среза указать величину припуска на шов, места контрольных точек, начала и концы вытачек. Углы карманов и вытачек обозначают вырезными треугольниками (сами вытачки не вырезают). Отмечают участки складок, сборки, посадки, сутюжки, оттяжки.
Затем лекала вырезают, проверяя сопряжение линий горловины, проймы, оката и низа рукава, сидения брюк.
! Перед раскладкой лекал на ткани еще раз проверяют перечень и количество деталей.
V. Первичная проверка знаний – формирование компетентности…
1. От чего зависит количество деталей кроя? Для чего их проверяют?
2. Перечислите способы перевода контуров деталей.
VI. Закрепление, тренировка, отработка умений и навыков формирование компетентности…
Практическая работа: перевод выкройку на кальку или пленку из журналов мод. Раскрой деталей на ткани.
VII. Контроль и учет знаний формирование компетентности…
Проверка правильности изготовления лекал; проверка правильности раскроя деталей на ткани.
VIII. Здоровьесберегающие технологии - формирование компетенции учителем – инструктаж по ТБ, санитарной гигиене, обучение методам оказания первой помощи. Формирование компетенции учеником – соблюдение правил личной гигиены, правил ТБ при работе в швейном цехе, оказание первой медицинской помощи.
IX. Рефлексивно-оценочный этап - формирование компетентности…
Выставление и оглашение оценок.
Домашнее задание: принести готовые детали кроя брюк, нитки, иголки, булавки, ножницы.