Выступление Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Методический семинар
СЛАЙД №1
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. На решение данных задач была направлена инициатива «Наша новая школа».
СЛАЙД №2
Основные положения ее представлены на слайде: (не читать)
1. Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире должно стать основной задачей современного образования;
2. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации;
3. Школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным;
4. Развивать и совершенствовать программы обучения русскому языку, который является основой межнационального общения и единства нашей страны.
Для учителей русского языка и литературы важным являются два последних положения – формировать личность, приобщать новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, развивать и совершенствовать программы обучения русскому языку, который является основой единства нашей страны.
С 1 сентября 2014 года к нам в пятый класс придут дети, которые уже сейчас обучаются по новым стандартам.
СЛАЙД №3
В Федеральных государственных стандартах второго поколения говорится о том, что предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции школьников. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим школьным предметам.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
СЛАЙД №4
Ещё Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа всё производит из корня и более ниоткуда, ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – всё это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать школьников – это значит развивать в них способность понимать, действовать самостоятельно, а не заполнять головы учеников готовой информацией.
СЛАЙД №5
Наверное, именно поэтому в стандартах второго поколения на первое место поставлены личностные результаты школьников.
Я думаю, с ними знакомы все филологи.
Дайте один слайд с тремя стрелками: личностные, метапредметные, предметные. НЕ ЧИТАТЬ СО СЛАЙДОВ УБРАТЬ
Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку представлены :
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; и другие, представленные на слайде.
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики:
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова СЛАЙД №12
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Для достижения этих результатов в процессе обучения русскому языку должен быть реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
СЛАЙД №6
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
СЛАЙД №7
- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
- познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
СЛАЙД №8
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Таким образом, обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, дальнейшую социализацию личности.




СЛАЙД 9
Для меня на уроках русского языка является основополагающей работа по формированию функциональной грамотности. Основные акценты стараюсь делать на:
1. Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
3. Развитие устной и письменной речи:
- развитие орфоэпических навыков;
- работа по обогащению словарного запаса;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
СЛАЙД 10
В пятом и шестом классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности предлагаю разные:
- определи количество частей в тексте; поставь вопрос к каждой части, составь план;
- определи основную мысль текста, соотнеси ее с темой урока;
- вычлени из текста новую информацию и сформулируй его главную мысль.
Механизм речи развивается на таких упражнениях:
- механизм эквивалентных замен;
- механизм памяти;
- механизм сжатия текста
- механизм предвидения, предугадывания.
Кроме того, задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме используются с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.

СЛАИД 11
В седьмом классе работу по овладению функциональной грамотностью продолжаем: изучаем тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяем текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняем:
- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю
- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ?;
- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю;
- подробно изложи текст публицистического стиля;
- определи тип и стиль текстов.
СЛАЙД 12
В восьмом-девятом классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.



Слайд №13
Изученные обучающимися языковые единицы, функциональные стили отрабатываются не изолированно, а в контексте конкретных речевых ситуаций, что обеспечивает прочность знаний и применение их в речевой деятельности. Выстраивается схема:

Работа с единицами языка
1 этап
2 этап
3 этап

Изучение языковой единицы (языкового явления)
Анализ использования этой единицы в конкретной языковой ситуации
Отработка данного правила (используемой единицы) на уровне самостоятельной творческой деятельности обучающихся

Мы также стремимся достичь за счет данной работы определенного воспитательного эффекта, так как она решает вопросы формирования этикетно-правильной речи, учит ребенка составлять свои речевые произведения с учетом языковой ситуации, что невозможно без развития чуткости в отношении к людям, умения адекватно понять другого человека и правильно выразить свою мысль, не оскорбляя чужих чувств.

Таким образом, на протяжении всего процесса обучения русскому языку ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции через деятельностный подход, то есть формируется функциональная грамотность.

СЛАЙД №14
А. Дистервег говорил о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. «Чему учить?» – наиглавнейший вопрос современного образования. На мой взгляд, ответ очевиден: учить нужно не номенклатуре, а умению действовать.
Тщательно продуманная система преподавания позволяет добиваться положительных результатов в обучении детей, хороших показателей качества знаний. Результаты моей систематической работы по формированию функциональной грамотности отражаются в аналитических таблицах.
СЛАЙД 15

Итоги года
2009-2010 уч.г.
2010 – 2011 уч. год
2011 – 2012 уч. год
2012-2013 уч. год

Уровень обученности
по русскому языку
6 Б (комп.) – 100%


5 Б (корр.) – 100%
7 Б (комп.) -100%

5 А – 100%
6 Б (корр.) – 100%
8 Б (комп.) –100%

6 А - 100%
7 Б (корр.) – 100%
9 Б (комп.) –100%



Качество знаний по русскому языку
6 Б (комп.) – 21%

5 Б (корр.) – 50%
7 Б (комп.) -28%
5 А – 54%
6 Б (корр.) – 53%
8 Б (комп.) –35%

6 А - 53%
7 Б (корр.) – 54%
9 Б (комп.) –35%


Уровень обученности
по литературе
6Б (комп.) –100%
8 А – 100%
8 Б (корр.) – 100%
5 Б (корр.) – 100%
7Б (комп.) –100%
9 А – 100%
9 Б (корр.) – 100%

5 А – 100%
6 Б (корр.) – 100%
8 Б (комп.) –100%

6 А – 100%
7 Б (корр.) – 100%
9 Б (комп.) –100%


Качество знаний по литературе


6 Б (комп.) – 51%
8 А – 50%
8 Б (корр.) – 65%
5 Б (корр.) – 78%
7Б (комп.) –51%
9 А – 52%
9 Б (корр.) – 68%

5 А – 75%
6Б (корр.) – 79%
8Б (комп.) –50%

6 А – 78%
7 Б (корр.) – 79%
9 Б (комп.) –50%


Слайд 16
Результаты независимой экспертной оценки

Результативность
2010 – 2011 уч. год

2012-2013 уч. год

Результаты независимой экспертизы
ГИА по литературе
Уровень обученности – 100%
Качество знаний – 100%
ГИА по русскому языку
Уровень обученности – 100%
Качество знаний – 100%

Результаты экзаменов

Русский язык
9Б комп
Уровень обученности – 100%
Качество знаний – 38%



СЛАЙД №17
Также я сопоставила итоги ГИА по литературе, обществознанию и английскому языку. Ни в коем случае не приписываю эти результаты своей работе, но они еще раз подтверждают, что системная работа по формированию практической грамотности дает положительные результаты и на других предметах.

Результаты независимой экспертной оценки

Русский язык
Литература
Обществознание
Английский язык

2010-2011 учебный год

100%
100%
100%
100%

2012-2013 учебный год

100%

90%
95%


Завтра мною будет представлено учебное занятие по русскому языку «Разрешите вас поздравить». Выбрана тема: «Написание пригласительной открытки», где я попытаюсь показать некоторые приёмы формирования функциональной грамотности.
Работая учителем, я проходила обучение в магистратуре при МГГУ – е. Магистрскую диссертацию я защищала по теме: «Изучение структуры и семантики текстов поздравительных открыток».
Ни для кого не секрет, что уровень эпистолярной культуры, да и в целом речевой уровень, снижается (эпистолярный жанр исчезает). Это подтверждает проведённое исследование среди студентов МГГУ в 2010 году.
Результаты показывают, что в общении с родными и друзьями доли тех, кто звонит по обычным телефонам составляет – 87,2% опрашиваемых, общаются по мобильным телефонам – 41%, посылают краткие сообщения- 23,8%, только 2,2% людей продолжают писать традиционные письма и открытки.
В ходе исследования, мы пришли к выводу, что современные школьники и студенты не умеют составлять тексты приглашения, тексты поздравления, не знают особенностей композиции этих текстов, особенностей употребления тех или иных синтаксических конструкций. Современная молодежь предпочитает покупать открытки с уже готовыми текстами. Эти тексты содержат большое количество ошибок (в композиции, орфографии, пунктуации, стилистике), построены они по шаблону и являются универсальными, то есть предназначенными для всех и каждого, абсолютно к любому празднику. Таким образом, обращение к открытке позволяет привлечь внимание школьников к письму, письменному общению.

/,Знак Знак Знак Знак1 Знак