Доклад на педагогическом совете на тему Психологический комфорт в ДДТ как условия для развития личности ребенка
28.03.2017г.
Доклад по теме: «Психологический комфорт в объединениях ДДТ, как условие развития личности ребенка»
Педагог дополнительного образования
Соколянская Наталья Викторовна
Каждый педагог в работе с обучающимися и своими коллегами должен ставить следующие задачи:
• осознание деструктивной роли психологического насилия во взаимодействии людей;
• расширение навыков диалогического общения;
• повышение степени осознанности собственного поведения, выработка эффективных моделей поведения;
• овладение эффективными педагогическими технологиями с использованием психологической составляющей учебно-воспитательного процесса с целью снижения всех форм психологического насилия;
• активизация процессов самопознания, важности самоизменения.
В начале 2017 года мною была проведена диагностика психологической безопасности в педагогическом коллективе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества, а также анализирование результатов диагностики, выявление и формирование проблем, связанных с психологической безопасностью в коллективе.
Педагогам был предложен опросник следующего плана.Анкета-опросник
Диагностика психологической безопасности образовательной среды
Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды МБУ ДО ДДТ. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком "+" или подчеркните.
Как Вы думаете, требует ли работа в Вашем учреждении постоянного совершенствования профессионального мастерства?
-Да -Пожалуй, да - Не могу сказать -Пожалуй нет -Нет
2. Как Вы характеризуете свою работу? «0»-очень не нравится, …, «9»-очень нравится. Поставьте «+» в клетке, которая, по Вашему мнению, характеризует Вашу работу.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
3.Собираетесь ли Вы в ближайшие 1-2 года перейти на другое место работы (или уйти на пенсию)?
-Да - Не могу сказать -Нет
4. Считаете ли Вы, что работу, которую Вам приходится выполнять, помогает развитию ваших способностей?
-Да -Пожалуй, да - Не могу сказать -Пожалуй нет -Нет
5. Если бы представилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность?
-Да - Не могу сказать -Нет
6. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?
-Обычно плохое -Чаще плохое -Не влияет -Чаще хорошее -Обычно хорошее
7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите
только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их.
Оцените все характеристики по 5-бальной системе.
Характеристика психологической безопасности образовательной
среды Степень удовлетворенности выбранной характеристики
Совсем нет В
небольшой
степени Средне В большой степени В очень большой степени
1 2 3 4 5
1.Взаимоотношения с коллегами 2. Взаимоотношения с учениками 3.Возможность высказать свою точку зрения 4.Уважительное отношение к себе 5.Сохранение личного достоинства 6.Возможность обратиться за помощью к администрации 7.Возможность проявлять инициативу, активность 8.Учет администрацией личных проблем и затруднений 8. Считаете ли Вы свою работу увлекательной?
-Да -Пожалуй, да - Не могу сказать -Пожалуй нет -Нет
9. Насколько защищенной Вы чувствуете себя на работе? (Поставьте «+»)
Показатели психологической защищенности Полностью не
защищена Не
защищена Затрудняюсь ответить Защищена Вполне защищена
1 2 3 4 5
1.От публичного унижения
-учениками -коллегами -администрацией 2.От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания
-ученики -коллеги -администрация 3.От игнорирования
-учениками -коллегами -администрацией 4.От неуважительного отношения
-учеников -коллег -администрации 5.От недоброжелательного отношения
-учеников -коллег -администрации 10. Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не
работаете, вернулись бы Вы на свое место работы?
-Нет -Не знаю -Да
11. Какое утверждение лучше всего характеризует особенности Вашего коллектива:
1) Работать надо так, как работают в нашем коллективе.
2) Работать надо лучше, чем работают в нашем коллективе.
3) Меня мало волнует.
Ваш пол: __________ Ваш возраст (полных лет) _______
Педагогический стаж работы в школе ________ СПАСИБО!
Заключение диагностики ОС в МБУ ДО ДДТ
В ходе работы по диагностике образовательной среды в МБУ ДО ДДТ были выявлены следующие показатели:
- интегральный показатель отношения к образовательной среде;
- выбор значимых характеристик образовательной среды и индекс удовлетворенности ими;
- индекс психологической безопасности образовательной среды.
Интегральный показатель отношения к образовательной среде в учреждении дополнительного образования в целом позитивен. 75% педагогов позитивно настроены, что сказывается на настроении, и влечет за собой доброжелательные отношения к ученикам и коллегам.
Самой значимой характеристикой педагогов образовательной среды МБУ ДО ДДТ является взаимоотношения с коллегами. Эту характеристику выбрали 87% из всех опрашиваемых. Взаимоотношения с учениками, возможность обратиться за помощью к администрации, учет администрацией личных проблем и затруднений выбрали подавляющее большинство, как значимую характеристику 75%. Уважительное отношение к себе считают важным 62,5%.
Что касается индекса удовлетворенности ими, анализ результатов, полученных показал, что по пяти важнейшим характеристикам образовательной среды МБУ ДО ДДТ, которые педагоги выбирали сами, в высокой и очень высокой степени удовлетворены. Исключение составляет опрашиваемый педагог анкеты-вопросника под номером 8, который по важным пяти характеристикам удовлетворен по уровню ниже среднего. На это стоит обратить внимание психологу, провести консультационную деятельность в отношении данного педагога с целью выявления причины такого выбора.
По восьми характеристикам образовательной среды 6 педагогов МБУ ДО ДДТ удовлетворены в очень высокой и высокой степени, что составляет 75%, но два человека лишь в среднем и даже ниже среднего удовлетворены в этих потребностях, что составляет 25%.
Уровень защищенности от психологического насилия учениками педагогов МБУ ДО ДДТ в 75% очень высокий и высокий, а 25% чувствуют себя на среднем уровне. Подобная картина вырисовывается и в отношении коллег. Что касается уровня защищенности от психологического насилия педагогов администрацией, то тут дела обстоят хуже. Только 50% опрашиваемых педагогов защищены в высокой и очень высокой степени, а остальные в среднем и даже ниже среднего.
62,5% опрашиваемых педагогов чувствуют свой уровень защищенности от психологического насилия как высокий и очень высокий. А 37.5% опрашиваемых чувствуют средний уровень защищенности.
На основе этой диагностики можно сделать вывод, что психологическая безопасность образовательной среды оставляет желать лучшего. Большая часть негативных оценок была в отношении администрации. Педагоги чувствуют себя психологически уязвимыми, когда дело касается отношения администрации к ним. И этот фактор немаловажен для опытного психолога, которому предстоит принять меры в педагогической среде по психологической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования детей.