Выступление на НПК по теме Проектная деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетенций


Проектная деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетенций.
Слайд 1.
Глобальные изменения в сферах современного общества потребовали корректировки всех аспектов образования. В современном образовании акцент с «усвоения знаний» переносится на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход.
Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.
Задача учителя в процессе личностно ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.
Наиболее эффективно эти задачи можно решить, используя метод проектов. Ведь в основе проектной деятельности лежит целенаправленная научно-исследовательская работа.
Учебный проект - это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Используя технологию метода проекта, прежде всего я вижу необходимость исследовательской деятельности учениками для развития
компетенций ученика, для развития коммуникативных личностных качеств и помощи в выборе своей профессии в дальнейшей жизни.
В ходе осуществления проектной деятельности у учащихся формируются знания и умения, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, соотнесение познавательных возможностей каждого ученика с уровнем сложности проектной работы. В работе над проектом принимают участие ребята, которым интересен предмет, но более радует, что с большим энтузиазмом работают ученики, у которых предмет не вызывает интерес. Они могут раскрыться и показать себя с положительной стороны, применив свои знания в областях отличных от данного предмета, при этом обогатив свой багаж знаний.
Учителя начальной школы работают над небольшими и большими проектами, которые позволяют научить детей добиваться поставленных целей в разумные сроки и с применением полученных знаний. В младшем школьном возрасте ещё рано говорить о самостоятельном проектировании, т.к. для детей это сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период обучения в начальной школе - это система небольших проектных заданий, ориентированных на получение результата и предполагающих применение приобретенных в учебном процессе знаний. Очень важно, чтобы работа над этими мини-проектами стала традиционной. Кроме того, необходимо, чтобы работа была групповой с распределением ролей. Это позволяет включить в проектную деятельность общение - ведущий вид деятельности для учащихся начальных классов.
Основной критерий участия школьника в проекте – его интерес и желание. Учитель должен предоставить учащимся на выбор набор заданий. Для быстрой и эффективной работы желательно учащихся разбить на группы. Я практикую группы переменного состава. Учащиеся могут сами разбиться на группы по желанию (по симпатиям друг к другу) или группы комплектую сама, учитывая индивидуальные способности школьников. Затем каждый в группе должен получить роль (капитан, исследователь, экскурсовод и т.д.). В результате каждый ученик почувствует свою значимость для других, не останется в стороне. При выборе роли учитель должен помочь каждому соизмерить свои желания с возможностями. Именно работая в группе, младшие школьники учатся высказывать свое мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Для каждой группы можно подготовить инструкционную карту, в которой четко прослеживается вся последовательность проектной деятельности, иными словами алгоритм работы.
Слайд 2.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

ПРОБЛЕМА «Почему?» Актуальность
ПРОЕКТА (это важно для меня лично) проблемы –
Мотивация
ЦЕЛЬ «Зачем?» ЦелеполаганиеПРОЕКТА (мы делаем проект)
ЗАДАЧИ «Что?» Постановка
ПРОЕКТА (для этого мы делаем) задач
МЕТОДЫ «Как?» Выбор способов
И СПОСОБЫ (мы это можем делать) и методов,
планирование

РЕЗУЛЬТАТ «Что получилось?» Ожидаемый
(как решение проблемы) результат

Работа над проектами всегда охватывает вопросы с точки зрения межпредметных связей. С позиций компетентностного подхода определение целей предмета связано с формированием умений рассматривать явления с разных точек зрения: химии, географии, биологии, анатомии, экологии и даже литературы, определять природу явлений и его закономерности.
Слайд 3.
При работе над проектом ставятся задачи:
- обучить умениям и навыкам исследовательской работы,
- повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску,
- научить школьников оформлять научные идеи, размышления,
- организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой, исследовательской деятельности,
- обучение школьников публичному выступлению,
- обучение учащихся рефлексии,
- освоение школьниками социо-культурных связей,
- расширение образовательного пространства и мировоззренческого кругозора
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.
Слайд 4. Вот одна из классификаций проектов.
Виды проектов:
Информационные проекты
Исследовательские проекты
Творческие проекты
Практико –ориентированные проекты
Игровые проекты
Проекты в младших классах кропотливое дело, но очень значимое. В результате своей творческой практической деятельности учащиеся создают конечный продукт в виде новых самостоятельно добытых знаний и умений.
Мне нравится использовать проектную деятельность на уроках окружающего мира.
Слайд 5.
Очень интересный проект получился по теме «Из истории имён». Данная тема предполагает познакомить детей с происхождением имен со времён древней Руси. Этот материал оказался очень интересным для детей.
Перед ребятами были поставлены проблемные вопросы:
Какую тайну хранит моё имя?
Как появилось мое имя?
Какое значение имеет мое имя?
Из какого языка пришло мое имя?
Каков перевод и значение моего имени?
Кто дал мне такое имя? Как это произошло?
Какие формы моего имени существуют?
Слайд 6.
Материал очень объёмный и для того, чтобы облегчить работу, я предложила разделиться на 3 группы:
Историки
Социологи
Литераторы
Историки выясняли значение и происхождение имён одноклассников,
составляли именные альбомы по именам ребят своей группы (значение, происхождение, влияние на характер и т.д.).
Социологи проводили исследования:
Сколько имён в нашем классе, какие из них повторяются, какие являются редкими?
Какие имена начинаются на гласные буквы, а какие на согласные?
Проводили опрос, кто дал имя одноклассникам?
Литераторы подбирали стихотворения, пословицы и поговорки, ребусы про имена, придумывали вопросы, связанные с именами литературных героев.
Слайд 7.
Дальше работа пошла по плану :Ребята знакомились с темой и проблемой проекта.
Выбирали одну из предложенных ролей.
Знакомились с проблемными вопросами своей роли.
Изучали список ресурсов.
Составляли план поиска информации.
Исследовали информационные ресурсы.
Обсуждали результаты работы, проводили защиту проекта.
В итоге работы над проектом ребята узнали много нового о своих собственных именах и именах своих сверстниках, научились правильно употреблять различные формы имени в речи, стали более внимательными друг к другу.
Положительные моменты работы над данным проектом:
- воспитание уважения и внимательности друг к другу;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание навыков самостоятельности, чувства ответственности;
- выработка умений работать с дополнительной литературой, с ИКТ-ресурсами (интернет);
- воспитание умения выстраивать конструктивный диалог с товарищами, с учителями, с родителями;
- активное вовлечение родителей в деятельность;
- поддержка интереса к проектной деятельности.
Данный проект можно использовать и во внеурочной деятельности.

Слайды 8 - 10.
Помимо учебных проектов, мои ребята с большим интересом работают и над индивидуальными исследовательскими проектами. Каждый год мы с ребятами участвуем в школьной научно-практической конференции, представляя свои проектно- исследовательские работы. В этом году мы показали 2 работы: «Кристаллы», проект подготовлен ученицей 3 класса Тараненко Дарьей и «Компьютерные игры – это хорошо или плохо», Зюзина Юлия ученица 3 класса. Работать над проектами мы начали в сентябре. Девочки изучали дополнительную литературу, занимались поиском необходимой информации в сети Интернет, работали со словарями. Даша на протяжении двух месяцев выращивала кристаллы из соли, сахара и медного купороса. Юля проводила классный час о пользе и вреде компьютерных игр, анкетирование среди ребят 4 класса, разрабатывала памятку о работе за компьютером. Результатом всей этой продолжительной работы стали хорошие выступления девочек на конференции, а Дарья представила замечательную коллекцию собственно выращенных кристаллов. Отрадно и то, что в эту работу с интересом включаются родители. На данном этапе – они незаменимые помощники для ребят.
Использование в своей педагогической работе метода проектов ( не только на уроке, но и во внеурочной деятельности), привело к следующим изменениям:
- у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, в т.ч. с Интернет ресурсами;
- ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;
- умеют доказывать и обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.
- возросли результаты обученности:
Таким образом, анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проектная деятельность предоставляет новые возможности решения методических задач.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием
развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым инновационным технологиям.
Сегодня мы все чаще говорим о толерантности, терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слушать мнение других, вступать в дискуссию. Именно эти качества личности можно развить внедрения в практику метод проектов. И начинать эту работу необходимо в начальной школе.
Слайд 11.